Исследовательская работа по теме "Как мои ровесницы из далекого прошлого одевали своих кукол"

Разделы: Начальная школа


Оглавление:

  1. Введение.
  2. История русского костюма.
  3. История возникновения куклы.
  4. Заключение: “Сохраним истоки русской культуры”.

Введение

Я живу в России, и я очень люблю свою Родину. Мне интересна ее история, ее культура, ее традиции и обычаи.

В прошлом учебном году я выступала на школьной научно-практической конференции с исследовательской работой: “Какими бывают куклы?” Эта работа мне очень понравилась, я многое узнала для себя и решила продолжить свое исследование.

Тема моей работы такова: “Как мои ровесницы из далекого прошлого одевали своих кукол”.

Цель работы: изучить кукольные наряды прошлого.

Задачи исследования: изучить литературу по теме, узнать, как делали кукол раньше, научиться делать куклу.

Гипотеза исследования: предположим, что куклы всегда делали из пластмассы. Чтобы подготовиться к докладу, я прочитала литературу: “Русская национальная одежда”, “Праздник русского костюма”, статьи из журналов “Народное творчество”, воспользовалась сетью Интернет, расспросила знакомых мне пожилых людей, посоветовалась с родителями, рассказала все одноклассникам.

И самое главное: я испытала радость творчества и радость познания. Я как будто побывала в прошлом и своими глазами увидела русских красавиц в богатых, расшитых золотом костюмах. Считаю, что тема эта очень злободневна, и не только потому, что мы должны знать нашу историю. Современная мода использует элементы русского национального костюма и становится все более интересной.

Велик мир духовных ценностей. Сегодня ученые пришли к пониманию того, насколько глубоким источником изучения сложных процессов развития народов являются созданные ими прикладные ремесла. В последние годы заметно возрос интерес к народному костюму и его особенностям, которые придают одежде уникальность и неповторимость. Народные умельцы бережно сохранили и донесли до нас то, чему их учили матери и бабушки. Душа народа, его доброжелательный нрав, неистощимая фантазия и сейчас живут в русском костюме. Он вобрал в себя секреты прикладного народного творчества.

Русский женский костюм состоит из сарафана или жакета с юбкой. Юбка длинная однотонная, либо пестрая, иногда с оборками вдоль края подола. Жакет всегда однотонный. Основные цвета русской одежды – красный, оранжевый, желтый, зеленый. Особое внимание заслуживает головной убор – кокошник различной формы, украшенный жемчугом и драгоценными камнями. На ногах сапожки красного цвета. Русские мужчины носят поверх брюк просторные рубашки, перетянутые в талии красным поясом. Широкие рукава собираются вышитыми манжетами. Рубаха обычно красного или белого цвета. Черные, чуть мешковатые брюки обычно заправляются в черные кожаные сапоги.

Длиннорукавные рубахи были предназначены для свадебного обряда. Обычай не касаться на свадебной церемонии друг друга голой рукой сохранялся до начала 20 века. Он был связан с представлениями о том, что могло сулить бедность молодой семье. Поэтому у невесты руки были закрыты длинными рукавами, а жених мог брать ее руку только в перчатке, рукавице или через полотенце.

В былые времена всю свою жизнь до замужества девушки постоянно шили себе наряды, готовили приданое. Все это делалось вручную, поэтому отнимало очень много времени, но и результат был достойным. Готовых нарядов перед свадьбой должно было быть столько, чтобы хватило на всю жизнь, потому что после замужества женщина все свое время должна была посвящать мужу, детям, гостям и жить ей уже было некогда. Для того чтобы все успеть до свадьбы, девушки приглашали подружек, которые помогали дошить приданое.

Потом, на девичнике, невеста расплетала косу и дарила подружкам свою красоту – ленточки от головного убора. Это было залогом того, что остальные тоже выйдут замуж, что считалось главным событием в жизни.

В день свадьбы невесте заплетали две косы и укладывали их венцом, надевали рубаху с рукавами до пола, которыми она должна была вытирать слезы, проливаемые весь день, как положено. Кольцо надевалось позже.

На третий день жена, уже хозяйка, одевалась очень дорого и ярко. В таких нарядах она ходила до рождения первенца.

Чтобы представить, как выглядели русские национальные костюмы, я решила показать это на куклах. И это не случайно.

Народная игрушка, в том числе и кукла, в далекие времена была для человека ритуальным предметом языческого культа. В русской деревне тряпичная кукла была наиболее распространенной игрушкой. Она была в каждом крестьянском доме, а в некоторых семьях их насчитывалось до сотни. Тряпичные куклы дети начинали “вертеть” с 5 лет. Свертывали в “скалку” кусочек цветной ткани, обтягивали “лицо” белой тряпицей, затем скатывали боковые остатки ткани – получались “руки”. Вот и готова кукла. Куклу наряжали, но лицо не рисовали. Считалось, что кукла с лицом приобретает душу и может навредить ребенку, а куклы без лица оберегают дом и очаг. Такие куклы-берегини передавались по наследству от матери к дочери; они помогали своим хозяевам во время невзгод и спасали их от нечистой силы.

Этнографические куклы (этнография – наука, изучающая культуру народов, особенности быта, культуры, нравов) впервые появились в середине 80-х годов 19 века. Появление кукол было не случайно. Наряду со множеством обучающих игрушек и игр, куклы в народных костюмах использовались в качестве наглядных пособий для изучения детьми истории и фольклора. К 1900 г. насчитывалось 144 вида кукол в костюмах различных губерний России.

Тряпичная кукла называлась “куваткой” и шилась девочками до 12 лет. Она была экзаменом по шитью и рукоделиям. Потом девочки помогали готовить приданое старшим сестрам, знакомясь с традиционными видами одежды.

Шили куклы в основном во время Рождественского и Великого постов, а весной, после Пасхи гуляли по деревне, хвастались нашитыми куклами, слушали, что скажут. Похвалят какую девчушку, обязательно спросят, годков сколько. Если мала еще – угостят, приласкают. Если уже возраст подошел (12 скоро), то обещают пригласить на посиделки со своим рукоделием – показать себя.

В некоторых местностях куклы эти имели даже свое название. Первая кукла – “простоволосая”. Вторая – “кукла с косой”. Третья – “молодуха”. Четвертая – “кукла нарядная”, она и была тем экзаменом, что отделял детство от юности.

Первую похвалу своим рукоделиям младшие девочки часто слышали от старших сестер, у них же учились ролевым играм в куклы, к ним же бежали за утешением и советом.

По своему назначению куклы делятся на три большие группы: обрядовые, игровые и куклы-обереги. Исследователи считают, что наиболее ранняя среди традиционных кукол в России кукла “полено”. Самыми распространенными в крестьянских семьях были тряпичные куклы, которые можно разделить на две группы: свернутые (то есть, сделанные без шитья иголкой) и шитые.

Уходя корнями в глубь веков и будучи тесно связанной со всем укладом жизни, прежде всего крестьян, традиционная игрушка вводила ребенка в мир взрослых, готовила его к самостоятельному труду, хранила и передавала от старшего поколения к младшему накопленный опыт.

Интересно узнать то, с каким вниманием относились крестьяне к забавам детей. Взрослые никогда не приостанавливали начатые игры, не разрушали игровых построек, не выбрасывали игрушки, а наделяли их магической силой. Считалось, что они могут вызвать урожай, богатство, счастливый брак или же, наоборот, принести несчастье. Дарить игрушки было распространенным обычаем – подарок приносил ребенку здоровье и благополучие. Все эти народные поверья передавались из уст в уста подобно сказкам и песням.

В прошлом крестьянская кукла имела несколько предназначений. Одних кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение. Считалось раньше, что если сделанная своими руками кукла Плодородие, то будет достаток и хороший урожай. А если над кроватью ребенка висит “Куватка”, то она отгоняет злую силу. Когда родители уходили в поле на работу, и ребенок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл. Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца. “Берегиню сна” вешали над изголовьем кровати. Верили, что она своими большими крыльями отгоняет дурные сны.

Кукла, символизирующая женскую судьбу, должна быть очень нарядной. И чем краше кукла, тем счастливее женская доля. Были и игральные куклы, которые предназначались для забавы детям. Все эти куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой тканей, а затем перевязывали веревкой. Потом к этой палочке привязывали головку с ручками и одевали в нарядную одежду.

Были куклы лечебные. Это Козьма и Демьян. Есть такое предание. Жили на Руси два брата погодки. Они были бессребрениками. Эти братья лечили людей и не брали денег и еды за лечение. Но однажды один из братьев взял за работу немного еды. Другой брат очень обиделся на него и просил после смерти похоронить их в разных местах, но народ рассудил по-своему. Ведь еда – это пища для существования, а не деньги, и поэтому их захоронили вместе. За добрые поступки их возвели в ранг святых. Поэтому раньше делали в их честь кукол и сажали в красный угол, чтобы они приносили благо и здоровье в дом.

Я очень заинтересовалась этими куклами и с помощью моей бабушки, мамы и одноклассников начала создавать их, придерживаясь традиции. Так у меня в доме появились мои первые работы. Если очень захотеть, то каждый может сделать свою куклу, не ограничивая себя в своих фантазиях.

Свои куклы я стала делать из подручного материала. Каждая из них – в единственном экземпляре, ведь у нее свой характер, своя яркая индивидуальность.

Для работ часто использую различные кусочки цветной ткани, пряжу и всевозможные вещи, которые только можно найти у себя дома.

Я искала, исследовала и пыталась ответить на вопрос: зачем нужно помнить традиции своего народа? На мой взгляд, плох тот народ, который не хочет знать, что же накопили его предки за тысячелетия. Накопив и сохранив, бабушки и дедушки наши хотели тем самым сказать: “Берегите и идите дальше нас, будьте мудрее нас, живите лучше нас”.

Пройдя через века, традиции оставили нам в наследство мудрость народную в обрядах, танцах, песнях. Все было подчинено красоте, удобству. Нам надо продолжать тот путь, чтобы успеть за временем, уходящим от нас безвозвратно.

Литература:

  1. А. Ефремова, И. Головин. Народный костюм. – М., 2005.
  2. Л. Николаева. Праздник русского костюма.
  3. И. Покоева. Русская национальная одежда. - “Культура”. - №38. – 3.10.2003.
  4. А. Рыбакова. Нет, не даром славится русская красавица. – Иркутск, 2002.
  5. Г. Арутюнов. Народный костюм. – “Народное творчество”.