Тип урока: обобщающий урок.
Цели урока:
- обобщение и систематизация знаний учащихся по теме “ Решение систем двух уравнений с двумя неизвестными", закрепление умений решения систем уравнений различными способами, а именно: способом подстановки, способом сложения (вычитания), графическим способом;
- развитие познавательного интереса.
Задачи урока:
образовательная: выработать прочные
навыки решения систем двух уравнений с двумя
неизвестными, способствовать совершенствованию
полученных знаний по данной теме;
Методы работы:
методы организации учебно-познавательной
деятельности: словесный, наглядный,
практический, самостоятельная работа;
Ход урока
1. Организационный момент.
“Сегодня на уроке мы должны обобщить весь материал главы 8 “ Системы двух линейных уравнений с двумя переменными”, совершенствовать навыки решения систем уравнений различными способами”.
2. Проверка домашнего задания.
Проверяются решения домашних задач.
3. Фронтальная работа с классом.
Теоретический опрос:
- Какое уравнение называется уравнением с двумя переменными?
- Что называется решением уравнения с двумя переменными?
- Что является графиком уравнения ax+by+c=0, где x,y – переменные, a0, b0.
- Что является решением системы двух линейных уравнений с двумя переменными?
- Сколько решений может иметь система двух линейных уравнений с двумя переменными?
“Вспомним, что если прямые, являющиеся графиками линейных функций, пересекаются, то система имеет единственное решение ().
Если прямые параллельны (= , ), то система уравнений не имеет решений.
Если прямые совпадают (= , =), то система имеет бесконечно много решений.”
Практическая часть: у доски поочерёдно три ученика решают систему различными способами.
1) Графический способ:
построим в координатной плоскости графики уравнений системы и найдём координаты точки пересечения графиков.
2) Способ подстановки:
выразим из какого – нибудь уравнения одну переменную через другую и подставим в другое уравнение системы вместо этой переменной полученное выражение. Решаем получившееся уравнение с одной переменной и находим соответствующее значение второй переменной.
3) Способ сложения:
умножаем почленно уравнения системы, подбирая множители так, чтобы коэффициенты при одной из переменных стали противоположными числами, складываем почленно левые и правые части уравнений системы, решаем получившееся уравнение с одной переменной, затем находим соответствующее значение второй переменной.
Записываем ответ: (-1; 4).
У доски решаются задачи графическим способом № 1096 (г), способом подстановки № 1091 (г) и способом сложения № 1103 (г).
4. Самостоятельная работа (двухуровневая, с учётом индивидуальных особенностей учащихся, два варианта).
Уровень А.
1. Решите систему способом подстановки:
2. Решите систему способом сложения:
3. Решите систему графическим способом:
Уровень Б.
1. Решите систему способом подстановки:
2. Решите систему способом сложения:
3. Решите систему графическим способом:
5. Подведение итогов урока.
Учащимся выставляются оценки, задаётся и комментируется домашнее задание (№ 1103 (в), №1090(б), № 1091(в), № 1096 (в)).