Урок географии на тему "Особенности природы Африки". 7-й класс

Разделы: География

Класс: 7


Методы: диалог, деловая игра «пресс-конференция», самооценка и взаимооценка, составление синквейна, тест, физкультминутка, использование музыки.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: настенные карты «Физическая Африки», «Физическая мира», атласы, компьютерная презентация по теме (у автора), экран, проектор, лист самооценки, рабочий блокнот обучающихся, тестовые задания, музыка.

Дидактическая цель: Выявить особенности природы «уникального континента» – Африка,

Содержательные цели:

1. Образовательные:

  • Основываясь на базовых знаниях познакомиться с уникальными географическими особенностями природы материка Африка;
  • Умение работать с различными источниками географической информации, умение анализировать, обобщать, делать выводы;

2. Воспитательные:

  • Повышение географической культуры учащихся;
  • Умение работать в коллективе;
  • Толерантности, взаимосотрудничества.

3. Развивающие:

  • Развитие устной монологической речи, диалога, внимания, памяти, географического мышления; пространственного представления.
  • Развитие познавательного интереса к предмету.

Задачи:

  • Определить особенности и закономерные причины размещения основных форм рельефа Африки.
  • Выявить особенности влияния географического положения материка на своеобразие климата Африки.
  • Установить взаимосвязь климата Африки с особенностями внутренних вод материка.
  • Определить особенности приспособлений к жизни растительного и животного мира природных зон материка.

Тип урока: формирование новых знаний с учетом имеющихся знаний.

Форма урока: обучающая игра «пресс-конференция».

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Проверка знаний.
  3. Основной этап:
    • формирование знаний
    • формирование умений
    • применение знаний и умений
  4. Физкультминутка.
  5. Закрепление знаний, умений
  6. Контроль и коррекция.
  7. Домашнее задание.
  8. Подведение итогов.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Использование ИКТ
Оргмомент. Звучит песня из к/ф «Красная шапочка».Приветсвие.Обсуждение темы и цели урока. Приветствие.Отвечают на вопрос о месте путешествия.Для чего будут путешествовать Слайд 1-6.
Проверка домашнего задания. Заполните бланк, вставляя пропущенные слова в тексте. Обучающиеся заполняют бланк и восстанавливают текст, вставляя пропущенные слова. Слайд 6.
Изучение нового материала. Сегодня мы совершим заочное путешествие вместе с представителями экспедиционного отряда на пресс-конференции. Специалисты экспедиционного отряда занимают места в конференц-зале. Слайд 7
Выступление физикогеографа. Предоставляет слово для рассказа о географическом положении Африки. Монологический рассказ учащегося .Учащиеся оценивают рассказ по рабочему блокноту, находят объекты вместе с выступающим на карте атласа. Слайды 8-10.
Выступление историка. Предоставляет слово для рассказа историку. Монологический рассказ учащегося.Обучающиеся оценивают выступление по рабочему блокноту. Слайд 11-16.
Выступление геолога. Предоставляет слово для рассказа геоглогу. Монологический рассказ учащегося.Обучающиеся оценивают выступление по рабочему блокноту, использование карт атласа. Слайды 17-20.
Выступление климатолога. Предоставляет слово для рассказа климатологу. Монологический рассказ учащегося.Оценивание выступления по рабочему блокноту, использование карт атласа. Слайд 21-22
Выступление гидролога. Предоставляет слово для рассказа гидрологу. Монологический рассказ учащегося.Обучающиеся оценивают выступление по рабочему блокноту, использование карт атласа. Слайды 23-29.
Выступление биолога. Предоставляет слово для рассказа биологу. Монологический рассказ учащегося.Обучающиеся оценивают выступление по рабочему блокноту. Слайды 30-39.
Выступление зоологу. Предоставляет слово для рассказа зоологу. Монологический рассказ учащегося.Обучающиеся оценивают выступление по рабочему блокноту. Слайды 40-43.
Выступление эколога. Предоставляет слово для рассказа экологу. Монологический рассказ учащегося.Обучающиеся оценивают выступление по рабочему блокноту. Слайды 44-45.
Перерыв в работе: физкультминутка. Учитель проводит физкультминутку под музыкальное сопровождение. Обучающиеся выполняют физкультминутку вместе с учителем. Слайд 46.
Обобщение и закрепление знаний.Составление синквейна в группах. Организация мини-групп и объяснение выполнения задания. Работа в группах составление синквейна «Природа Африки». Слайд 47.
Подведение итогов работы. Организует индивидуальную работу по выполнению теста «Природа Африки». Учащиеся выполняют тестовые задания по вариантам. Слайд 48.
Самопроверка теста. Учитель организует самопроверку теста, обращает внимание на критерии оценивания. Учащиеся проверяют тест, оценивают свою работу. Слайд 49.
Домашнее задание. Учитель комментирует и уточняет творческое – дифференцированное задание. Учащиеся записывают домашнее задание. Слайд 50.
Рефлексия. Учитель просит обучающихся оценить свою работу на уроке, используя цветные карточки. Учащиеся выбирают карточку для рефлексии и сдают учителю. Слайд 51-52.

Ход урока

I. Организационный момент.

Звучит песня из к/ф «Красная шапочка».

Здравствуйте ребята!

Для вас прозвучала веселая песня,
Она приглашает в мир добрый, чудесный.
Мы – в путешествие отправимся ныне.
Скажите, ребята, а какое у путешествия имя? (Африка)

Африка – перевод имени довольно серьезный:
С латинского «африа»  безморозный.

Ребята! Как вы думаете, а почему имя материка переводится таким образом? (ответ учащихся).

А с какой целью мы с вами будем путешествовать на материк Африку? (определить особенности природы).

А что мы уже знаем о материке Африка? (расположение материка на карте).

II. Проверим наши знания, заполнив бланк. 

Заполни пропуски в предложениях:

Африку почти посередине пересекает ___________________, таким образом она лежит и в _____________ и в ___________ полушарии. Большая часть Африки лежит между _____________, то есть в _________________ тепловом поясе. Только крайние ______________ и ______ Африки лежат в ___________________ тепловом поясе. Можно сделать вывод, что климат на материке ________________.
Начальный меридиан пересекает Африку в _______________ части, значит, большая ее часть лежит в _______________ полушарии, а меньшая – в _________________ полушарии.
На ___________ и _____________ Африку омывают воды ________________________ океана. На ______________ – ___________________ океана.
Ближе других материков к Африке расположена _____________, они соединяются ___________________ перешейком, через который прорыт ____________________ канал. От других материков Африка ________________.

III. Изучение нового материала.

Сегодня мы совершим заочное путешествие на материк Африка с целью – определения особенностей компонентов природы материка вместе с экспедиционным отрядом Русского Географического Общества.

В период своей работы представители экспедиционного отряда собрали богатый материал о природе Африки и сегодня на нашей пресс-конференции представят результаты своего труда.

В конференц-зал приглашаются:

  • физикогеограф – – Виктория Александровна Щемлева.
  • историк – Мохиситора Кубанычбековна Жалалова.
  • геолог – Кузьмина Надежда Валерьевна
  • климатолог – Корнеев Вадим Олегович.
  • гидролог – Дмитрий Сергеевич Смирнов
  • биолог – Антон Алексеевич Жигаленко
  • зоолог – Владимир Сергеевич Смирнов
  • эколог – Алена Игоревна Швецова

На конференции присутствуют представители прессы различных печатных изданий, которые собирают материал для печати. Важную информацию для статьи необходимо занести в рабочий блокнот, который находится на вашем столе. Вы имеете возможность задать интересующие вас вопросы участникам экспедиции.

Начинаем работу конференции.

  1. Слово для выступления предоставляется физикогеографу – члену экспедиционного отряда – Виктории Александровне Щемлевой. (выступление-рассказ).
    Какие будут вопросы к выступающему?

  2. Слово для выступления предоставляется историку – члену экспедиционного отряда – Мохиситоре Кубанычбековне Жалаловой. (выступление-рассказ).
    Какие будут вопросы к выступающему?

  3. Слово для выступления предоставляется геологу – члену экспедиционного отряда – Кузьминой Надежде Валерьевне. (выступление-рассказ).
    Какие будут вопросы к выступающему?

  4. Слово для выступления предоставляется климатологу – члену экспедиционного отряда – Корнееву Вадиму Олеговичу. (выступление-рассказ).
    Какие будут вопросы к выступающему?

  5. Слово для выступления предоставляется гидрологу – члену экспедиционного отряда – Дмитрию Сергеевичу Смирнову. (выступление-рассказ).
    Какие будут вопросы к выступающему?

  6. Слово для выступления предоставляется биологу – члену экспедиционного отряда – Антону Алексеевичу Жигаленко. (выступление-рассказ).
    Какие будут вопросы к выступающему?

  7. Слово для выступления предоставляется зоологу – члену экспедиционного отряда – Владимиру Сергеевичу Смирнову. (выступление-рассказ).
    Какие будут вопросы к выступающему?

  8. Слово для выступления предоставляется экологу – члену экспедиционного отряда – Алене Игоревне Швецовой. (выступление-рассказ).
    Какие будут вопросы к выступающему?

IV. Физкультминутка.

Мы заслушали выступления всех участников экспедиционного отряда. И пора в нашей работе сделать перерыв – снять напряжение в работе.

  • Потянемся, как усталые львята;
  • Попрыгаем, как древесные лягушки;
  • Покачаемся, как обезьянки раскачиваются на лианах;
  • И наконец, улыбнемся друг другу, как самый древний житель материка – нильский крокодил.

Физкультминутка проводится под музыкальное сопровождение.

V. Закрепление изученного материала. Применение знаний, умений.

  • Задание. Африка – континент контрастов. Но у каждого представление о ней разное. Составить синквейн, работая в группах.

На экране слайд «Создание синквейна»:

1 строка – тема (одно существительное);
2 строка – описание темы (два прилагательных);
3 строка – описание действия темы (три глагола);
4 строка – фраза из четырех значимых слов, выражающая отношение к теме;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы (одно слово).

Представитель группы зачитывает свой синквейн.

VI. Подведение итогов.

Тест «Природа Африки»

Вариант 1 Вариант 2
 В основании большей части материка лежит:
А) платформа
Б) складчатая область
1. более приподнятой частью Африки является:
А) северная и западная
Б) южная и восточная
 Максимальное количество осадков на территории Африки выпадает:
А) вдоль экватора
Б) вдоль океанских побережий
2. самые высокие температуры воздуха в Африке наблюдаются в районе:
А) северного тропика
Б) экватора
В) южного тропика
 Самой полноводной рекой Африки является:
А) Нил
Б) Конго
В) Замбези
3. Самой длинной рекой Мира является:
А) Нил
Б) Конго
В) Замбези
 Влажный экваториальный лес Африки отличается особенностью:
А) богатство и разнообразие древесной растительности
Б) обилие травянистой растительности
4. саванны Африки отличаются особенностью:
А) богатство и разнообразие древесной растительности
Б) обилие травянистой растительности
 Антилопы, львы, гепарды обитают в природной зоне:
А) экваториальный лес
Б) саванны
В) пустыни
5. окапи, тапир, шимпанзе обитают в природной зоне:
А) экваториальный лес
Б) саванны
В) пустыни
Норма оценок:
«5» – 5 баллов
«4» – 4 балла
«3» – 3 балла
«2» – 2 и менее балла.
Норма оценок:
«5» – 5 баллов
«4» – 4 балла
«3» – 3 балла
«2» – 2 и менее балла.

VII. Домашнее задание.

Творческое – дифференцированное:

  • Составить рассказ с географическими ошибками «Путешествие по Африке».
  • Сочинить родным SMS «Я – в Африке».
  • Сочинить мини-стихотворение на тему «Африка», используя слова: Африка, климат, экватор, жара, тропик, океан.
  • Рефлексия:

Карточка розового цвета обозначает: «Я удовлетворён уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке, я получил заслуженную оценку, я понимаю всё, о чём говорилось и что делалось на уроке».

Карточка жёлтого цвета обозначает: «Урок был интересен и я принимал в нём активное участие, урок был в определённой степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно».

Карточка зелёного цвета обозначает: «Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чём идёт речь, мне это не очень нужно, к ответу на уроке я не был готов».

На следующих уроках мы продолжим знакомство с этим удивительным и загадочным материком Земли.

Спасибо, ребята, вам за урок,
Пусть все эти знания будут вам впрок