Методы: диалог, деловая игра «пресс-конференция», самооценка и взаимооценка, составление синквейна, тест, физкультминутка, использование музыки.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: настенные карты «Физическая Африки», «Физическая мира», атласы, компьютерная презентация по теме (у автора), экран, проектор, лист самооценки, рабочий блокнот обучающихся, тестовые задания, музыка.
Дидактическая цель: Выявить особенности природы «уникального континента» – Африка,
Содержательные цели:
1. Образовательные:
- Основываясь на базовых знаниях познакомиться с уникальными географическими особенностями природы материка Африка;
- Умение работать с различными источниками географической информации, умение анализировать, обобщать, делать выводы;
2. Воспитательные:
- Повышение географической культуры учащихся;
- Умение работать в коллективе;
- Толерантности, взаимосотрудничества.
3. Развивающие:
- Развитие устной монологической речи, диалога, внимания, памяти, географического мышления; пространственного представления.
- Развитие познавательного интереса к предмету.
Задачи:
- Определить особенности и закономерные причины размещения основных форм рельефа Африки.
- Выявить особенности влияния географического положения материка на своеобразие климата Африки.
- Установить взаимосвязь климата Африки с особенностями внутренних вод материка.
- Определить особенности приспособлений к жизни растительного и животного мира природных зон материка.
Тип урока: формирование новых знаний с учетом имеющихся знаний.
Форма урока: обучающая игра «пресс-конференция».
Структура урока:
- Организационный момент
- Проверка знаний.
- Основной этап:
- формирование знаний
- формирование умений
- применение знаний и умений
- Физкультминутка.
- Закрепление знаний, умений
- Контроль и коррекция.
- Домашнее задание.
- Подведение итогов.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Использование ИКТ |
Оргмомент. | Звучит песня из к/ф «Красная шапочка».Приветсвие.Обсуждение темы и цели урока. | Приветствие.Отвечают на вопрос о месте путешествия.Для чего будут путешествовать | Слайд 1-6. |
Проверка домашнего задания. | Заполните бланк, вставляя пропущенные слова в тексте. | Обучающиеся заполняют бланк и восстанавливают текст, вставляя пропущенные слова. | Слайд 6. |
Изучение нового материала. | Сегодня мы совершим заочное путешествие вместе с представителями экспедиционного отряда на пресс-конференции. | Специалисты экспедиционного отряда занимают места в конференц-зале. | Слайд 7 |
Выступление физикогеографа. | Предоставляет слово для рассказа о географическом положении Африки. | Монологический рассказ учащегося .Учащиеся оценивают рассказ по рабочему блокноту, находят объекты вместе с выступающим на карте атласа. | Слайды 8-10. |
Выступление историка. | Предоставляет слово для рассказа историку. | Монологический рассказ учащегося.Обучающиеся оценивают выступление по рабочему блокноту. | Слайд 11-16. |
Выступление геолога. | Предоставляет слово для рассказа геоглогу. | Монологический рассказ учащегося.Обучающиеся оценивают выступление по рабочему блокноту, использование карт атласа. | Слайды 17-20. |
Выступление климатолога. | Предоставляет слово для рассказа климатологу. | Монологический рассказ учащегося.Оценивание выступления по рабочему блокноту, использование карт атласа. | Слайд 21-22 |
Выступление гидролога. | Предоставляет слово для рассказа гидрологу. | Монологический рассказ учащегося.Обучающиеся оценивают выступление по рабочему блокноту, использование карт атласа. | Слайды 23-29. |
Выступление биолога. | Предоставляет слово для рассказа биологу. | Монологический рассказ учащегося.Обучающиеся оценивают выступление по рабочему блокноту. | Слайды 30-39. |
Выступление зоологу. | Предоставляет слово для рассказа зоологу. | Монологический рассказ учащегося.Обучающиеся оценивают выступление по рабочему блокноту. | Слайды 40-43. |
Выступление эколога. | Предоставляет слово для рассказа экологу. | Монологический рассказ учащегося.Обучающиеся оценивают выступление по рабочему блокноту. | Слайды 44-45. |
Перерыв в работе: физкультминутка. | Учитель проводит физкультминутку под музыкальное сопровождение. | Обучающиеся выполняют физкультминутку вместе с учителем. | Слайд 46. |
Обобщение и закрепление знаний.Составление синквейна в группах. | Организация мини-групп и объяснение выполнения задания. | Работа в группах составление синквейна «Природа Африки». | Слайд 47. |
Подведение итогов работы. | Организует индивидуальную работу по выполнению теста «Природа Африки». | Учащиеся выполняют тестовые задания по вариантам. | Слайд 48. |
Самопроверка теста. | Учитель организует самопроверку теста, обращает внимание на критерии оценивания. | Учащиеся проверяют тест, оценивают свою работу. | Слайд 49. |
Домашнее задание. | Учитель комментирует и уточняет творческое – дифференцированное задание. | Учащиеся записывают домашнее задание. | Слайд 50. |
Рефлексия. | Учитель просит обучающихся оценить свою работу на уроке, используя цветные карточки. | Учащиеся выбирают карточку для рефлексии и сдают учителю. | Слайд 51-52. |
Ход урока
I. Организационный момент.
Звучит песня из к/ф «Красная шапочка».
Здравствуйте ребята!
Для вас прозвучала веселая песня,
Она приглашает в мир добрый, чудесный.
Мы – в путешествие отправимся ныне.
Скажите, ребята, а какое у путешествия имя? (Африка)
Африка – перевод имени довольно серьезный:
С латинского «африа» – безморозный.
Ребята! Как вы думаете, а почему имя материка переводится таким образом? (ответ учащихся).
А с какой целью мы с вами будем путешествовать на материк Африку? (определить особенности природы).
А что мы уже знаем о материке Африка? (расположение материка на карте).
II. Проверим наши знания, заполнив бланк.
Заполни пропуски в предложениях:
Африку почти посередине пересекает ___________________, таким образом она лежит и в _____________ и в ___________ полушарии. Большая часть Африки лежит между _____________, то есть в _________________ тепловом поясе. Только крайние ______________ и ______ Африки лежат в ___________________ тепловом поясе. Можно сделать вывод, что климат на материке ________________.
Начальный меридиан пересекает Африку в _______________ части, значит, большая ее часть лежит в _______________ полушарии, а меньшая – в _________________ полушарии.
На ___________ и _____________ Африку омывают воды ________________________ океана. На ______________ – ___________________ океана.
Ближе других материков к Африке расположена _____________, они соединяются ___________________ перешейком, через который прорыт ____________________ канал. От других материков Африка ________________.
III. Изучение нового материала.
Сегодня мы совершим заочное путешествие на материк Африка с целью – определения особенностей компонентов природы материка вместе с экспедиционным отрядом Русского Географического Общества.
В период своей работы представители экспедиционного отряда собрали богатый материал о природе Африки и сегодня на нашей пресс-конференции представят результаты своего труда.
В конференц-зал приглашаются:
- физикогеограф – – Виктория Александровна Щемлева.
- историк – Мохиситора Кубанычбековна Жалалова.
- геолог – Кузьмина Надежда Валерьевна
- климатолог – Корнеев Вадим Олегович.
- гидролог – Дмитрий Сергеевич Смирнов
- биолог – Антон Алексеевич Жигаленко
- зоолог – Владимир Сергеевич Смирнов
- эколог – Алена Игоревна Швецова
На конференции присутствуют представители прессы различных печатных изданий, которые собирают материал для печати. Важную информацию для статьи необходимо занести в рабочий блокнот, который находится на вашем столе. Вы имеете возможность задать интересующие вас вопросы участникам экспедиции.
Начинаем работу конференции.
-
Слово для выступления предоставляется физикогеографу – члену экспедиционного отряда – Виктории Александровне Щемлевой. (выступление-рассказ).
Какие будут вопросы к выступающему? -
Слово для выступления предоставляется историку – члену экспедиционного отряда – Мохиситоре Кубанычбековне Жалаловой. (выступление-рассказ).
Какие будут вопросы к выступающему? -
Слово для выступления предоставляется геологу – члену экспедиционного отряда – Кузьминой Надежде Валерьевне. (выступление-рассказ).
Какие будут вопросы к выступающему? -
Слово для выступления предоставляется климатологу – члену экспедиционного отряда – Корнееву Вадиму Олеговичу. (выступление-рассказ).
Какие будут вопросы к выступающему? -
Слово для выступления предоставляется гидрологу – члену экспедиционного отряда – Дмитрию Сергеевичу Смирнову. (выступление-рассказ).
Какие будут вопросы к выступающему? -
Слово для выступления предоставляется биологу – члену экспедиционного отряда – Антону Алексеевичу Жигаленко. (выступление-рассказ).
Какие будут вопросы к выступающему? -
Слово для выступления предоставляется зоологу – члену экспедиционного отряда – Владимиру Сергеевичу Смирнову. (выступление-рассказ).
Какие будут вопросы к выступающему? - Слово для выступления предоставляется экологу – члену экспедиционного отряда – Алене Игоревне Швецовой. (выступление-рассказ).
Какие будут вопросы к выступающему?
IV. Физкультминутка.
Мы заслушали выступления всех участников экспедиционного отряда. И пора в нашей работе сделать перерыв – снять напряжение в работе.
- Потянемся, как усталые львята;
- Попрыгаем, как древесные лягушки;
- Покачаемся, как обезьянки раскачиваются на лианах;
- И наконец, улыбнемся друг другу, как самый древний житель материка – нильский крокодил.
Физкультминутка проводится под музыкальное сопровождение.
V. Закрепление изученного материала. Применение знаний, умений.
- Задание. Африка – континент контрастов. Но у каждого представление о ней разное. Составить синквейн, работая в группах.
На экране слайд «Создание синквейна»:
1 строка – тема (одно существительное);
2 строка – описание темы (два прилагательных);
3 строка – описание действия темы (три глагола);
4 строка – фраза из четырех значимых слов, выражающая отношение к теме;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы (одно слово).
Представитель группы зачитывает свой синквейн.
VI. Подведение итогов.
Тест «Природа Африки»
Вариант 1 | Вариант 2 |
В основании большей части материка лежит: А) платформа Б) складчатая область |
1. более приподнятой частью Африки является: А) северная и западная Б) южная и восточная |
Максимальное количество осадков на территории Африки выпадает: А) вдоль экватора Б) вдоль океанских побережий |
2. самые высокие температуры воздуха в Африке наблюдаются в районе: А) северного тропика Б) экватора В) южного тропика |
Самой полноводной рекой Африки является: А) Нил Б) Конго В) Замбези |
3. Самой длинной рекой Мира является: А) Нил Б) Конго В) Замбези |
Влажный экваториальный лес Африки отличается особенностью: А) богатство и разнообразие древесной растительности Б) обилие травянистой растительности |
4. саванны Африки отличаются особенностью: А) богатство и разнообразие древесной растительности Б) обилие травянистой растительности |
Антилопы, львы, гепарды обитают в природной зоне: А) экваториальный лес Б) саванны В) пустыни |
5. окапи, тапир, шимпанзе обитают в природной зоне: А) экваториальный лес Б) саванны В) пустыни |
Норма оценок: «5» – 5 баллов «4» – 4 балла «3» – 3 балла «2» – 2 и менее балла. |
Норма оценок: «5» – 5 баллов «4» – 4 балла «3» – 3 балла «2» – 2 и менее балла. |
VII. Домашнее задание.
Творческое – дифференцированное:
- Составить рассказ с географическими ошибками «Путешествие по Африке».
- Сочинить родным SMS «Я – в Африке».
- Сочинить мини-стихотворение на тему «Африка», используя слова: Африка, климат, экватор, жара, тропик, океан.
- Рефлексия:
Карточка розового цвета обозначает: «Я удовлетворён уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке, я получил заслуженную оценку, я понимаю всё, о чём говорилось и что делалось на уроке».
Карточка жёлтого цвета обозначает: «Урок был интересен и я принимал в нём активное участие, урок был в определённой степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно».
Карточка зелёного цвета обозначает: «Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чём идёт речь, мне это не очень нужно, к ответу на уроке я не был готов».
На следующих уроках мы продолжим знакомство с этим удивительным и загадочным материком Земли.
Спасибо, ребята, вам за урок,
Пусть все эти знания будут вам впрок