Цели урока:
- Познакомить учащихся с основными частями классического герба, символическим значением цвета и формы в них.
- Сформировать представление о гербе как отличительном знаке любого человеческого сообщества, символизирующем отличие от других общностей.
- Воспитывать любовь к Родине, ее истории, культуре, чувство гражданина своей страны.
- Развивать творческий интерес, познавательную активность, ассоциативно-образное мышление.
Оборудование и материалы:
- Компьютерная поддержка – презентация. (Приложение 1)
- Музыкальный ряд: гимн России.
- Плакаты с изображением государственной символики (герб, флаг).
- Схемы “Способ разделения поля”, “Основные части герба”.
- Шаблоны герба
- Детские работы.
- Художественные материалы.
ПЛАН УРОКА
- Беседа о государственной символике, об истории появления гербов, об основных элементах гербов и их символическом значении.
- Постановка художественной задачи.
- Практическое выполнение задания.
- Рефлексия.
- Подведение итогов, анализ и защита работ.
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Беседа о государственной символике, об истории появления гербов, об основных элементах гербов и их символическом значении.Звучит гимн (ученики встают и по окончанию садятся). Беседа. Рисунок 1
– Ребята, скажите, что за музыка сейчас прозвучала? – Это гимн России.
– А что такое гимн? (Слайд 3) Приложение 3
– Правильно. Это отличительный знак, символ нашего государства.
– А какие еще государственные символы вы знаете?
– Герб, флаг. (Слайд 3)
2. Постановка художественной задачи.– Наш урок посвящен гербам. Мы будем говорить о том, когда появились, первые гербы и для чего они нужны. Герб – немецкое слово. В переводе на русский оно означает “наследство”. Герб – это условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства, города, а в старину – рода или отдельного лица, отражающее исторические традиции владельца. Как вы думаете, когда появились первые гербы? (В романский период Средневековья, когда строились рыцарские замки и устраивались турниры) (Слайд 4)
Самые первые гербы появились в Западной Европе в средние века. Предшественниками гербов были родовые и семейные знаки собственности. Это были личные знаки рыцарей, которые ставили на боевых щитах, а также на шлемах, флагах (штандартах) и попонах лошадей. (Слайд 5-6) Они помогали закованным в латы с головы до ног воинам различать друг друга на расстоянии.
Каждый знак, цвет в гербе имел определенное значение и символически рассказывал о том, кто этот человек, которому дозволено его носить. Герб был знаком чести рода.
В XIV-XV веках в городах Западной Европы знатные с синьоры носили так называемые “гербовые платья”. (Слайды 7) Сочетание цветов на них подбиралось по цвету, поля фамильного герба, платье украшалось фигурами – символами, эмблемами. Такое платье позволяло легко отличить одного синьора от другого и в то же время несло информацию в знаках о самом человеке. Свои гербы были и у ремесленников. (Слайд 8) Это были простейшие знаки в виде палочек, зарубок, элементарных рисунков ремесленники помечали свои изделия, крестьяне – инвентарь и скот.
Первыми гербами были эмблемы на печатях, монетах, медалях древних государств в III тысячелетии до н. э. в Шумере это был орел с львиной головой, в Египте – змей, в Армении – лев, в Византийской империи – двуглавый орел. В то время гербы имели не только государства, но и города. Гербом Афин была сова, Коринфа крылатый конь. Являясь отличительной эмблемой государства или города, гербы символически передавали их характерные особенности, местные отличия, исторические события, в них произошедшие. Со временем герольды (в переводе с немецкого – глашатай), которые были распорядителями на рыцарских турнирах, стали описывать и составлять гербы. (Слайд 9) Так возникло искусство составления гербов – геральдика. Образовалась своего рода геральдическая азбука.
Герб состоит из щита, фигур, короны, щитодержателей, ленты с девизом. (Слайд 10)
Основой всякого герба считается щит (Слайд 11) – как поле для изображения эмблемы. Известно пять форм западноевропейских щитов (демонстрирует плакат):
- Немецкий.
- Польский.
- Английский,
- Исландский.
- Французский.
Поле щита может быть однотонное, простое или разделенное, сложное. Щит бывает разделенным по вертикали – рассеченный, по горизонтали – пересеченный, по диагонали – скошенный (Слайд 12):
При изготовлении поля щита использовались цвета, имеющие свое значение (Слайд 13):
- Золотой – богатство, сила, верность, постоянство.
- Серебряный – невинность, чистота, девственность.
- Голубой – величие, красота, ясность.
- Красный – храбрость, мужество.
- Зеленый – надежда, изобилие, свобода.
- Черный – скромность, ученость, печаль.
Каждое условное изображение имело свое значение (Слайд 14-15):
- Лев – сила, мужество, великодушие.
- Леопард – храбрость, отвага.
- Орел – власть, господство и вместе с тем великодушие.
- Конь – храбрость льва, зоркость орла, сила и быстрота.
- Собака – верность, преданность, повиновение.
- Кошка – независимость.
- Овца – кротость.
- Единорог – чистота, непорочность.
- Кабан, вепрь – мужество, неустрашимость.
- Ворон – долголетие.
- Феникс – бессмертие.
- Змея –вечность.
- Дуб – крепость, сила.
- Солнце – свет, богатство, изобилие.
- Звезда – ночь, вечность.
- Посох – духовная власть.
Самую важную часть герба – щит – обычно поддерживают фигуры щитодержатели (Слайд 16). Это могут быть люди, птицы, звери, фантастические существа, стоящие на задних лапах, растения, их листья, цветы и ягоды.
Герб в нижней части украшает лента с девизом – кратким афоризмом, указывающим на жизненные ценности его владельца. (Слайд17)
Девиз – краткое изречение, отражающее суть и главную идею герба. “Со щитом или на щите” “Храбрость и справедливость”. (Слайд18-19)
У российского герба девиза нет.
Верхнюю часть герба венчает изображение короны. (Слайд20)
– Ребята, а вы знаете, как выглядит герб нашего поселка? Нашей области? (Слайд 21) Рисунок 2
Почему при составлении использовались именно такие символы?
3. Практическое выполнение задания.– Ребята, геральдика достаточно сложная наука с огромным количеством правил и условностей, поэтому для самостоятельного создания герба, кроме таланта вам потребуются тот материал, который вы подготовили дом.
Последовательность выполнения герба. (Слайд 22-23)
Придумайте герб своей семьи, используя язык символов (Таблицы “Значение цвета”, “Значение изображения”)
Продумайте:
- форму щита,
- его деление,
- цвет,
- фигуры-символы,
- дополнения к щиту (щитодержатели, корона),
- ленту с девизом, учитывая интересы, увлечения свои и членов своей семьи.
Рисунок и цветовое решение должны быть предельно лаконичными и выразительными. При выполнении работы цветом, вы можете использовать акварель, цветные карандаши.
Включая предметы в свой герб, постарайся упростить их, исключив ненужные подробности и мелкие детали, т. е. можно использовать силуэты предметов. Напоминаю вам, герб – знак, который должен ассоциироваться со своим обладателем. Для этого герб должен быть по возможности простым, легко запоминающимся.
После того как герб нарисован, необходимо составить его описание – текстовое объяснение поля щита, расположения фигур на гербе, и их смыслового значения. Рисунок 3.
4. Рефлексия (Слайд 24) Приложение 2.Кроссворд “Геральдика”
Вопросы:
По горизонтали:
- Эмблема государства, города, рода, изображаемая на флагах и монетах.
- Мифическое животное – символ могущества, родственник динозавра.
- Символ трудолюбия, насекомое с жалом.
- Животное – символ могущества и силы, любитель меда.
- Предмет – символ знания, источник знания.
По вертикали:
5. Подведение итогов. Выставки и защита работ “Герб моей семьи”. (Слайд 25) 6. Домашнее задание. (Слайд 26)1. Раздел исторической науки, изучающий гербы, их составление и описание.
6. Основой всякого герба.
7. Краткое изречение, отражающее суть и главную идею герба.
Подготовить доклады о гербах областных центров России по группам.