Цель: Уточнять и закреплять знания детей по формированию элементарных математических представлений.
Задачи:
- Закреплять знания по звуковой артикуляции гласных и согласных.
- Учить детей составлять задачи, используя сюжеты русских народных сказок.
- Привить любовь к устному народному творчеству и живому образному слову, развивать речь детей.
- Развивать умение из отдельных частей делать целый предмет.
- Закреплять название геометрических фигур.
- Конкретизировать знания детей о двузначных числах, количественном и порядковом счёте.
- Формировать навыки вычислительной деятельности.
- Совершенствовать умение называть предыдущее и последующее число.
- Систематизировать знание детей в измерении объёма предметов с помощью мерки.
- Развивать логическое мышление, зрительное и слуховое внимание, мыслительные операции, временные представления, пространственные представления.
- Воспитывать самостоятельность, инициативность, интерес к предмету.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, социализация, чтение художественной литературы, музыка, труд, художественное творчество.
Предварительная работа: Чтение сказок, отгадывание загадок, деление предметов на 2 и 4 части, решение задач на сложение и вычитание, измерение объёма воды, составление узора из геометрических фигур.
Материал: Лесовичок, буквы, фишки, иллюстрации к задачам, тарелки с яблоками, знаки сравнения, цифры, Жар-птица, дворец, ключи, сосуды с пшеницей, условная мерка, сапоги-скороходы, ковёр-самолёт, карандаши, бумага.
Ход деятельности
Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие по сказочному государству. Помогать нам будет старичок -лесовичок.
Лесовичок, бежал куда-то,
Повстречал родного брата.
Говорит ему – Беда!
Расцветает борода.
Рассмеялся его брат,
Я весне ведь тоже рад.
В бороде, где жили почки,
Будут свежие листочки.
Скажите, от какого слова произошло слово лесовичок? – От слова лес.
Найдите слова похожие на слово лес? – (Ответы детей: лесовичок, лесочек, лесной, лесник.)
Составьте словосочетания со словом лесная (ответы детей: лесная поляна, лесная ягода, лесная тропинка, со словом – лесной– лесной воздух, лесной ручеёк, лесной зверёк, со словом лесное– лесное озеро, лесное болото).
Перед занятием нам надо лесовику поменять наряд. Чтобы это правильно сделать, надо сказать какой первый звук в слове Лесовичок.
Лесовичок наденет синий колпачок, потому что звук л согласный, но согласный мягкий, поэтому башмачки обует зелёные.
А почему гласный “л” мягкий?– потому что за этим звуком стоит мягкий гласный звук “е ”. Прочитайте слово, которое написано на доске – Лесовичок.
При помощи разноцветных фишек составьте схему этого слова, покажите гласные и согласные, твёрдые и мягкие.
ЛЕСОВИЧОК
(Зелёный, красный, синий, красный, зелёный, красный, синий.)
Пошёл Иван-царевич вместе с лесовиком на болото искать свою стрелу. Кругом лягушки квакают, не пускают его. Надо составить задачи по рисункам и их решить.
“В воде было 5 лягушат, 2 лягушки вылезли на кочку. Сколько лягушек осталось в воде?”
5 – 2 = 3
В воде осталось 3 лягушки.
“В воде было 4 лягушки, с кочки в воду прыгнули ещё 2 лягушки. Сколько всего стало лягушек ?”
4 + 2 = 6
Всего стало 6 лягушек.
Вокруг лес и поляна. А там так красиво. Но он не может найти стрелу, просит лесовика помочь выполнить задание. Надо правильно расставить знаки больше, меньше или равно,
сравнить количество предметов слева и справа: 4 стрекозы и 5 бабочек, 6 грибов и 3 ягоды, 5 ромашек и 2 колокольчика, 4 пчёлки и 4 комара.
Прошёл Иван-царевич поляну и вышел на другое болото. Увидел стрелу в лапах у лягушки и огорчился. Но пришлось лягушку забрать с собой.
Старый царь устроил пир для своих невест и сделал для них испытание. “На столе стояло 3 тарелки с яблоками. В одной тарелке 4 целых яблока, во второй тарелке 2 половинки яблока, в третьей тарелке 4 четвертинки. Надо посчитать, сколько всего было целых яблок.
Как называется часть яблока в третьей тарелке? – Одна четвёртая.
Сколько таких частей в тарелке? – Четыре.
4 + 1 + 1 = 6 было 6 целых яблок.
Второе задание для невесток – испечь пирог. Давайте поможем Марье царевне выполнить задание.
Физкультминутка:
Мы печём отличные,
Пироги пшеничные.
Тесто замесили мы,
Пироги пшеничные
В печку посадили мы.
Печка весело шумит,
Наша мама говорит:
“Крошки, что останутся
Воробьям достанутся”.
Третье задание для невест: надо соткать ковёр. Поможем Марье-царевне соткать ковёр. Надо решить примеры, которые на обратной стороне цветов. Если пример решён, можно этим цветком украсить ковёр. Когда будут все задания выполнены, ковёр будет готов.
Обрадовался Иван-царевич, что его Марьюшка прошла испытание, побежал домой и сжёг лягушачью кожу.
Огорчилась Марья-Царевна, превратилась в Жар-птицу и улетела. Иван-царевич решил пойти искать свою невесту.
Всё высохло от жары. Мельница не работает. Что бы она заработала, надо выполнить задание – увеличить на один числа первого десятка: 1 + 1 = 2, 2 + 1 = 3…
Давно не было дождя, завяли цветы. Вдруг появилась дождевая туча. Чтобы цветы ожили, надо найти ту каплю, которая упадёт на данный цветок. 3 + 4 = 7 Первая капля упадёт на цветок с результатом 7…
Впереди непроходимый лес, деревья не пускают, им хочется пить. Из тучи падают дождевые капли, но не долетают до земли. Чтобы дерево ожило и показало дорогу, надо назвать соседей чисел: 6, 8, 3, 1, 9.
У числа 6 – предыдущее 5, последующее 7.
У числа 8 – предыдущее 7, последующее 9.
У числа 3 – предыдущее 2, последующее 4.
У числа 1 – предыдущее 0, последующее 2.
У числа 9 – предыдущее 8, последующее 10.
После дождя высохли лужи. Надо восстановить, что было сначала, а что потом. Светило солнце, пошёл дождь, дождь закончился, выглянуло солнце, высохли лужи.
Пропустило дерево Ивана-царевича с лесовиком. Долго они шли и наконец дошли к замку, в котором Кощей держал Жар-птицу. Не знают они как пройти в замок. Что бы дверь открылась, надо знать код двери. Чтобы определить код, надо назвать чётные и нечётные числа первого десятка
1, 3, 5, 7, 9 – нечётные.
2, 4, 6, 8, 10 – чётные.
Двери открылись, надо найти Жар-птицу. На столе несколько ключей. Все ключи имеют форму геометрических фигур.
Дети подбирают ключи, открывают двери, называя номер этажа и квартиры. На десятом этаже в четвёртой квартире находится Жар-птица.
Хочет подняться Жар-птица, но не может. По дороге она растеряла перья. Надо найти перья и вернуть Жар-птице. Для этого необходимо составить число из двух меньших:
6 = .+.
8 =.+.
4 = .+.
5 = .+.
10 = .+.
7 =.=.
Долго была Жар-птица у Кощея в заточении, ей очень хотелось есть. Перед вами две посуды с пшеницей, надо измерить объём пшеницы в первой посуде и во второй. Из той посуды, где больше пшеницы, надо накормить Жар-птицу.
Как измерить объём сыпучих тел? – При помощи условной мерки.
Сравните количество мерок в первой и второй посуде.
В первой посуде мерок больше, значит, накормим из первой посуды.
Превратилась Жар-птица в Марью-царевну и решила бежать от Кощея вместе с лесовиком и Иваном-царевичем.
Посмотрите, какая красивая невеста у Ивана-Царевича.
Посылает Кощей в погоню Змея Горыныча. Сжёг мост, чтобы не упустить беглецов. Давайте поможем нашим героям. Вспомните, какая наша сказка по содержанию? Волшебная. Какие вы знаете волшебные предметы? Сапоги-скороходы, ковёр-самолёт.
Мы смастерим для наших героев сапоги– скороходы. Необходимо решить примеры и составить узор на сапогах
10 + 7 =
4 + 10 =
10 + 3 =
2 + 10 =
1 + 10 =
10 + 5 =
Прилетели наши герои домой и стали жить счастливо. Мы поблагодарим старичка-лесовичка за помощь.
Перед вами лист бумаги. Надо нарисовать в левом верхнем углу треугольник, в правом нижнем углу квадрат, в правом верхнем углу прямоугольник, в левом нижнем углу овал, в середине листа – круг. Я взмахну волшебной палочкой и вы станете волшебниками , оживите фигуры, превратитесь в какой-либо предмет.
Ребята, кому мы сегодня помогали?
В какой сказке мы побывали?
Что вам сегодня очень понравилось?
За вашу помощь получите звёздочки и пополните математическую копилку.