Урок математики по теме "Четные и нечетные функции". 9-й класс

Разделы: Математика

Класс: 9


Цели урока:

  • повторить ранее изученный материал;
  • закрепить навыки исследования функции на чётность;
  • отрабатывать навыки построения графиков четной и нечётной функции;
  • развивать общеучебные умения и навыки.

Обеспечение урока: презентация, карточки-задания для самостоятельной работы.

Тип урока: повторения и закрепления.

Ход урока

Организационный момент.

Здравствуйте, садитесь.

Устная работа.

  1. Дайте определение функции.
  2. Сформулируйте определение чётной функции.
  3. Каким свойством обладает график чётной функции.
  4. Сформулируйте определение нечётной функции.
  5. Каким свойством обладает график нечётной функции.

Работа с презентацией:

  1. Укажите график чётной (нечётной) функции. Слайд № 3 – № 8.
  2. Найдите значение выражения. Слайд № 9 – № 11.
  3. Достройте график. Слайд № 12 – № 19.

Работа в тетради:

Решение упражнений §11 №18, 21 (в, г), 31(а) – один у доски, остальные в тетради.

Физкультминутка.

Задание: Слайд № 20 – 21. Проанализируйте предложенные функции. Если графиком данной функции является прямая, то встают учащиеся 1-ого ряда. Если графиком данной функции является парабола, то – 2-ой ряд. Если графиком данной функции является гипербола, то – 3-ий ряд. Если функция чётная, то учащиеся хлопают в ладоши, а если нечётная – топают ногами.

Проверочная работа.

1 вариант.

1.На рисунке 1 укажите график чётной функции.

<Рисунок 1>

2. На рисунке 2 укажите график нечётной функции?

<Рисунок 2>

3. Определить, является ли функция чётной или нечётной.

а) f (x) = x8 – 3 x4 ; б) f (x) = 12/х.

4. Достроить график функции f (x) на промежутке (– ; 0), зная, что f (x) – нечётная функция и на промежутке [0 ; +) её график имеет вид, изображённой на рисунке 3:

<Рисунок 3>

2 вариант.

1. На рисунке 1 укажите график чётной функции?

<Рисунок 1>

2. На рисунке 2 укажите график нечётной функции?

<Рисунок 2>

3. Определить, является ли функция чётной или нечётной.

а) f (x) = x7 – 2 x3; б) f (x) = 6 /х.

4. Достроить график функции f (x) на промежутке (–; 0), зная, что f (x) – чётная функция и на промежутке [0; +) её график имеет вид, изображённый на рисунке 3:

<Рисунок 3>

Ученики меняются тетрадями и проверяют работу соседа по парте. Самостоятельная работа проверяется по слайду на экране. Ученик ставит свою оценку. Тетради сдают на проверку учителю.

Итог урока.

Учитель: Одним из основных свойств функции является её четность и нечётность. Вопрос:

– по какой формуле определяется чётность функции? (f (-х) = f (х))

– по какой формула определяется нечётность функции? (f (-х) = – f (х)).

Рефлексия: слайд №25.

Задание: закончить одно из трех предложений, которое больше других соответствует вашему состоянию.

  • “Выполнять задания и решать задачи мне трудно, так как …”
  • “Выполнять задания и решать задачи мне легко, так как …”
  • “Выполнять задания и решать задачи для меня занятие приятное и интересное, потому что…”

Выставляются оценки за урок.

Домашнее задание: §10-11 № 11.24; № 10.18 (а); № 10.21 (а). Слайд № 26. Слайд № 27.

Презентация