Как посмотришь на нашу молодёжь, то нельзя не пожалеть её! Как она ветрена! Как не думает ни о чем кроме удовольствий, растлевающих и нравственность , и здоровье, приготовляющих самую печальную будущность. Мне кажется, что всему этому причина – неправильное воспитание, дающее молодым людям неправильный взгляд на себя и на жизнь.
Святитель Игнатий Брянчанинов
Что же происходит сегодня в обществе? Чем живёт и дышит подрастающее поколение?
Мы практически ежедневно из средств массовой информации с ужасом узнаём о преступлениях подростков. Насилия, убийства малолетними преступниками родителей, друзей и просто посторонних людей шокируют. Мы видим что-то страшное в духовном состоянии молодого поколения, в котором есть растущее число таких чудовищ. Под каким влиянием вырастают эти юноши и девушки? Кто виноват в этом? Что же нужно сделать, чтобы ситуация изменилась к лучшему?
От каждого из нас зависит, каким будет общество в третьем тысячелетии. И наверно не случайно одним из приоритетных направлений в образовании является воспитание. Воспитание такого человека, который идентифицировал себя как носителя национальной культуры, как гражданина и патриота многонациональной страны, как человека – гражданина мира.
Первые уроки гражданственности дети получают в семье. Моральные нормы общества первоначально предстают перед ребенком в форме требований, предъявляемых к нему родителями, предстают воплощенными во всем образе жизни семьи, и, даже ещё не осознаваясь, усваиваются как единственно возможный способ поведения. Именно в семье в основном происходит формирование привычек, жизненных принципов. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы здесь находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети. Да, первые уроки гражданственности даёт сама жизнь семьи.
Первостепенная задача семьи – научить ребёнка жить среди людей, жить по нормам и принципам общества, тех самых, которые закреплены в Конституции. В.А.Сухомлинский утверждал: “Важнейшая мудрость жизни, которую должен постигнуть наш гражданин, - это человеческие взаимоотношения”. В эти отношения ребенок вступает буквально с самого своего рождения. Следовательно, и гражданское воспитание начинается с первых же дней жизни.
Есть только один способ воспитать гражданина – включить его с самого рождения в отношения гуманности и справедливости. Эти отношения предполагают, с одной стороны, уважение всех окружающих к ребёнку, с другой стороны, его уважение ко всем окружающим.
Чтобы ребёнок рос хорошим человеком, ему очень важно повседневно быть свидетелем и участником самых дружеских, самых справедливых отношений между членами семьи.
Он видит, как заботливы к нему родители, но это не создает у него ощущения собственной исключительности: ведь также внимательны родители и друг к другу. Внимания к матери требует от него отец. Да и мать постоянно учит его, как проявлять заботу об отце, что сделать, чтобы его порадовать. Так в семье принято, это традиция, неписанный закон. И ребёнок уже в семье следует этому закону заботы всех о каждом и каждого обо всех, даже ещё не зная, что это один из главных законов общественной жизни.
А.С.Макаренко писал: “Если вы желаете родить гражданина и обойтись без родительской любви, то будьте добры, предупредите общество о том, что вы желаете сделать такую гадость. Люди, воспитанные без родительской любви – часто искалеченные люди”. У ребенка, воспитанного без родительской ласки, возникает ощущение, что мир вокруг него холодный и неприветливый. Весь окружающий мир в этом возрасте заменяют для ребенка его родители; холодны они – значит, холоден весь мир, в котором ребенок появился, чтобы начать в нем жить. Он пугается этого мира, ещё не зная его. У него рождается состояние страха и агрессивности по отношению к другим людям, он оказывается способным на жестокость, тогда как дети, воспитанные в условиях постоянных дружеских контактов с родителями, как правило, миролюбивы и покладисты.
На первый взгляд это звучит натяжкой, то, что ласковые родительские прикосновения к ребенку, колыбельная песня, улыбка – все это уже начало социального воспитания. Но это так. У кавказских народов есть такая пословица: “Если человек плохой, значит, мать у колыбели не пела ему песен”. Нет материнской ласковой улыбки, нежного взгляда, мелодичной песни – и у ребенка остается неразбуженная душа.
Исследования показывают: едва родившись, дитя уже чувствует, какие руки его касаются – любящие или безразличные, и реагируют на недостаток родительской любви так остро, что это принимает характер психической травмы.
Все мы родом из детства, говорил Экзюпери. Все мы родом из нашего отчего дома, все мы вышли из наших семей, связаны с ними, как дерево связано с почвой, на которой выросло. Стремление человека внести в отношения с другими людьми теплоту и душевность имеет своим истоком сердечность отношений в родительском доме – доме его детства.
Мы всегда хотим получить одобрение наших детей. Хотим, чтобы детям было за нас не стыдно, хотим быть для них примером. Пример родителей всегда у него перед глазами, причем особенно он восприимчив к тем чертам характера, которые раскрываются в непосредственном общении с ним.
Пример родителей накрепко западает в душу: их готовность откликнуться на чужую беду, их умение трудиться не покладая рук, их приветливость и такт, их стойкость в борьбе с трудностями и жизненными невзгодами.
“Сынок, все, что ты делаешь, надо делать честно, на совесть, - говорит отец. - Делать так хорошо, как только сможешь”. Сын знает: эти слова от души. Потому, что видит, каков сам отец в деле. Отцовское наставление навсегда западает в душу, потому что оно подкреплено примером его собственной жизни.
Все, что есть у нас – воспринято от родителей. И это духовное наследство изо дня в день передаётся подрастающему поколению. Передаем все то, что составляет силу, гордость, славу народа, и что бережно хранится в семейных традициях. В семье, в быту, в межсоседском общении особенно отчетливо проявляется, насколько высок уровень нашей культуры. В семье над человеком нет контроля в такой мере, как на работе, где он на виду у десятков, а то и сотен глаз.
В семье, в быту человек ведет себя так, как для него стало естественным вести себя, здесь в полной мере проявляется то, что вошло в его плоть и кровь, стало его второй натурой, его действительной сущностью. Здесь человек раскрывается в тех своих качествах, которые стали для него органичны. Здесь проходит проверку истинный уровень нашей нравственности и гражданственности.
Проблема трудных детей и подростков – это всегда проблема трудной семьи. То, что семья неблагополучная, иногда прячется глубоко за её стенами. Тщательно скрывается от посторонних глаз. И обнаруживается, выявляется в том, какими растут в семье дети. Недаром существует изречение: не хвали человека за мудрость и добродетель, пока не увидишь, что получилось из его детей.
Мы, родители, должны жить полной, сознательной, нравственной жизнью гражданина - вот главный секрет воспитания. И никогда не забывать о том, что мы пример для подражания своим детям.
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому,
Родители пример ему.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них все то, чему их учит.
Там, где аббат не враг вина,
Вся братия пьяным – пьяна.
Не волк воспитывал овец,
Походку раку дал отец.
Коль видят нас и слышат дети
Мы за дела свои в ответе:
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.
Средневековый поэт Себастьян Брандт