Раздел программы: “О чем говорит искусство”.
Цели урока:
- образовательная : закрепить знания о звонких и мрачных цветах; формировать художественную культуру учащихся; дать представление о возможности выражения намерений, целей через украшение и цвет предметов;
- развивающая: развивать воображение, творчество, способности ребенка воспринимать оттенки чувств и выражать их изображением и цветом в практической работе; совершенствовать изобразительные навыки, развивать умение работать коллективно и в группах;
- воспитательная: воспитывать интерес к миру прекрасного, нравственные эстетические чувства, трудолюбие.
Продолжительность урока: 40 минут.
Оборудование для учителя: медиапроектор, компьютер.
для учащихся: шаблоны кораблей, гуашь, кисти большого и маленького размера, палитра.
Зрительный ряд: компьютерная презентация (Приложение), рисунки кораблей.
Литературный ряд: стихи В.Калинкина.
Музыкальный ряд: Н.Римский-Корсаков “Океан – море синее”, “Снегурочка”, музыка-релаксация.
Ход урока
I. Организационный момент. Проверка рабочих мест
II. Сообщение темы урока.
– Здравствуйте, ребята, очень рада вас видеть. Садитесь. Тема нашего урока называется “Выражение намерений через украшение”. (Приложение. Слайд 1)
– Вам понятно слово “намерения”, что
оно обозначает? Ребята, как вы можете объяснить
значение слова намерения? (Ответы детей). Давайте
посмотрим, как это слово объясняется в словаре
Ожегова. Намерения – предположение
сделать что-нибудь, желание, замысел
Пример: Иметь н. Без всякого намерения (без
определенной цели, неумышленно).
Благие намерения (ирон.). (Приложение.
Слайд 2).
– Как вы думаете: намерения, какие бывают? Всегда ли они одинаковы?
– Я вам приведу примеры, а вы, пожалуйста, подумайте, какие намерения имели дети.
Например: упала бабушка, это увидел мальчик и бросился к ней на помощь.
Какие у него намерения? (добрые)
Мальчик наблюдает, как из школы идет девочка. “Сейчас я брошу камень в лужу и обрызгаю ее грязной водой! ” В этом случае, какие у него намерения? (плохие).
Звенит колокольчик, будет сказка. (Приложение. Слайд 3).
В одном царстве-государстве правил царь, который был большим любителем путешествовать. Однажды, когда он возвращался домой, на его корабль напали пираты. Они захватили его в плен. Опечалились люди. Все его очень любили. Стал подрастать сын короля. Печальную историю поведала ему мать, он дал клятву освободить своего отца. Со всего царства съехались самые сильные и смелые люди, снарядили флот и направились к острову. (Приложение. Слайд 4).
– Ребята, вы думаете, с каким намерением двинулся флот?
– Добрыми!
– А раз намерения благородные, добрые, то и форма корабля должна соответствовать им?
Долго плыли по морю, и вот, наконец, вдали черной точкой показался пиратский флот. Вы, вероятно, знаете, кто такие пираты и какие у них намерения?
Как вы думаете, их корабли будут отличаться от тех, которые шли освободить царя?
– Я вам дам рисунки двух кораблей. Попробуйте в каждой группе определить какой же это корабль, каковы его намерения и доказать это всем!
Раздаю рисунки, дети обсуждают 2 минуты. Один ученик показывает, рассказывает и доказывает намерения корабля. Учитель рассказывает о викингах. – Посмотрите, ребята, на корабль викингов, как вы думаете, дружелюбный был этот народ или нет? Обоснуйте ответ. Естественно, им хотелось посмотреть, как живут люди в других местах, а заодно и выяснить, нельзя ли их как следует пограбить, если они живут побогаче. Викинги прекрасно понимали, что напуганный противник – это почти побежденный противник. Поэтому они украшали носы своих кораблей изображениями оскаленных драконов и прочей страшной нечестии, а по бортам укрепляли угрожающе размалеванные щиты. (Приложение. Слайд 5).
– Ученик другой группы показывает, рассказывает и доказывает намерения корабля. Учитель рассказывает о славянах. – Жители Русского севера – поморы – всегда были хорошими мореходами. Не хуже викингов, но поморы убивать и грабить не любили, а занимались торговлей и промыслом морского зверя и рыбы. Поэтому и корабли у них выглядели миролюбивыми. внимание (Приложение. Слайд 6)
– Молодцы. Итак, Князь Гвидон встретил пиратский флот. Давайте подумаем, какие краски мы подберем для флота Гвидона, а какие для пиратского флота? – Для Гвидона – теплые, звонкие цвета.
(Приложение. Слайд 7)
– Для флота пиратов – холодные, мрачные.
– Как получаются мрачные цвета? При добавлении черного цвета.
(Приложение. Слайд7,8)
Мы с вами знаем, что искусство имеет свой язык, свое звучание. Давайте послушаем музыку, скажем и покажем какие звучат цвета и какое вызывают настроение, какому флоту подойдут?
Звучит музыка. Дети выбирают цвета.
Я хочу предложить вашему вниманию картину художника И.Голикова “Куликовская битва”. Здесь мы с вами видим сражение двух войск (Приложение. Слайд 9)
– Попробуйте сказать, что происходит на картине?
– Сражение добра и зла.
– Добро какого цвета?
– Красное, желтое, белое и т.д.
– Зло какого цвета?
– Черного, мрачного.
– Как вы думаете, что победит: добро или зло? Почему?
– Звонких и теплых цветов больше…Молодцы!
– Напряженный, неистовый бой русских воинов с врагами земли своей. Поединок двух центральных фигур символизирует беспощадность борьбы, веру в победу светлых сил добра. Побеждает в битве добро, и это мы видим по цвету, т.к. звонких цветов больше, чем мрачных.
– Как вы думаете, ребята, какие изображения можно использовать для украшения парусов кораблей с добрыми и злыми намерениями? Давайте выберем и объясним, почему. (Приложение. Слайд 10)
Сегодня мы с вами постараемся выразить намерения через цвет и изображения.
Для каждой группы я задам задание стихами:
Ну-ка, представь себе, как в старину,
Шли корабли на разбой, на войну.
Пушки по борту с обеих сторон.
На парусах-то орел, то дракон.
Нос угрожает оскаленной пастью
Тигра ли, льва, иль кого позубастей.
Флаг развевается с черным крестом,
С молнией флаг, со змеиным хвостом.Теперь представь корабль иной –
Сверкает парус над волной…
Пусть чайка на флажке парит,
Ведь флаг о мире говорит.
На флаге бабочка, пчела
Зовут на добрые дела…
Подумай, чем украсить нос:
Русалкой с гривою волос,
Дельфином с носом, как игла, –
Дельфины не приносят зла;
Одень корабль, как парад,
Ты в самый праздничный наряд.
При помощи цвета и символов попробуйте передать доброе или злое намерение флотов. (Флот Гвидона и флот пиратов) (Приложение. Слайд 11)
III. Физкультурная минутка. “Море волнуется – раз ….”
IV. Практическая работа.
Во время практической работы учитель использует индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
V. Подведение итогов.
Корабли дети крепят на доску.
– Давайте подведем итоги. Что у нас получилось? Можем мы сказать с какими намерениями идут корабли? Как мы можем это объяснить? Кто победил в этой схватке?
– Цвет, украшения…
– Т.е. мы с вами сегодня на уроке убедились в том, что при помощи украшений, цвета можно передать, угадать намерения. Урок понравился? Что понравилось? (Приложение. Слайд 12)
VI.
Домашнее задание: рассказать родителям, знакомым, друзьям о роли цвета и изображений в одежде человека.Литература:
- Программы общеобразовательных учреждений “Изобразительное искусство и художественный труд” Под руководством Б.М. Неменского. Москва “Просвещение” 2009 г.
- Изобразительное искусство 2-й класс “Поурочные планы” Автор – составитель С.Б. Дроздова 2007 г.
- Учебник 2 класса “Искусство и ты” Е.И. Коротеева. Москва “Просвещение” 2009 г.
- Стихи В.Калинкин.