Классный час по теме "Предметы старинного быта"

Разделы: Классное руководство


Цели:

  • познакомить детей с предметами старины;
  • приобщать к национальной культуре и традициям русского народа;
  • в процессе занятия закрепить и углубить знания детей о предметах старинного быта;
  • развивать творческий потенциал каждого ребенка;
  • развивать речевую активность, память.

Оборудование: плакат «Старину мы помним, старину мы чтим», предметы старинного быта: комод, рушники, кувшины, горшок, самовар, прялка, рубель, веретено, угольный утюг, гребень, цеп;

Ход занятия.

Учитель:

Давным-давно в деревне
Жила одна семья-
Оставила в наследство нам
Большой сундук добра.
Его сейчас откроем
И поведём рассказ
Как жили наши предки
Всего лишь век назад.

Ведущий:

Перед вами утюг,
Это бабушкин старый друг.
Грелся он в то время
на углях,
Который был во всех
дворах.

Ученик 1:

В нашей семье угольный утюг появился благодаря бабушке. Много лет назад, когда еще не было электрических утюгов, люди пользовались угольными утюгами, так как утюг в быту человека вещь не заменимая. Когда - то бабушка гладила им вещи для своей семьи. Управляться с ним было не просто ввиду его тяжелого веса. Поэтому позднее с появлением электрического утюга, угольный утюг отошел в прошлое став в нашей семье историческим раритетом.

История появления угольного утюга и других приспособлений для глажки белья ищет свое начало в IX веке. Достоверных сведений о точном времени появления первого утюга и его изобретателе история не сохранила. В далеком прошлом люди придумывали различные способы, чтобы вещи после стирки не были мятыми. Один из таких способов состоял в том, что мокрую ткань растягивали и таком виде оставляли сушиться.

В Древнем Риме для разглаживания использовали плоские нагретые камни. Но непосредственными предшественниками утюга были, наверно, рубель с вальком и сковорода с горячими углями. Вальком называлась круглая толстая палка, на которую наматывали сухое белье или одежду, а затем прокатывали ее рубелем – рифленой с одной стороны доской с ручкой на конце. Пока ткань для одежды делали вручную, она была так груба, что ее нужно было не столько разглаживать, сколько размягчать. Рубель с вальком, а также сковородка с горячими углями с этой задачей справлялись хорошо. С появлением более тонких тканей возникла необходимость тщательно их разглаживать. Наверно это и послужило толчком к изобретению утюга.

Первое письменное упоминание об утюге на Руси относится к 1936 году. 31 января этого года в книге расходов царицы была сделана запись о том, что кузнецу Ивашке Трофимову было заплачено 5 алтын за то, что он «сделал в Царицыну палату утюг железный».

В XVIII веке в России утюги изготавливали на демидовских и других литейных заводах. Утюг в те времена был дорогим приобретением – так, например, утюг в фунт весом стоил целый рубль.

Самым популярным долгое время был жаровой, или как его называли у нас, духовой утюг. Он имел тяжелый железный корпус и откидывающуюся крышку для загрузки угля. В крышке были вырезы для вытяжки воздуха, а в корпусе – отверстия для поддува. В эти отверстия нужно было время от времени дуть, чтобы затухающие угли вновь разгорелись. Деревянную ручку укрепляли на крышке на высоких стойках. Саму ручку делали гладкой, а иногда фигурной, чтобы рука гладильщицы не соскальзывала. Боковые поверхности утюгов часто украшали узорами, а также изображениями цветов, птиц и зверей. Инкрустацию у самых дорогих утюгов делали серебром по железу, иногда ставили дату изготовления утюга и имя мастера.

Были в обиходе и утюги со сменными чугунными вкладышами, которые раскаляли в печи. Вкладыши после нагревания вставляли внутрь полого корпуса утюга. Потом к вкладышу догадались приделать ручку, и получился цельнолитой утюг, который разогревали на плите.

Железные, чугунные и бронзовые утюги пришли в наш быт в эпоху Петра Первого. Их отливали или ковали, по воле мастера придавая им форму льва, кита, корабля, украшая завитушками, но чаще - ничем не украшая. Просуществовал цельнометаллический утюг вплоть до 1967 года вместе со своими недостатками — горячей ручкой и способностью быстро остывать.

Угольные утюги из города исчезли просто потому, что углей взять было неоткуда, печки заменила теплоцентраль. А вот чугунные бытовали. Утюги были тяжелые, цельного литья, с такой же горячей ручкой, которую брали тряпочкой-прихваткой - не дай Бог ухватить голой рукой. Готовность такого утюга к работе проверяли, послюнив палец: шипит - значит, раскалился. Степень нужного накала вычислялась с помощью горького опыта. 
Вещей было немного, и все они мялись. Раньше все мялось. И шерсть, и хлопок, и фланель, и лен. Ни в одной ткани не было ни единой синтетической ниточки. Мялась каждая складочка и оборочка. Утро каждой женщины начиналось не с чашечки кофе - оно начиналось с утюга. 
Манжеты и воротнички крахмалили, чтобы продлить им выходной вид. Крахмалили простыни и наволочки, скатерти и занавески, чтобы подольше их не гладить. Перекрахмаленное полотно намертво приклеивалось к утюгу, пересушенное не поддавалось глажке. Пока перегладишь стопку простынь, без конца раскаляя утюг на плите, полжизни пройдет.

Одна бабушка рассказывала: «Не хотелось мне замуж идти в чужую деревню, а мать уговаривала: «Иди дочка, в том доме есть угольный утюг!» Вроде как «Мерседес» последней модели. Этот явный знак достатка и благополучия ставили на видное место рядом с самоваром, чтобы все смотрели и завидовали. А еще одна старушка говорила, что в большом селе в 400 дворов угольный утюг был лишь в одном доме. Угольный утюг сложнее в изготовлении и дороже чугунной отливки. Он со временем усовершенствовался, обзавелся трубой, колосниковыми решетками стал напоминать миниатюрную печку, в которую закладывали березовые угольки. Обращаться с угольным утюгом нужно было очень аккуратно. Открыть крышку, совочком ссыпать в нутро угли, закрыть крышку и при этом не посадить ни пятнышка сажи на одежду.

Ведущий:

Вот рубель - в названье чуден,
В примененье лёгок он.
Гладил с легкостью лён,
Из дерева рублен.

Ученик 2:

На прошлой неделе моя бабушка Аня перебирала в старом сундуке прабабушкины вещи и достала один старинный инструмент. Я спросила: «Что это такое?». Бабушка мне ответила, что это рубель. Его сделал мой прадед своими руками из березовой доски. Рубе́ль (ребрак, пральник) — предмет домашнего быта, который в старину русские женщины использовали для глажения белья после стирки. Отжатое вручную бельё наматывали на валик или скалку и раскатывали рубелём, да так, что даже плохо постиранное белье становилось белоснежным, как будто из него все «соки» выжали. Отсюда пословица «Не мытьём, а катаньем ». Такой набор из рубеля и каталки известен на Руси около 700 лет. Использовался он как минимум до середины прошлого века.

Рубель, так же как и ложки, - предмет повседневного обихода русского народа. В прежние времена, когда утюга еще не было, белье гладили, накручивая его во влажном состоянии на скалку и затем продолжительное время, укатывая и утрамбовывая рубелем.

Рубель представлял собой пластину из древесины твёрдых пород с ручкой на одном конце. На одной стороне пластины нарезались поперечные скруглённые рубцы, вторая оставалась гладкой, а иногда украшалась затейливой резьбой. В разных регионах рубели могли отличаться или особенностями формы, или своеобразным декором. Так, во Владимирской губернии рубеля, украшенные геометрической резьбой, отличались необычайной длиной, на реке Мезень рубеля делались широкими, слегка расширяющимися к концу, а в Ярославской губернии, кроме геометрической резьбы рубель иногда украшала объёмная скульптура, которая, выступая над резной поверхностью, служила в то же время и очень удобной второй ручкой.

Иногда рукоятку рубеля делали полой и закладывали внутрь горошинки или другие мелкие предметы, чтобы они гремели при раскатывании. Издавался звук аналогичный звуку детской погремушки.

Рубель используется совместно с каталкой. Разглаживаемая ткань складывается столько раз, чтобы ширина сложенной ткани была меньше длины каталки. Край ткани придвигается к краю стола, на край ткани кладётся каталка и на неё руками накатывается ткань. Полученная скатка укладывается у края стола. При помощи рубеля скатка прокатывается по столу. После этого скатка снова придвигается к краю стола и операция повторяется. Таким способом удаётся добиться сильного натяжения ткани на каталке. После того как вся ткань накатана на каталку полученная скатка катается рубелем от края стола и назад пока ткань не разглаживается.

Рубель использовали также в качестве музыкального инструмента. В отличие от бытовых рубелей, музыкальные в одной из боковых торцевых сторон имели высверленную резонаторную полость (не сквозную). Кроме того, музыкальный рубель менее длинный, а рубцы его имеют более острые грани.

При игре рубель держат одной рукой за ручку, а другой водят взад-вперёд по его рубцам деревянной ложкой или палочкой. Получается характерный «трещащий» звук.

Рубели и сейчас иногда используются оркестрами народных инструментов или фольклорными коллективами. Инструмент не обладает большим разнообразием звуков, поэтому частое использование нецелесообразно.

Ведущий:

А вот старинный самовар,
Дед с него чаёк пивал.
Сделан он был в Туле,
И стоял у бабушки на стуле.
Сундучок мы закрываем,
Память предков продлеваем.
Время поворачиваем вспять,
Скоро встретимся опять.

Ученик 3:

Самовар-это душа Руси, это тепло души русского человека. Самовар-это не просто устройство, это центр стола, праздника, гулянья. В старину в каждой семье был самовар. Ни один праздник не проходил без этого русского чуда. И несмотря на свою дороговизну(он стоил дороже коровы), самовар был в каждом доме. Сейчас самовар стал больше сказанием, некой былью, отошёл в прошлое. На данный момент существует всего 3 типа самоваров:

  • Электрический самовар, нагрев воды в котором происходит с помощью нагревательного элемента(кипятильника);
  • Жаровой. его ещё называют угольным самоваром или самоваром на дровах. Нагрев воды в нём происходит с помощью твёрдого топлива (шишки, уголь, дрова). Это самый первый и самый древний вид;
  • Комбинированный самовар - это сочетание электрического и жарового самоваров.

Само по себе слово «самовар» говорит за себя, это своеобразный предмет, который сам варит. Именно его способность нагревать в себе жидкости способствовала распространению по всей Российской империи. У нас есть самовар на дровах латунный, покрытый никелем. Самоваром пользовались мои прадеды. Обнаружила его моя бабушка в старом сарае. Бабушка рассказывала, что она была маленькая, ходила в школу, и помнит какие интересные чаепития были за этим самоваром. Прадеды жили в посёлке Архангельского района, у них была своя баня(она была на весь посёлок одна) и селяне купались в ней тоже. Топили её по очереди. Как суббота, так кто-то из селян нёс вязанку дров для её растопки. После бани обязательно заходили к ним в дом охлаждаться. А на столе стоял и шумел самовар, люди приносили к чаепитию у кого что было. Самовар дарил массу эмоций и впечатлений от приготовления настоящего русского чая из разных трав. Чай бодрил и вызывал какую-то лёгкость в теле. Посёлок был небольшой, люди жили дружно, как одна семья, во всём поддерживали друг друга, собирались вместе. И когда бабушка нашла в сарае этот старый, потемневший от времени самовар она не смогла его выбросить. Ведь она помнит те давние посиделки моих предков за чаем. Хоть у нас и есть новый, красивый электрический самовар-этот тоже «живёт» у нас.

В настоящее время многие фабрики продолжают производить угольные самовары, способные работать на углях. Ни один электроприбор не заменит чудесного вкуса свежезаваренного на углях чая.

Ведущий:

Вот старинные кувшины,
Сделаны они из глины.
Варили в них пищу на целый день,
Кушай кашу кому не лень.

Ученик 4:

Высокое яйцевидное тулово на маленьком основании с плоским днищем плавно переходит в широкое невысокое горло раструбом вверх. Край горла отделан венчиком с округлыми краями. Небольшая ручка-колечко, круглая в поперечном сечении, прикреплена к плечику сосуда. Носик сужается к сливному отверстию, круглый в поперечном сечении, расположен на плечике сосуда. Носик, ручка и верхняя часть кувшина украшены орнаментом "виноград" (кружочки с бусиной посередине), выполненным ангобом. Внутри полностью и снаружи сверху кувшин покрыт зеленой поливой. Черепок мелкозернистый, поверхность немного шероховатая. Предназначался для хранения и разлива молока или кваса.
В разных по форме, величине, объему и назначению простых предметах крестьянского обихода прослеживаются глубокие традиции народного искусства. В основе произведений народных мастеров выполненных конце XIX - начале XX века, архаичные по формы, в стилистике традиционного народного искусства. Горшечное производство было связано с местонахождением высококачественных гончарных глин. Повсеместно распространенной была обычная красная глина, реже серая или белая. Главным орудием горшечника до самого последнего времени, помимо ножного гончарного круга, является ручной, более древний способ. Орнаментация глиняных изделий XIX века довольно архаична как по технике исполнения, так и по узорам. Основу простых орнаментов, образующих однорядные или многорядные узорные пояски, выполненные по сырой глине. Особой нарядностью, глубиной, звучностью цвета, пластичной упругой формой отличаются поливные изделия XIX века.

Ведущий:

Умывались ключевой водицей,
Утирались рушником.
Изо льна его соткали,
вышивкой потом.

Ученик 5:

В нашей семье есть одно замечательное изделие - рушник. Это расшитое декоративное полотенце. История его такова.

Мама моей бабушки очень любила вышивать. Она вышивала наволочки, занавески, скатерти. Это какую фантазию надо иметь , чтобы творить такие чудеса из цветных ниток. А кружево! Это такие красивые и интересные узоры, словно расписан узор на стекле. Я даже прикладывала кружево к стеклу, чтобы подробно просмотреть эту великолепную ручную роспись.

В настоящее время древние славянские традиции практически забыты, но до сих пор рушниками украшают жилище, их используют в разнообразных обрядах в некоторых регионах современной России, Украины и Белоруссии. Рушниками убирают красный угол хаты или избы, божницы, дверные и оконные проёмы, а также украшают стены Особая роль принадлежала рушнику в свадебном обряде. Вышивка на рушниках по поверьям должна была оберегать молодожёнов от порчи, сглаза. Рушниками украшали свадебный поезд — лошадей, упряжь, одежду гостей. На рушнике стоят жених и невеста во время венчания. Также, рушник являлся элементом родильных, крестильных и погребальных обрядов. Его повязывали на шею умершего, покрывали гроб, и на рушниках спускали его в могилу. В течение сорока дней рушник считался вместилищем души умершего, своеобразным окном между миром живых и миром мёртвых. Рушниками украшали намогильные кресты, деревья, церкви. По сей день сохранился обычай встречать почётных гостей «хлебом-солью», подносимыми на рушнике.

В зависимости от орнамента, который наносился на русские рушники, а это мог быть растительный, животный, геометрический, абстрактный орнамент зависело его назначение и роль в быту. В настоящее время в основном рушники в России применяются для проведения свадебных обрядов и украшения иконных образов. Приобретаются рушники также очень часто в качестве сувенира или подарка, однако помимо этого необходимо помнить что рушники, вышитые по специальной схеме и имеющие свою символику, являются неким связующим звеном с вашими предками и далекими временами.

Рушник изготовляется из льняного или конопляного полотна шириной 30-40 сантиметров и от 3 и более метров длиной. Для украшения рушника употребляют вышивку, кружево, бранное ткачество, ленты.

В завершении классного часа чаепитие с пирогами и блинами, конкурсы пословиц и поговорок.

Приложения