Разработка урока музыки по теме "С Рождеством Христовым!". 2-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 2


Цель урока: продолжить знакомство с сюжетом о рождении Иисуса Христа и народными обычаями празднования церковного праздника – Рождества Христова, приобщение учащихся к культурному наследию России.

Задачи:

  • знакомство с народными песнопениями, колядками;
  • воспитание интереса к народным обычаям и истории их возникновения;
  • развитие хоровых навыков исполнения на примере разучивания новых песен.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Послушайте песню и скажите, о чём она, как звучит.

“Добрый тебе вечер” – слушание.

Д:

Учитель: Назовите тему нашего урока.

2. Сообщение темы урока (открываем учебник).

Учитель: Да. Это один из самых великих, самых любимых праздников во всём мире. Празднуют его с душой, с любовью и радостью.

А что вы знаете об этом празднике?

Д:

3. Основная часть.

Учитель: Давайте вспомним события великой Рождественской ночи и то, что ей предшествовало. 

Перед рождением Спасителя римский император Август повелел произвести перепись населения. Все подданные отправились для переписи в свои родные города. Дева Мария и Иосиф отправились из Назарета, где они жили, в Вифлеем, откуда были родом. В городе Марии и Иосифу не нашлось места в гостинице, и они остановились на ночлег в пещере, куда в непогоду пастухи загоняли скот. 

Здесь и родился Иисус Христос. Мария спеленала его и положила в ясли на душистую солому. (Показ картины “Рождение Христа” Лоренцо Лотто)

Посмотреть на Иисуса пришли пастухи и домашние животные.

(Показ картины “Поклонение пастухов” Доменико Гирландайо, ученик рассказывает стихотворение)

В яслях спал на свежем сене
Тихий крошечный Христос.
Месяц, вынырнув из тени,
Гладил лен Его волос...

Бык дохнул в лицо Младенца
И, соломою шурша,
На упругое коленце
Засмотрелся, чуть дыша.

Воробьи сквозь жерди крыши
К яслям хлынули гурьбой,

А бычок, прижавшись к нише,
Одеяльце мял губой.

Пес, прокравшись к теплой ножке,
Полизал ее тайком.
Всех уютней было кошке
В яслях греть Дитя бочком...

Присмиревший белый козлик
На чело Его дышал,
Только глупый серый ослик
Всех беспомощно толкал:

“Посмотреть бы на Ребенка
Хоть минуточку и мне!”
И заплакал звонко-звонко
В предрассветной тишине...

А Христос, раскрывши глазки,
Вдруг раздвинул круг зверей
И с улыбкой, полной ласки,
Прошептал: “Смотри скорей!”.

(Саша Черный. Рождественское)

Учитель: События двухтысячелетней давности ложатся в основу произведений искусства далёкого прошлого и современности. Об этом рассказывают рисунки, стихи и песни.

(Работа с учебником: разучивание песни “Рождественское чудо”)

Учитель: Покажите рукой движение мелодии. Как она звучит?

Д:

Учитель: Вспомните народные гуляния, связанные с празднованием Рождества, как они проходят?

Д:

Видеофрагмент из мультфильма “Ночь перед Рождеством”. (Беседа о колядовании)

Учитель: Петь колядки на Рождество - это одна из интереснейших рождественских традиций. Эта ранее языческая Традиция с принятием христианства постепенно превратилась в прославление Иисуса Христа. У рождественских колядок нет авторов, однако они великолепны по радостной доброте и искренности. Рождественская колядка - это маленький Рождественский рассказ о величайшем Событии и прославление главных Лиц ночи, которая принесла Самую Главную, Самую Радостную Весть - о рождении Спасителя мира!

4. Физминутка (исполнение колядки с вождением хоровода)

Сеем, веем, повеваем,
С Рождеством вас поздравляем!
Вы Христа прославляйте,
Угощенья нам давайте!

Учитель: А как вы готовитесь к празднованию Рождества?

Д:

Учитель: Издавна на Рождество было принято не только дарить подарки, но и творить милосердие. Вы тоже может готовить подарки, и не только для родных и близких, но и, например, для птичек.

Когда-то на Руси существовал такой обычай – устраивать рождественские “елки” для животных и птиц. Для зверей в лесу строили специальные ясли, в которые клали сено, овес. А для птиц на крышах изб втыкали шест и надевали на него необмолоченный сноп. Птицы слетались и клевали зерна. Ведь это так просто – устроить праздник для беззащитных созданий, которые нуждаются в нашей помощи.

Найдите на школьном дворе или в парке небольшую елочку, повесьте на нее кусочки хлеба, сала, внизу, под елкой, насыпьте зерен и крошек. И вскоре на вашу елочку слетятся маленькие гости – голуби, воробьи, синички.

И тогда здесь и сейчас на душе станет теплее и радостнее, и в нее тоже войдет свет Рождественской звезды, свет добра и милосердия.

5. Закрепление пройденного материала.

Учитель: Итак, сегодня на уроке мы вспомнили о великом празднике, который скоро будем праздновать.

Д: (хором) о Рождестве.

Учитель: Что общего между прозвучавшими на уроке народными песнопениями? Как они звучат?

Д:

Учитель: Они воспевают святую ночь, даря людям душевный покой и приобщение к великой тайне. Что значит песнопение? Чем отличается от песни?

Д:

Учитель: А как украшают дома, храмы на Рождество?

Д: Наряжают ёлки.

Учитель: А кто знает, почему именно ёлку наряжают игрушками, гирляндами в праздник Рождества Христова?

Есть предание о том, почему именно ёлка стала Рождественским деревом. Попробуйте найти ответ на этот вопрос .Это будет вашим домашним заданием.

Учитель: Рождество – это снег, тихо падающий за окном это запах свечей и ёлки, это звёздные ночи и рождественские напевы.

Учитель: В заключении урока споём песню о Рождестве.

Рождество Христово (Во владеньях инея и снега...)

Слова и музыка П. Синявского.

6. Итог урока. Выставление оценок

7. Д/з. Спросите родителей, какие они знают колядки, Рождественские песни, разучите с ними. Узнайте предание о ёлке. Нарисуйте Рождественскую ёлку.