Цели:
- Проверка степени усвоения материала по теме “Имя существительное”. Изучение в самостоятельной исследовательской деятельности правила написания Ь в именах сущ. М.р. и ж.р. после шипящей на конце.
- Развитие учебно-познавательной, коммуникативной и информационной компетентностей обучающихся с включением коррекции некоторых видов деятельности.
- Воспитание культуры речи, культуры поведения и трепетного отношения к семье.
Тип: комбинированный.
Ребята, я очень рада вас видеть. Какой у нас сейчас будет урок? Правильно, урок любимого русского языка. Я вижу по вашим лицам, что у вас хорошее настроение. Меня это радует. Я желаю вам узнать много нового и получить хорошие оценки.
(Раздаю листочки самоконтроля. Это ещё и индикатор хорошего настроения. Девочкам даю изображение девочки, мальчикам - мальчика. На рисунках нет рта. Это будет дорисовано в конце урока.)
Ребята, тот, кто хочет, может больше того, кто может.
А вы хотите узнать новое? (Да)
- Итак, на доске записаны слова. Какое задание нужно выполнить, как вы думаете?
(Найти лишнее слово)
- Молодцы, работаем.
(на доске)
Говорить, красивый, умный
Лес, лесной, морозный
Дерево, птица, уроки
Врач, ночь, обруч
Это очень полезное занятие. В процессе определения лишнего слова происходит активизация мыслительной деятельности, развитие речи. Это и повторение, и плавный переход к новой теме урока (проблема в 4-м ряду)
- Итак, какое же слово лишнее в 4-м ряду? (Ночь)
- Докажите. (Оно пишется с Ь, а остальные без него.)
- Молодцы, ребята. Давайте сформулируем и запишем тему сегодняшнего урока
Тема: Ь после шипящих в именах существительных м.р. и ж.р. на конце.
- Давайте посмотрим, все ли слова понятны нам в теме урока. Какие шипящие вы знаете?
(Ж, Ш, Ч, Щ)
Очень хорошо. А теперь я прошу вас понаблюдать над словами в правом углу доски:
(Малыш, дочь, ложь, молодёжь, мощь, дрожь, чиж, крепыш.)
Почему на конце одних сущ. после шипящих пишется Ь, а на конце других не пишется?
Если догадываются сразу, предлагаю записать схему:
М.р. (он мой) Ь не пишется
Ж.р. (она моя) Ь пишется
Если не отвечают, плавно подвожу их к правильному ответу.
- Ребята, определите, пожалуйста, род этих имён существительных.
(Отвечают. Вспоминаем и проговариваем, как правильно определить род имен сущ.)
- Делаем вывод: Ь на конце шипящих пишется у сущ. Женского рода, например: мышь
Ь не пишется у сущ. Мужского рода : грач.
- Давайте откроем учебники на стр. 107, прочитаем вслух.
- Ребята, нет ли расхождений с нашим выводом? (Нет)
- Замечательно.
Итак, тема урока понятна,. правило мы вывели. Что мы должны научиться делать дальше? Какая же цель нашего урока?
(Правильно писать Ь там, где он нужен и не писать там, где не нужен)
Переходим к практической деятельности. В моём волшебном мешке лежат вещи.(В мешке лежит брошь, ключ, обруч, игрушечный нож, корж, тушь, мышь, гуашь и т.д.)+ Ваша задача выбрать любую понравившуюся и записать словом. Но каждое слово должно поселиться в свой домик.
(Для этих детей очень важно показать, как выполняется задание. Я беру, например, ключ (он мой м.р.) и записываю в правый домик.)
Задание выполняем по очереди.
- Молодцы! Трудно было? Что вам помогло справиться с заданием? Правильно, знания.
- Не забывайте ставить себе плюсики на листке самоконтроля.
(Для лучшего закрепления новой темы предлагаю индивидуальную работу на карточках. Задание носит коррекционный и развивающий характер.)
Задание: Замени словосочетания и запиши одним словом- существительным с шипящей на конце.
Первое делаем вместе: “Человек, который купается зимой – МОРЖ”
- Ребята, а купаться зимой может каждый? (Нет, можно заболеть)
- Правильно, для того чтобы стать моржом, нужно много закаляться и быть абсолютно здоровым.
Раздаю карточки
- Человек, который играет на трубе –
- Очень сильный человек –
- Житель Москвы –
- Колючее животное –
- Человек, который играет на скрипке –
- Глухое место –
- Человек, который охраняет школу ночью –
- Молодые люди –
- 12 часов ночи –
- Птица, которая прилетает весной раньше всех –
- Девочка для мамы –
- Человек, который нас лечит –
Комментируем. Ставим плюсы. Хвалю детей. Подбадриваю тех, у кого не получилось.
- Ребята, вы все большие молодцы. Ну а не ошибается тот, кто ничего не делает.
А теперь мы с вами вновь работаем вместе.
Задание: работа с текстом: (реализация воспитательной цели урока.)
Выразительно читаем, говорим, о чём этот текст, вставляем буквы. (Текст о семье, о ценности отношений в семье. Семья – это счастье и смысл жизни. Когда все вместе, тогда и душа на месте.)
В декабре день короткий, а ноч_ длинная, тёмная. На улице холодно, а в доме весело топится печ_. Мама варит борщ_. Малыш_ пьёт молочко и ест мягкий кулич_. Мама посмотрела на часы. Скоро вернутся муж_ и старшая доч_.
Хорошо, когда все вместе, тогда и душа на месте!
Заключительный аккорд. Игра “Составь слово” 2 команды Детям раздаются буквы. Каждая буква на отдельном листке. Нужно угадать, какое слово зашифровано в задании и составить его правильно. Для этого каждый должен взять по букве и встать, где нужно.
- 1 команда – “Он расцветает весной, и подарю его я маме дорогой” ЛАНДЫШ
- 2 команда – “В полдень или в полночь друг придёт на – ПОМОЩЬ”
У меня два мягких знака, интересуюсь у каждой команды, кому он нужен.
Рефлексия
- О чём мы говорили на уроке?
- Всё ли у нас получалось?
- Достигли ли мы поставленной цели?
- Чего не хватает вашему человечку? (улыбки)
Нарисуйте, пожалуйста, рот вашему человечку. Если у вас хорошее настроение, рисуйте улыбку. Если не очень, рисуйте просто ротик. Показываем рисунки с человечком друг другу.
Ставим оценки. Благодарим друг друга за счастливые мгновения общения. Спасибо!!!