Цель урока: повторить и обобщить в форме занимательной игры знания, полученные при изучении темы “Глагол” в 6 классе.
Задачи:
Обучающая:
- Учащиеся должны закрепить полученные орфографические навыки,
- Научиться выполнять различные лингвистические задачи.
- Развивающая: развивать культуру связной речи учащихся, любознательность при изучении родного языка.
Воспитывающая: повысить интерес к русскому языку как учебному предмету, воспитывать внимание к слову, способствовать формированию общей культуры учащихся.
Оборудование: плакат “Страна Глаголия”, на которой нанесены населенные пункты “Изъявленск”, “Условленск”, “Повеленск”, “Разноспряженск”.
Ход урока
Путешествие проводится на двух спаренных уроках.
I. Организационный момент и объявление целей урока.
Дорогие ребята, уважаемые гости. Сегодня мы совершим с вами увлекательное
Путешествие в страну Глаголию, полную удивительных открытий, забавных приключений и даже опасностей. А наши знания о глаголе помогут нам преодолеть любые преграды.
II. Актуализация прежних знаний.
Учитель: чтобы попасть в сказочную страну, мы с вами должны получить ключ. Только тот, кто справится с синтаксическим разбором предложения ,добудет ключ от страны Глаголии.
На доске написано предложение для синтаксического разбора. Один ученик выполняет его у доски, остальные учащиеся в тетрадях. (Ключ получает вышедший к доске и выполневший синтаксический разбор).
Спрячьте однажды вечером свои учебники в стол ,выберите удобное место у окна и приглядитесь к звездному небу.
III. Задания для обобщающего повторения.
Учитель:
Молодцы, ребята. Как вы думаете, что нужно для того чтобы попасть в сказочную
страну? Конечно, умение мечтать, фантазировать. Теперь мы с вами попали в страну Глаголию. Первая остановка на нашем пути – Изъявленск ,улица Спряженская. Жители этого города – гласные “Е” и “И” - заблудились, не могут найти свои дома. Давайте поможем им.
На доске записаны слова с пропусками орфограмм в окончаниях слов. (3 лицо, единственное число).
Вар..т обид..т Показыва..т ве..т Стел..т хвал..т Бор..тся круж..т Плач..т руб..т Терп..т ед..т Клее..т стро..т Се..т растоп..т Смотр..т
Учитель: Как определить правописание гласных “Е” или “И” в окончаниях глагола? Расскажите правило.
- как определить спряжение глагола?
- назовите личные окончания глаголов I и II спряжения.
(Задание выполняется по цепочке с места. Ребята записывают глаголы в тетрадь, выделяют графически орфограмму и указывают спряжение глагола.)
Учитель: Молодцы! Гласные “Е” и “И” благодарят нас за помощь. А мы попадаем с вами в следующий город Разноспряженск. Два жителя этого города – глагол “Хотеть” и глагол “Бежать” спорят о том, какого они спряжения. Поможем решить их спор? Для этого просклоняем глаголы у доски. (Два человека спрягают у доски глаголы хотеть и бежать, остальные спрягают глаголы в тетрадях).
Учитель: Сделаем вывод ребята:
- как называются эти глаголы?
- объясните, почему они называются разноспрягаемыми?
(ребята выделяют окончания глаголов и рассказывают правило, какие глаголы называются разноспрягательными).
Учитель: А мы, ребята, приехали в следующий населенный пункт – Условленск. Жители этой страны очень любят мечтать. Здесь живут писатели-фантасты и сказочники. Правитель этой страны издал указ, чтобы каждый путешественник умел мечтать. Помечтаем с вами на тему “Что было бы, если бы у нас были такие волшебные предметы...” .(Класс получает задание по рядам).
Напишите 5-6 предложений на тему:
1 ряд “Если бы у меня был ковер-самолет...”
2 ряд “Если бы у меня была шапка-невидимка...”
3 ряд “Если бы у меня были сапоги скороходы...”
- глаголы, какого наклонения вы будете использовать в своем ответе (мини-сочинении)?
- что обозначают глаголы в условном наклонении?
- как образуются глаголы в условном наклонении?
- подчеркните глаголы в условном наклонении, определите их вид и переходность.
Учащиеся зачитывают свои работы, называют глаголы в условном наклонении, указывают их вид и переходность.
Учитель:
Чтобы перейти в следующий населенный пункт “Повеленск”, нам нужно пройти горной тропой, держась за руки. Вспомним орфограмму “Гласная перед суффиксом –л- у глаголов в прошедшем времени”.(Класс работает у доски по цепочке, записывает словосочетание и выделяет указанную орфограмму).
Увид..ли озеро раста..л снег Та..ли облака завис..л от времени Ре..ли ласточки леле..л мечту Зала..ла собака почу..л запах Раскле..л объявления наде..лся на помощь
Поздравляю, мы успешно преодолели горные уступы, и вышли к “Повеленску”. Интересно, кто встретится нам в городе? Правильно, глаголы в повелительном наклонении.
- что обозначают глаголы в повелительном наклонении?
- как образуются глаголы в повелительном наклонении?
- вспомним орфограмму “Правописание – ите, - ете на конце глаголов”.
Ребята записывают текст под диктовку с объяснением орфограмм.
Учитель: Правитель города Повеленска объявил конкурс на лучший рецепт сказочного блюда для дракона. Давайте поучаствуем.
- глаголы в каком наклонении вы будете использовать?
Учащиеся составляют тексты рецептов из 5-6 предложений. Затем зачитывают свои тексты. Указывают глаголы в повелительном наклонении, объясняют орфограммы в глаголах. (Образец текста записан на доске).
Наполн..те кастрюлю молоком,постав..те ее на плиту.Добав..те масло.Выбер..те самое крупное яблоко, пореж..те его.Смаж..те форму дла выпечки и вылож..те тесто.Отправ..те в духовку.увелич..те температуру.Уб..рите на кухне.Вытр..те руки,вымет..те пол.
Подведение итогов.
Учитель: Наше путешествие подошло к концу, надо возвращаться домой. Мы побывали с вами в стране Глаголии, в городах Изъявленск, Условленск и Повеленск. Эта замечательная страна еще не раз встретится нам на жизненном пути, и я надеюсь, что все закрепленные сегодня правила, мы будем применять в повседневной жизни.
Список использованной литературы.
- Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка. – М.,1989
- Богданова Г.А. Из опыта проведения уроков-зачетов// Рус. яз. в школе. -1988. №2
- Богданова Г.А. уроки русского языка в 6 классе. М.: Просвещение,1994
- Виноградова Л.А., Белицкая С.Н., Горчак А.Н. Сборник диктантов по русскому языку (4-6 классы). - М., 1978. –С.32
- Капитонос В.Н. и др. Развитие речи: Теория и практика обучения :5-7 классы. - М.: Линка-пресс,1994.
- Розенталь Д.Э.Русский язык. Сборник упражнений для поступающих в вузы.-М.: Дрофа,1996.-240с.