Технология: интегрированное обучение окружающий мир-Лего, ИКТ
Тип урока: формирование новых знаний.
Оборудование: настенная карта природных зон России, презентация “Леса России”. Цветные ящики из Лего-конструктора и вопросы в них с отгадками (1 - кора березы, 2 – ветка ели, 3 - дубовый лист) ; карточки-задания “Хвойные и лиственные леса”, гербарии, Лего деревья:хвойные 5 шт. и лиственные – 5 штук; карточки к ним: ель, сосна, ель, дуб, лиственница, сосна, кедр, береза, клен, липа, вяз, ясень, бук; Лего герои:клест, медведь, заяц-беляк, лиса. У детей учебник Плешакова “Окружающий мир” 4 класс, 2 часть (стр. 100,107, 102,), 2 карандаша :красный и зеленый, таблица для теста, костюмы к сценке, доклады про леса России.
Цели и задачи:
- Образовательные: рассмотреть типы лесов России их факторы размещение, факторы формирования, особенности растительного и животного мира; значение леса в жизни человека.
- Развивающие: научить и развить умение систематизировать материал, анализировать карты и схемы, выделять главное обобщать и делать выводы, развивать познавательную активность.
- Воспитательные: формировать чувство патриотизма и гордости за русского человека, уважение к Родине; экологическую культуру.
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Проверка домашнего задания.
- О каких природных зонах России мы говорили на предыдущих уроках? (Арктика, тундра)
- Покажите эти зоны на карте.
Арктика. Эта зона занимает самый север нашей страны – Острова Северного Ледовитого океана и узкую полоску его побережья.
Тундра. Южнее ледяной зоны вдоль берегов северных морей протянулась зона тундры. На тысячи километров с запада на восток – холодная безлесная равнина.
- Проверим, как вы усвоили тему “Тундра”
Тест из 5-ти заданий. Номера ответов выпиши на листочки.
(сначала самостоятельно, затем коллективная проверка)
___Ф. И. ____________________________
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Под каким номером фотография тундры.
Какой ответ неправильный:
1) Зима в тундре долгая и очень суровая, лето очень короткое (2-3 месяца) и прохладное.
2) За короткое лето поверхность тундры оттаивает примерно на 50 см в глубину, а ниже лежит слой многолетней мерзлоты.
3) Вместе с мхами и лишайниками здесь растут в большом количестве кустарнички и высокие деревья.
4) Одним из приспособлений животных в тундре является густой мех у зверей, тёплый пух - у птиц.
3. Чем не занимаются коренные жители тундры?
1) оленеводством,
2) рыболовством,
3) охотой.
4) садоводством
4. Кто не живет в тундре? (лемминг, белая куропатка, тушканчик, песец)
5. Что не растет в тундре? (черника, дуб, ягель, карликовая берёза)
Сдача листочков, проверка (1 3 4 4 4)
3. Новая тема.
1) Беседа.
Южнее тундра переходит в лесотундру. Солнце поднимается выше, погода теплее становится. Вначале появляются хвойные деревья, тайга, они лучше холод переносят, но им нужно много влаги. Чем дальше на юг, тем теплее и суше, поэтому с хвойными деревьями растут лиственные. Как называются леса где и хвойные и лиственные деревья растут. А еще южнее только лиственные леса (широколиственные).
Каким цветом на карте показана зона лесов? Покажите.
- Какую территорию занимают леса в нашей стране? Если сравнивать с другими странами, то, что заметим? Россия занимает первое место в мире по площади лесов.
- Почему на карте зеленый цвет лесной зоны не одинаков? Темно-зеленый - тайга, светло-зеленый - смешанные леса, салатовый – лиственные или широколиственные леса)
- Какие леса преобладают на территории Московской области?
Лес-источник вдохновения художников, картины.
Источник вдохновения поэтов и композиторов.
2) Звучит музыка Вивальди “Осень”, слайды про лес.
Найдите красивые выражения про лес в своих докладах.
(Легкие нашей планеты, бесценный дар природы, гордость и богатство, зеленый друг, таинственный волшебник, зеленый океан, родной дом и кормилец животных, щедрый друг).
- Каким вы увидели лес в клипе? Какие стихи про лес знаете?
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный
Стоит над солнечной поляной
Завороженный тишиной...
Иван Бунин “Листопад”
3) Какое значение леса в жизни человека? (Заполнение таблицы)
По ходу рассуждений заполнялась таблица. Первый столбик заполнен учителем, второй - дети заполняют самостоятельно.
Кормилец человека и животных | Грибы, ягоды, орехи. |
Древесина | Топливо, строительный материал, сырье для промышленности: дубильное, красящее, лекарственное. |
Охотничьи угодья | Лесная зона – крупнейшее в мире охотничье угодье. |
Поставщик кислорода | Растения поглощают углекислый газ, выделяют кислород. |
Отдых | В лесу человек черпает силы, отдыхает, оздоравливается. |
Украшение | Лес - это просто красиво. |
Защитник | Информация в учебнике с. 107 |
1. Кормилец человека и животных
2. Древесина
Что ещё получают из древесины?
ЦЕЛЛЮЛОЗА — клетчатка, главный строительный материал растительного мираЕжегодно в нашей стране 600 тыс. га леса вырубается и примерно столько же сгорает. Чтобы сохранить лес, что необходимо делать? (не разводить костры без взрослых, без надобности, только чтобы обогреться или приготовить еду, лучше на старом кострище, обязательно погасить)
- лесовосстановительные работы;
- создание заповедников, заказников. Экономное использование древесины.
3. Охотничьи угодья
Лесная зона - крупнейшее в мире охотничье угодье. Белка и соболь, куница и горностай, бобр и выдра, тетерев, глухарь, рябчик - чего только не приносят охотники из русских лесов!
Как называют человека этой профессии? (лесник)
Где должны охотиться люди? Как называют тех, кто нарушает правила охоты, убивает запрещенные виды животных? (браконьеры)
Какие ещё профессии людей, работающих в лесу знаете? лесорубы, зоологи, ботаники
На Дальнем востоке в тайге работают люди необычной профессии - корозаготовители, которые аккуратно ножом срезают кору, причем это совершенно не вредит дереву, так как новая кора отрастает быстро и качество ее становится еще лучше. За бархатистость поверхности дерево получило название - амурский бархат или пробковое дерево.
4. Поставщик кислорода
5. Отдых
6. Украшение
7. А ещё лес – защитник.
4. Работа по учебнику. с. 107. 2 абзаца.
А ещё в лесу укрывались люди во время опасностей, войн.
Россия занимает первое место в мире по площади лесов. А самая большая доля на какой лес приходится? – (на тайгу).
5. Физминутка. “Дует ветер нам в лицо”
6. Закрепление. Работа по карте.
1) Сценка. (Леголес, лего-животные: медведь, заяц, лиса, клёст)
В гостях жители тайги, слушайте внимательно, потом у них для вас задания будут.
Cценка к уроку “Леса России”
Автор. Встретились в таёжном лесу клест, медведь, лисица и заяц-беляк.
Медведь. Повезло тебе клёст, что ты в тайге живёшь. Здесь шишек много, есть тебе, чем питаться. А, говорят, что южнее есть такие леса, где хвойных деревьев нет, одни лиственные. Чем бы ты там питался?
Клест. А я бы там и не жил, я тоже слышал про такие леса. Есть говорят ещё и смешанные леса, там и хвойные и лиственные деревья растут.
Заяц. А каких деревьев в тайге больше?
Медведь. Смотря в какой тайге. В европейской тайге – елей да сосен, а в сибирской – лиственниц да кедров. (показать на карте)
Заяц. А в смешанных лесах, каких деревьев больше?
Клест. Из хвойных – елей, а из лиственных – дубов. Есть ещё и сосны и березы, липы, ясени и другие деревья.
Лисица. А в лиственных деревьях, какое дерево самое главное?
Клест. Больше всего там дубов. Наверное, он у них самый главный. Недаром он называется “патриарх леса”.
Заяц. В наших таёжных лесах под деревьями мало травянистых растений. Всё больше мох да лишайники, да кустарнички всякие – черника, брусника. А в лиственных?
Клест. Там наоборот, могут быть густые заросли травянистых растений: сныти, осоки, кислицы, земляники; цветов разных: ландыша, майника.
Лиса. И что, тайга везде в смешанные и лиственные леса переходит?
Медведь. Нет. В основном в европейской части. За Уральскими горами, в Сибири тайга простирается на юг до конца лесной полосы. (показать на карте)
Заяц. А на севере тайга, где заканчивается?
Медведь. На севере она в лесотундру переходит. Деревья там с изогнутыми стволами и ветками стоят, и в основном по берегам рек. А между участками леса- тундра. Там мох да лишайник растет, кустики всякие. (показать на карте)
Лиса. А после лесотундры – что?
Медведь. Тундра. Там леса уже не будет и в помине. (показать на карте)
Лиса. А почему тайга начинается и почему она заканчивается?
Медведь. Всему виной солнце. На севере оно низко над землей поднимается, хуже её прогревает. Там деревья не растут. А если к югу двигаться, то наоборот, погода будет всё теплее и теплее. Вначале появляются хвойные деревья – они лучше холод переносят, но им нужно много влаги. Чем дальше на юг, тем теплее и суше, поэтому хвойные деревья постепенно сменяются лиственными. (показать на карте)
Автор. Подивились лиса и заяц, какие медведь с клестом умные, им тоже захотелось стать такими. А что для этого нужно, как вы думаете?
2) Творческая работа.
Работа по вариантам на карточках
1 вариант. Подчеркните во втором столбике зелёным карандашом, кто живет и что растет в тайге.
2 вариант. Подчеркните во втором столбике красным карандашом, кто живет и что растет в лиственных лесах.
Деревья | Ель, сосна, кедр, лиственница. Дуб, клен, липа, ясень, вяз, береза, осина. |
Травы | Много трав: сныть, осока, лютики,
медуница, хохлатка, колокольчики и другие. Мох и тенелюбивые растения: черника, брусника, папоротник. |
Животные | Бурый медведь, лось, рысь, соболь, волк,
белка, заяц-беляк. Барсук, ёж, бобр, кабан, медведь, заяц, волк. На Дальнем Востоке тигр, красный волк, енотовидная собака. |
Птицы | Клёст, рябчик, глухарь, кедровка,
снегирь, ворон. Дятел, синица, кукушка, соловей, зяблик, щегол. |
Проверка. Зачитайте правильные ответы 1 вариант, 2 вариант.
Дополнительный материал про клеста.
Какая птица в нашей таблице помогла нам не ошибиться. (клест) Слайды на экране.
Живет в хвойных и смешанных, но преимущественно еловых лесах.
Надклювье и подклювье скрещиваются между собой, и острые концы их выдаются по бокам клюва. С помощью такого клюва птицы быстро и ловко раскрывают чешуйки шишек хвойных деревьев, выбирая семечки, составляющие основу их питания.
Высиживает птенцов в конце зимы и начале весны, когда лежит глубокий снег, и бывают сильные морозы.
Попробуйте изобразить клюв клеста.
Рассмотрите оперение птиц.
Оперение самца ярко-красного цвета, переходящего на плечах в красно-буроватый. Уши, крылья и хвост бурые. У самок красный цвет замещен зелено-серым и желто-серым.
Кто высиживает птенцов? (см на экран), а у нас из Лего кто папа или мама. (Самец)
В полной кладке от 2 до 5, обычно 4, бледно-зеленых яйца с темными крапинками. Насиживает самка. Насиживание длится 12—13 дней. Птенцы остаются в гнезде 14 дней, но и после вылета родители долго продолжают их выкармливать. У молодых птиц вершины надклювья и подклювья не перекрещены, и они не в состоянии сами вытаскивать семена из шишек.
3) Работа по учебнику с. 102 Прочитаем о животных тайги.
Найдите их на иллюстрации в учебнике на странице 100-101.
О птицах поговорили, про животных стали знать больше, а здесь задания от лесных растений. Что в цветном ящике?
4) Игра "Цветной ящик". Ящики собраны из кирпичиков Лего (красный, синий и желтый)
Каждому ряду по очереди предлагается выбрать один из трех ящиков и ответить на вопрос, угадав, что там находится.
Первый ящик
В рощах, где растут эти деревья, всегда стояли храмы и святилища, там же лечили людей. Древесина мало подвержена гниению. Строения и мебель из этого дерева могут согреть душу, поднять силы и здоровье человека. У него все мощное: корневая система, ствол, крона. В этом ящике лист дерева, которое называют "патриархом" лесов. Лист какого дерева в ящике?
Второй ящик
Музыкальные инструменты из древесины этого дерева обладают изумительным звуком. Скрипки итальянских мастеров Амати и Страдивари из древесины этого дерева. Дерево является одним из главных символов европейского нового года и Рождества. Ветка какого дерева в нашем ящике?
Считается, что если в сумочке носить дубовый желудь – на счастье. Если женщина носит желудь в своей сумочке или в кармане, она всегда останется молодой.
В мае два холода - когда черемуха цветет и когда дуб распускает листья
Третий ящик.
Благодаря присутствию смолистых веществ кора этого дерева отличается чрезвычайной прочностью. Издавна применялась в народных промыслах для изготовления туесков, корзинок, коробок, ковшей, простейшей обуви, служила материалом для письма (берестяная грамота). С незапамятных времён это дерево было символом России. В ящике кора этого дерева. О чем идет речь?
Посмотрите, какие березы из Лего в нашем лесу? Чем отличаются? (одна желтеет сверху, а другая снизу)
Народные приметы, связанные с берёзой.
- Если береза раньше ольхи лист распустит - лето будет сухое, ольха опередит березу - мокрое.
- Из берез течет много сока - к дождливому лету.
- Осенью листья берёз начнут желтеть с верхушки — весна ранняя, зажелтеют снизу — поздняя.
Кроме того, интересным деревом является железная береза. Древесина ее очень твердая, тонет в воде. Используется широко в промышленности.
7. Итог. О какой природной зоне мы говорили на уроке?
- Как сменяется лес с севера на юг?
- Что обозначали цифры в ваших докладах?
- 45% (почти половина территории России занята лесами)
- 10 градусов (если на этой территории температура в июле больше 10 градусов, достаточно осадков, то здесь могут расти леса)
- 7000 км (протянулась тайга с запада на восток)
- 1 место (1 место в мире по площади леса)
- Какие пословицы про лес знаете.
- Много леса - береги, мало леса – не руби, нет леса – посади.
8. Домашнее задание. Тетрадь с. 42-46.