Цель урока: продолжить знакомство с сюжетом о рождении Иисуса Христа и народными обычаями празднования церковного праздника – Рождества Христова, приобщение учащихся к культурному наследию России.
Задачи:
- знакомство с народными песнопениями, колядками;
- воспитание интереса к народным обычаям и истории их возникновения;
- развитие хоровых навыков исполнения на примере разучивания новых песен.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Послушайте песню и скажите, о чём она, как звучит.
“Добрый тебе вечер” – слушание.
Д:
Учитель: Назовите тему нашего урока.
2. Сообщение темы урока (открываем учебник).
Учитель: Да. Это один из самых великих, самых любимых праздников во всём мире. Празднуют его с душой, с любовью и радостью.
А что вы знаете об этом празднике?
Д:
3. Основная часть.
Учитель: Давайте вспомним события великой Рождественской ночи и то, что ей предшествовало.
Перед рождением Спасителя римский император Август повелел произвести перепись населения. Все подданные отправились для переписи в свои родные города. Дева Мария и Иосиф отправились из Назарета, где они жили, в Вифлеем, откуда были родом. В городе Марии и Иосифу не нашлось места в гостинице, и они остановились на ночлег в пещере, куда в непогоду пастухи загоняли скот.
Здесь и родился Иисус Христос. Мария спеленала его и положила в ясли на душистую солому. (Показ картины “Рождение Христа” Лоренцо Лотто)
Посмотреть на Иисуса пришли пастухи и домашние животные.
(Показ картины “Поклонение пастухов” Доменико Гирландайо, ученик рассказывает стихотворение)
В яслях спал на свежем сене
Тихий крошечный Христос.
Месяц, вынырнув из тени,
Гладил лен Его волос...
Бык дохнул в лицо Младенца
И, соломою шурша,
На упругое коленце
Засмотрелся, чуть дыша.
Воробьи сквозь жерди крыши
К яслям хлынули гурьбой,
А бычок, прижавшись к нише,
Одеяльце мял губой.
Пес, прокравшись к теплой ножке,
Полизал ее тайком.
Всех уютней было кошке
В яслях греть Дитя бочком...
Присмиревший белый козлик
На чело Его дышал,
Только глупый серый ослик
Всех беспомощно толкал:
“Посмотреть бы на Ребенка
Хоть минуточку и мне!”
И заплакал звонко-звонко
В предрассветной тишине...
А Христос, раскрывши глазки,
Вдруг раздвинул круг зверей
И с улыбкой, полной ласки,
Прошептал: “Смотри скорей!”.
(Саша Черный. Рождественское)
Учитель: События двухтысячелетней давности ложатся в основу произведений искусства далёкого прошлого и современности. Об этом рассказывают рисунки, стихи и песни.
(Работа с учебником: разучивание песни “Рождественское чудо”)
Учитель: Покажите рукой движение мелодии. Как она звучит?
Д:
Учитель: Вспомните народные гуляния, связанные с празднованием Рождества, как они проходят?
Д:
Видеофрагмент из мультфильма “Ночь перед Рождеством”. (Беседа о колядовании)
Учитель: Петь колядки на Рождество - это одна из интереснейших рождественских традиций. Эта ранее языческая Традиция с принятием христианства постепенно превратилась в прославление Иисуса Христа. У рождественских колядок нет авторов, однако они великолепны по радостной доброте и искренности. Рождественская колядка - это маленький Рождественский рассказ о величайшем Событии и прославление главных Лиц ночи, которая принесла Самую Главную, Самую Радостную Весть - о рождении Спасителя мира!
4. Физминутка (исполнение колядки с вождением хоровода)
Сеем, веем, повеваем,
С Рождеством вас поздравляем!
Вы Христа прославляйте,
Угощенья нам давайте!
Учитель: А как вы готовитесь к празднованию Рождества?
Д:
Учитель: Издавна на Рождество было принято не только дарить подарки, но и творить милосердие. Вы тоже может готовить подарки, и не только для родных и близких, но и, например, для птичек.
Когда-то на Руси существовал такой обычай – устраивать рождественские “елки” для животных и птиц. Для зверей в лесу строили специальные ясли, в которые клали сено, овес. А для птиц на крышах изб втыкали шест и надевали на него необмолоченный сноп. Птицы слетались и клевали зерна. Ведь это так просто – устроить праздник для беззащитных созданий, которые нуждаются в нашей помощи.
Найдите на школьном дворе или в парке небольшую елочку, повесьте на нее кусочки хлеба, сала, внизу, под елкой, насыпьте зерен и крошек. И вскоре на вашу елочку слетятся маленькие гости – голуби, воробьи, синички.
И тогда здесь и сейчас на душе станет теплее и радостнее, и в нее тоже войдет свет Рождественской звезды, свет добра и милосердия.
5. Закрепление пройденного материала.
Учитель: Итак, сегодня на уроке мы вспомнили о великом празднике, который скоро будем праздновать.
Д: (хором) о Рождестве.
Учитель: Что общего между прозвучавшими на уроке народными песнопениями? Как они звучат?
Д:
Учитель: Они воспевают святую ночь, даря людям душевный покой и приобщение к великой тайне. Что значит песнопение? Чем отличается от песни?
Д:
Учитель: А как украшают дома, храмы на Рождество?
Д: Наряжают ёлки.
Учитель: А кто знает, почему именно ёлку наряжают игрушками, гирляндами в праздник Рождества Христова?
Есть предание о том, почему именно ёлка стала Рождественским деревом. Попробуйте найти ответ на этот вопрос .Это будет вашим домашним заданием.
Учитель: Рождество – это снег, тихо падающий за окном это запах свечей и ёлки, это звёздные ночи и рождественские напевы.
Учитель: В заключении урока споём песню о Рождестве.
Рождество Христово (Во владеньях инея и снега...)
Слова и музыка П. Синявского.
6. Итог урока. Выставление оценок
7. Д/з. Спросите родителей, какие они знают колядки, Рождественские песни, разучите с ними. Узнайте предание о ёлке. Нарисуйте Рождественскую ёлку.