Цели: показать учащимся различные способы решения задачи на отыскание наибольших и наименьших геометрических величин на конкретном примере. Сформировать у учащихся представление о том, что применение общего метода решения задачи, основанного, на применении производной не всегда является рациональным. Решение геометрических задач различными способами способствуют развитию математического мышления и творческой активности учащихся, а также формированию умения применять теоретические знания на практике.
“Хороший учитель обязан понимать, что
никакую задачу нельзя исчерпать до конца.
Этот взгляд он должен прививать
и своим ученикам”.
Д.Пойа.
Развитие логического мышления является одним из важнейших элементов воспитания личности. Этому служит математика, и в первую очередь - геометрия. Круг задач, рассматриваемых в геометрии, очень широк. Среди них особое место занимают задачи на отыскание наибольших и наименьших значений геометрических величин. Учащиеся с интересом решают экстремальные задачи на уроках и на внеклассных занятиях.
При решении задач на экстремум учащиеся нередко испытывают трудности в составлении аналитической записи функции, описывающей условие задачи. Причиной этому часто бывает нерациональный выбор независимой переменной. Ее желательно выбрать так, чтобы более коротким путем получить аналитическое выражение данной функции и чтобы выражение было более простым.
Решение задачи на отыскание наибольшего и наименьшего значения геометрической величины с помощью общего метода, основанного на применении производной, не всегда является рациональным. Иногда к цели можно прийти быстрее и более коротким путем, используя элементарные методы и приёмы.
На конкретных примерах из планиметрии и стереометрии, покажем, как при удачном выборе аргумента функции удаётся сократить вычисления и упростить решение задачи.
Задача № 1.
В окружность радиуса R вписана трапеция ABCD, основание AB которой является диаметром окружности. Какова должна быть длина боковой стороны трапеции, чтобы трапеция имела наибольшую площадь?
Решение:
1 способ.
В задаче требуется найти длину боковой стороны трапеции, при которой площадь трапеции будет наибольшей. Ее можно принять за независимую переменную, затем через неё и радиус R окружности выразить площадь трапеции. Обычно учащиеся решают таким способом.
2 способ.
Пусть высота трапеции DH = х. Из прямоугольного ODH
(О – центр окружности) находим:
Значит, , и получим:
где 0 < х < R – простое по форме выражение для функции S. Однако вычисление производной требует более сложных выкладок, чем при решении задачи первым способом.
3 способ.
Пусть BH = х, тогда AH=2R - х. Из свойства высоты прямоугольного ?ABD имеем: и, следовательно,
R< х <2R.
Производная функции S2 = 2Rx3 – x4 находится проще, чем при решении задачи первым и вторым способом. Задачу можно решить и без использования производной.
Так как 3S2 = (6R – 3x ) ·x·x·x. В правой части - произведение переменных, сумма которых постоянна и равна 6R. Это произведение принимает наибольшее значение в случае их равенства, т.е. х= 6R – 3х, откуда
х = 3/2R. При этом AH=1/2R и AD=OD=R.
4 способ.
Пусть Тогда BD=2Rsin2х, DH=2Rsinxcosx.
Находим:
S=4R2sin3хcosx, 450< x < 900 ,
при tg х = , т.е. при х = 600 . Остаётся сравнить значение функции S в критической точке со значениями на концах промежутка [450, 900].
5 способ.
Введем независимую переменную площадь трапеции, равна сумме площадей треугольников AOD,BOC и COD. Следовательно,
Задача сводится к нахождению наибольшего значения функции:
Ее производная
Критические точки получим, решив уравнение:
Задача № 2.
В окружность радиуса R вписана трапеция ABCD с основанием AB. При какой длине стороны AD площадь трапеции будет наибольшей, если
где O – центр окружности?
Решение:
пусть . Площадь AOD:
Найдём площади треугольников: AOD, BOC и COD.
Учитывая, что получим:
Проведём диаметр М? окружности параллельно основанию AB трапеции. Площадь трапеции не может быть наибольшей, если хорды AB и CD будут лежать по одну сторону от М?. Поэтому следует считать, что
Функция Ѕ имеет наибольшее значение одновременно с функцией
Найдём производную этой функции:
С учётом границ изменения х, получим:
или, несколько расширяя границы этих промежутков:
Следовательно, при всех допустимых значениях х имеем: и тогда и только тогда, когда откуда
Итак, в промежутке функция f(x) имеет единственную критическую точку х0, в которой, производная меняет знак с плюса на минус. Значит, в этой точке функция имеет максимум, а значит и искомое наибольшее значение. Таким образом, площадь трапеции ABCD будет наибольшей в том случае, когда дуги ВС, СD и AD равны и
Задача № 3.
Куб, ребро которого равно , пересекается плоскостью, проходящей через его диагональ. Какую наименьшую площадь может иметь сечение и при каком угле наклона сечения к плоскости основания?
Решение: 1 способ.
Пусть плоскость, проходящая через диагональ B1D куба, пересекает его ребро АА1 в точке К. Тогда она пересекает ребро СС1 в точке L, симметричной К относительно центра куба. В сечении получится параллелограмм B1 КDL, площадь которого равна удвоенной площади B1 КD. Проведем высоту КМ в B1 КD. Пусть B1 D = d, KM = h, DM = y,
AK = x.
Площадь сечения определяется формулой: S = dh, где d = Следовательно, задача сводится к нахождению наименьшего значения h. Из прямоугольных B1 КМ и DКМ, выразим по теореме Пифагора двумя способами КМ, получим уравнение:
откуда
Следовательно,
или
Отсюда следует, что при Наименьшее значение площади сечения равно
Угол между плоскостью этого сечения и плоскостью основания ABCD куба найдем по формуле: Получим:
2 способ.
Задача сводится к нахождению кратчайшего расстояния h между скрещивающимися прямыми АА1 и B1D. Так как ребро АА1 параллельно плоскости ВDB1, то h равно расстоянию от вершины А куба до плоскости ВDB1, т.е. равно высоте АР прямоугольного ABD. Получим:
Следовательно, наименьшее значение площади сечения
Угол наклона сечения к плоскости основания находим так же, как и в первом способе.
3 способ.
Простое геометрическое решение задачи получим, если используем формулу:
где ? – угол между плоскостью сечения B1 КDL и плоскостью грани ABCD куба.
Построим линию пересечения этих плоскостей, прямую l, и проведем B1Нl. По теореме о трёх перпендикулярах l, следовательно, Площадь сечения будет наименьшей, когда сечение проведено так, что угол – наименьший. Так как то имеет наименьшее значение, когда ВН имеет наибольшее значение. Поскольку катет прямоугольного треугольника меньше гипотенузы, то ВН BD, и наибольшее значение ВН достигается в том случае, когда точки Н и D совпадают.
Очень часто краткое и красивое решение геометрической задачи на экстремум сразу найти не удаётся. В этом случае после решения задачи общим методом следует предложить учащимся изучить найденное решение и полученный результат. При этом часто можно подметить такие особенности фигуры, которые позволяют найти более рациональное решение задачи.
Литература
- Гусев В.А., Мордкович А.Г. Практикум по элементарной математике. М., Просвещение,1992.
- Буслаева И.П. Решение экстремальных задач без использования производной. М., 1995.
- Чебурахин И.Ф. Решение одной геометрической задачи на экстремум. Математика в школе. №3,1996.
- Математика в школе. №4,1970.