Урок физики по теме "Испарение и конденсация". 8-й класс

Разделы: Физика

Класс: 8


Цели урока:

  • создать условия для формирования умений выстраивать деятельность при проведении эксперимента, используя принцип цикличности познания В.Г.Разумовского.
  • формировать понятие о явлениях испарения и конденсации и выяснить условия, от которых зависят эти процессы;
  • развивать когнитивную сферу учащихся, формировать представление о процессе научного познания;
  • прививать культуру умственного труда.

Тип урока - урок усвоения новых знаний.

Оборудование: сосуды со спиртом, сосуды с водой, матовые стекла, стеклянные пластины, ватные палочки, салфетки, пипетки, плитка, видеофрагмент «Круговорот воды», компьютер и мультимедийный проектор.

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Подготовка к усвоению новых знаний
  3. Актуализация опорных знаний
  4. Изучение нового материала.
  5. Первичная проверка понимания и закрепления знаний
  6. Итог урока

Ход занятия

1. Организационный момент

2. Подготовка к усвоению нового материала

Мотивация (зачитывается стихотворение и демонстрируется видеофрагмент «Круговорот воды»)

Вода появляется из ручейка,
Ручьи по пути собирает река
Река полноводно течет на просторе
Пока ,наконец, не вливается в море.

Моря наполняют запас океана,
Над ним формируются клубы тумана
Они поднимаются выше пока
Не превращаются в облака.

А облака, проплывая над нами
Дождем проливаются, сыплют снегами
Весной соберется вода в ручейки
Они потекут до ближайшей реки.

Как называется этот процесс? (Круговорот воды в природе)
Проводится опыт со стеклянной пластиной.
( Что наблюдаете?
Как называют это явление?
Какова тема нашего урока?)

Записывается тема урока. Ставятся цели урока.

3. Актуализация опорных знаний.

Учитель проводит фронтальную беседу (по изученному ранее материалу)

- Каковы основные положения МКТ?

-В каких 3 агрегатных состояниях может находиться вещество?

-Как движутся молекулы в каждом из 3 состояниях?

-Как называется энергия взаимодействия молекул? Как называется энергия движения молекул?

- Какую энергию называют внутренней? От чего она зависит?

4. Изучение нового материала

Испарение

Опыт (сосуды с горячей водой: один закрыт крышкой, а другой открыт)

-Что происходит с горячей водой.

Будет ли изменяться масса жидкости?

-Происходит ли испарение жидкости в закрытом сосуде?

Меняется ли масса воды?

Учащиеся делают выводы.

Конденсация

Демонстрируется видеофрагмент «Конденсация».

После просмотра фильма учащиеся учатся выдвигать гипотезы по технологии В.Г.Разумовского, рисуют в тетради схему цикла естественно - научного познания.

Факты - базовые знания.

Модель (испарение и конденсация.)

Следствия.

Эксперимент.

ФАКТЫ - МОДЕЛЬ - СЛЕДСТВИЕ - ЭКСПЕРИМЕНТ

Факты (мокрое белье, вода, пролитая на пол)

Модель (наиболее быстрые молекулы покидают поверхность жидкости)

Следствие (температура жидкости понижается)

Эксперимент (рука, смоченная спиртом охлаждается)

Далее учитель организовывает проведение творческого эксперимента.

Создаются группы разносоставные, устоявшиеся (в группе есть и хорошо успевающие учащиеся и слабые). В процессе работы учитель корректирует деятельность учащихся ,а ученики после выполнения заданий делают выводы.

1 группа – Учащиеся выполняют эксперимент и делают вывод о зависимости скорости испарения от площади поверхности.

(Задание: Накапайте на два предметных стекла по одинаковому количеству капель одной и той же жидкости. Возьмите одно из стекол и, наклоняя его, заставьте жидкость растечься. Положите это предметное стекло рядом с первым. Оставьте их на время, в течение которого жидкость полностью высохнет. На каком предметном стекле испарение произошло быстрее.

2 группа – Учащиеся выполняют эксперимент и делают вывод о зависимости скорости испарения от рода жидкости.

(Задание: Капните каплю воды из пипетки на предметное стекло и разотрите ее стеклянной палочкой по поверхности. То же проделайте с каплей спирта на втором стекле.

Наблюдайте за испарением жидкости. Какая из них испарится быстрее?)

3 группа - Учащиеся выполняют эксперимент и делают вывод о зависимости скорости испарения от скорости ветра.

(Задание: Нанесите на предметные стекла по мазку одной и той же жидкости(спирт) Одно стекло отложите в сторону, а возле второго помашите бумажным веером. Какой мазок высохнет быстрее?)

4 группа – Учащиеся выполняют эксперимент и делают вывод о зависимости скорости испарения от температуры.

(Задание: Нанесите на предметные стекла по мазку одной и той же жидкости. Осторожно прогрейте над плиткой снизу одно из стекол. Какое пятно высохнет быстрее?)

Учащиеся делают выводы об изменении внутренней энергии при испарении и конденсации.

5. Закрепление (фронтальная беседа)

  1. Выйдя в жаркий день из реки, вы ощущаете прохладу, это усиливается в ветреную погоду. Объясните, почему так происходит?
  2. Что остынет быстрее при одинаковых условиях: жирный суп или чай?
  3. Нам часто приходиться стирать и сушить белье. В какую погоду это лучше всего делать, чтобы белье высохло быстрее?
  4. Почему температура воды в открытых водоемах в летнюю пору почти всегда ниже температуры окружающего воздуха?

Тест

6. Итоги:

Вспомним основные этапы и их последовательность в изучении явлений испарения и конденсации.

Какой этап научного познания показался вам наиболее трудным, важным, интересным?

Достигли ли мы цели урока?

7. Домашнее задание: 16, 17

Спасибо за урок!

Презентация.

Видео 1

Видео 2