Творческая работа на уроках "Слушания музыки" в младших классах детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств

Разделы: Музыка, Внеклассная работа


В наше время очень актуальным становится духовное воспитание детей. Мир высокого искусства незаменим в этом процессе. Важно с детства привить детям любовь к слушанию музыки и на примере лучших музыкальных образцов с малых лет дать им почувствовать и понять смысл истинной красоты.

Предмет “Слушание музыки” является наиболее важным звеном в подготовке учащихся к прохождению курса музыкальной литературы. Это первый шаг в воспитании будущего исполнителя и грамотного слушателя. В основе программы по слушанию музыки, отвечающей современным требованиям, должна лежать переориентация учебно-воспитательного процесса на личность ученика, а также нравственное совершенствование. Необходим комплексный подход в освоении искусства, где музыка, безусловно, будет являться стержневым видом. Важно сформировать универсальные способности у детей.

В данном сообщении вниманию читателя предлагается разработка открытого урока по предмету “Слушание музыки” для детей второго года обучения в музыкальной школе. Выбранная тема “Его Величество Фортепиано!” – образец: как в виде музыкальной сказки-спектакля можно познакомить детей с историей происхождения музыкального инструмента фортепиано. С одной стороны, этот урок представляет собой традиционное обобщение полученных знаний учениками и контроль со стороны учителя, который производится с помощью загадок, стихов, отгадывания музыкальных инструментов по звучащим фрагментам и по иллюстрациям. С другой стороны это инновационный творческий подход в раскрытии и закреплении учебного материала через близкую и понятную детям форму сказочного музыкального спектакля.

Чтобы уроки проходили интересно, должен обязательно присутствовать дух творчества! Ценность творчества заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе. Учитывая детскую физиологию, психологию, интересы к творческим заданиям, выполняемым на уроках слушания музыки, я предлагаю внести такие формы работы, через которые ребёнок художественно выражает собственные мысли и ощущения от прослушанной музыки. Это могут быть графика, рисование, поделка, коллаж, танец, пантомима, подбор коллекции открыток, словесное рисование портрета героя, придумывание костюмов для персонажей музыкальных произведений. К наиболее действенным способам можно отнести театрализацию самостоятельно придуманного рассказа, сказки или музыкального спектакля, связанного с конкретной темой. Такие уроки вовлекают учащихся в процесс коллективного творчества. Как показывает опыт, интерес учащихся к сценическому и музыкальному воплощению спектакля чрезвычайно велик. Предложенный мною ниже сценарий урока, где дети в костюмах музыкальных инструментов разыгрывают спектакль, танцуют под музыку, играют на музыкальных инструментах, может стать образцом для молодых педагогов-теоретиков, на основе которого они смогут создавать свои собственные интересные занятия.

Целью данной работы является показ одной из форм проведения заключительного урока в четверти по предмету “Слушание музыки”. Целью данного творческого урока-спектакля является повышение мотивации к урокам “Слушания музыки”. Для реализации поставленных целей необходимо провести ряд действий в рамках сформулированных задач:

• использовать межпредметные связи между различными видами деятельности искусства (музыка, театр, актерское мастерство, изобразительное искусство, поэзия, хореография),

• использовать межпредметные связи музыкально-эстетического цикла обучения в школе (вокал, игра на музыкальных инструментах, теория и история музыки),

• совершенствовать исполнительские навыки,

• подключить учащихся к творческому процессу создания музыкального спектакля,

• приобщить учащихся к самостоятельной работе и работе в группе.

Хочу отметить массу положительных моментов таких творческих проектов. Во-первых, музыкальный урок-спектакль в конце четверти позволяет выделить его как особо значимый, на котором подытоживается усвоенный материал. Во-вторых, это возможность творчески проявить себя каждому ребёнку, так как данный вид урока отвечает самым разнообразным потребностям детей: музыкальным, писательским, художественным, актёр- ским, организаторским. В-третьих, такие уроки положительно влияют на всю группу учащихся, делают их дружными, учат общаться и трудиться вместе, что, несомненно, пригодится им в жизни. В-четвёртых, такой урок-спектакль позволяет продемонстрировать родителям полученные их детьми на уроках знания, умения и навыки. Для учителя это прекрасная возможность тесного общения с родителями школьников, которое так важно для успешного обучения. В-пятых, столь занимательный урок возможно использовать для показа в детских садах в профориентационных целях. В-шестых, подобный урок активно можно использовать в стенах родной школы, например на творческом утреннике “Посвящение в музыканты”. Таким образом, наглядно видна максимальная польза подобных творческих уроков.

Для представленного урока используется следующий материал: загадки о музыкальных инструментах, стихи, интересная подборка музыкальных фрагментов. Учащиеся знакомятся со звучанием цимбал, клавесина, арфы, рояля, вспоминают тембры гобоя, английского рожка, фагота, трубы, органа, челесты, кларнета и других музыкальных инструментов. Костюмы, а также декорации для урока заранее обдумываются и изготавливаются самими учащимися совместно с родителями и учителем. В процессе подготовительной работы может быть использован также широкий спектр вариантов совместного сочинительства детей и учителя: подражание наиболее характерным движениям героев сказки, танцевальная импровизация, песенное творчество, использование в ходе действия сказки детских музыкальных инструментов.

Необходимо учитывать тот факт, что на уроке находятся дети, по-разному запоминающие информацию. Исходя из этого, для наилучшего усвоения материала у ребят должны быть задействованы разные типы восприятия. Поэтому на уроке, помимо звучащей музыки, словесного проговаривания текста, выразительной мимики, жестикуляции, движений под музыку должно быть и визуальное постижение учебного материала: красочные плакаты с изображением музыкальных инструментов симфонического оркестра, старинных музыкальных инструментов. Такого типа нетрадиционный урок в доступной и увлекательной для детей форме поможет донести важные знания.

Его Величество, король Фортепиано! Это тема заключительного урока 3 четверти по предмету “Слушание музыки”, 2 класс. Тема четверти: Музыкальные инструменты.

На протяжении всех уроков четверти дети подробно знакомятся с музыкальными инструментами симфонического оркестра, старинными народными музыкальными инструментами. Так что к усвоению данной темы учащиеся вполне подготовлены. После повторения пройденного материала педагог объявляет о том, что у них остался не изученным ещё один музыкальный инструмент и предлагает детям, по звучащему музыкальному

отрывку, определить фортепиано. Далее учитель предлагает взглянуть на плакаты с изображёнными музыкальными инструментами, и подумать к какой группе относится фортепиано. После замечания детей, что пианино не похоже ни на один из известных им музыкальных инструментов ни по голосу, ни по внешнему виду, учитель предлагает пригласить на урок фею Музыки, которая и должна им помочь. Дети играют на музыкальных инструментах, поют песню. Услышав музыку, появляется фея и объявляет, что без волшебной палочки она не сможет им помочь. Дети вместе с феей отправляются искать волшебную палочку. Им предстоит пройти испытания (загадки о музыкальных инструментах, угадай-ка, головоломки), в которых пригождаются знания, полученные на уроках. Наконец волшебная палочка найдена! Она находилась за толстой кирпичной стеной вопросов, и дети по кирпичику своих знаний разобрали эту стену. Фея Музыки берёт волшебную палочку и превращает детей в музыкальные инструменты. Теперь они, оказавшись героями сказки, сами смогут ответить на поставленные вопросы.

Звучит музыкальный фрагмент: Л. ван Бетховен. Аллегретто (рояль)

РОЯЛЬ: Здравствуйте, мои юные друзья! Вы знаете, кто я?

УЧИТЕЛЬ: Как же не знать такую знаменитость! Вы всеми любимый рояль!

РОЯЛЬ: Спасибо! Хотя некоторые путают меня с моим младшим братом Пианино. Мы с ним очень похожи, но характеры у нас совсем разные. Родственники говорят, что я больше похож на папу, а он на маму. А вот и он!

Звучит музыкальный фрагмент: П. Чайковский. Полька.

ПИАНИНО: Здравствуй, брат! Здравствуй, Фея! Здравствуйте, учитель! У…, я вижу, здесь много ребят собралось!

ФЕЯ МУЗЫКИ: Да. И эти ребята непростые. Они музыканты!

ПИАНИНО: Я очень люблю детей, особенно маленьких музыкантов!.. Мой брат, большая знаменитость. У него даже имя звучное. Рояль это значит королевский! Он жить не может без сцены, аплодисментов, цветов, зрителей. А мне гораздо приятнее стоять в маленькой детской комнатке и слушать детскую музыку.

ЦИМБАЛЫ: Ах, какой он у меня скромный! Пианино мой тихоня! А вообще-то, он может почти всё, что и его старший брат Рояль. Иногда он играет такую серьёзную музыку, что все, кто его слышат, с уважением говорят – звучит Фортепиано!

ФЕЯ МУЗЫКИ: Ребята, разрешите познакомить вас с родителями Рояля и Пианино. Это их мама – Цимбалы. Уважаемая Цимбалы, расскажите, пожалуйста, о себе.

ЦИМБАЛЫ: Ну, что рассказывать? Я из простой семьи, не то, что их папа Клавесин. Я вся на виду. На корпус мой натянуты струны, по которым ударяют специальными палочками. Хотите послушать моё звучание?

Звучит музыкальный фрагмент: Кельтский мотив. Мощь Кэролана (цимбалы)

ФЕЯ МУЗЫКИ: Вы обладаете чудесным звуком!

ЦИМБАЛЫ: Спасибо. Сразу вспомнила молодость, как мы познакомились с моим дорогим Клавесином.

ФЕЯ МУЗЫКИ: А где же он?

Звучит музыкальный фрагмент: Ф.Куперен. Жнецы (клавесин)

ЦИМБАЛЫ: Слышу, слышу. Вот его милые сердцу звуки.

КЛАВЕСИН: Приветствую всех! Дети, сегодня для вас будет сюрприз. Отгадайте, кто приедет к нам в гости?

РОЯЛЬ и ПИАНИНО: Неужели наша любимая бабуля Арфа?!

КЛАВЕСИН: Верно.

ФЕЯ МУЗЫКИ: Уважаемый Клавесин! Здесь собрались ребята, которые хотят научиться играть на фортепиано. Может даже здесь сидят будущие артисты, которые будут играть на рояле в большом концертном зале! Они очень любознательны. Расскажите, пожалуйста, немного о себе! Я думаю, им интересно будет узнать о предках фортепиано.

КЛАВЕСИН: О! Жизнь моя вся была наполнена музыкой! Концерты! Концерты! Да и сейчас любители старинной музыки частенько приглашают меня выступить. Сам я из Франции, а мои братья и сёстры покоряли своим звучанием другие страны.

АНГЛИЙСКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА: Здравствуйте, мои дорогие!

КЛАВЕСИН: Это моя сестрёнка, Английская Шахматная Доска. Правда, забавное имя?

АНГЛИЙСКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА: Ты всё подшучиваешь надо мной, как в детстве. А, между прочим, на мне играла сама английская королева! Я вам привезла в подарок наш старый семейный альбом. Вот посмотрите, это наши братья и сёстры. Они живут повсюду: в Германии, Англии, Италии. Это вот Жираф, Крыло, Высокие клавицимбалы! А это я, Английская шахматная доска!

КЛАВЕСИН: Спасибо, спасибо, дорогая! Проходи, чувствуй себя как дома.

Звучит музыкальный фрагмент: М.Геббелинк. Явление ангелов (арфа)

КЛАВЕСИН: Какое великолепие! Арфа, Ваш голос просто божественный! Вот наши корни, с чего всё началось, наша бабушка Арфа!

АРФА: Э, нет, заходите прадедушка! Самым первым был простой охотничий лук. Охотник играл на нём после охоты. А потом, натянули несколько струн, и получилась я, Арфа. Чтобы извлекать звуки, нужно перебирать пальцами струны.

КЛАВЕСИН: А мне захотелось придумать что-то оригинальное, и додумался я сделать клавишный механизм, чтобы не перебирать струны пальцами, а нажимать на клавиши. На конце каждой клавиши находилось воронье пёрышко, которое и цепляло струну.

АРФА: Вот ведь, какой он у нас выдумщик! (Звенит колокольчик)

А вот и мой сладкий сюрприз! (Поварёнок вносит торт)

Ну что, мои дорогие внучата, этот торт я испекла специально для вас!

РОЯЛЬ и ПИАНИНО: Спасибо.

ФЕЯ МУЗЫКИ: Сейчас я открою тайну. Сегодня все предки собрались вместе, чтобы отпраздновать день рождения Рояля и Пианино! Ведь ровно 300 лет назад один итальянский мастер, хранитель музея музыкальных инструментов, Бартоломео Кристофори изобрёл первый такой инструмент и назвал его ПИАНОФОРТЕ! Кстати, ребята, что означает это слово?

ДЕТИ: На этом музыкальном инструменте можно играть тихо и громко.

ФЕЯ МУЗЫКИ: Совершенно верно.

УЧИТЕЛЬ: Спасибо, фея Музыки! Благодаря тебе и твоей волшебной палочке, ребята побывали в увлекательном путешествии и узнали много интересного о таком близком всем музыкальном инструменте Фортепиано, который таил в себе столько тайн и загадок! Ребята, что же вы усвоили из этого путешествия?

АРФА: Что от прадедушки Лука и бабушки Арфы достались Пианино и Роялю в наследство струны.

ЦИМБАЛЫ: От мамы Цимбал - удар по этим струнам.

КЛАВЕСИН: А от папы Клавесина – клавишный механизм.

УЧИТЕЛЬ: Верно. Вместо вороньих пёрышек, которые защипывали струны в клавесине, сейчас у современного рояля или пианино есть молоточки, которые ударяют по струнам. И тогда мы слышим чудесную музыку, которая льётся из-под клавиш фортепиано!

Звучит музыкальный фрагмент: Л. ван Бетховен. Аллегретто (рояль)

В заключение урока учитель сообщает дополнительные сведения о фортепиано, предлагает составить генеалогическое древо инструмента фортепиано, а также досочинить спектакль с участием музыкальных инструментов других групп (в качестве домашнего задания). После получения домашнего задания дети отправляются на торжественное чаепитие по случаю дня рождения Фортепиано!

Подводя итог, хочу отметить, что творческие уроки формируют художественную фантазию, развивают образно-ассоциативное мышление, эмоциональную сферу учащихся, способствуют развитию артистичности, художественному познанию мира учащимися через собственную созидательную деятельность, а главное воспитывают их эстетический вкус и любовь к высокохудожественной музыке, вызывают желание слушать и исполнять её, что должно быть важным для каждого педагога.

В процессе творческого спектакля используются музыкальные фрагменты CD “Вдохновение” (ЗАО “Издательский Дом Ридерз Дайджест”).

Спасибо за внимание!