Цель урока: рассмотреть правила сложения и вычитания десятичных дробей.
Задачи:
Образовательные:
- формирование знаний правил сложения и вычитания десятичных дробей;
- формирование прочных умений и навыков выполнять сложение и вычитание десятичных дробей по алгоритму;
- совершенствовать вычислительные навыки;
- пользоваться умением взаимопроверки.
Развивающие;
- развивать умение обобщать, систематизировать на основе сравнения, делать выводы;
- активизация самостоятельной мыслительной деятельности;
- развивать познавательный интерес;
- развивать наглядно–действенное творческое воображение.
Воспитательные
- воспитание коммуникативной и информационной культуры учащихся;
- воспитание взаимоуважения, трудолюбия;
- эстетическое воспитание через формирование умения рационально, аккуратно оформлять задание на доске и в тетради, через наглядные и дидактические пособия.
Тип урока: получение новых знаний.
Форма организации обучения: индивидуальная, парная.
Девиз урока: «Знания имей отличные по теме «Дроби десятичные»».
Ход урока
I. Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
Решения задач – практическое искусство, подобное плаванию, катанию на лыжах или игре на фортепиано, научиться ему можно. «Если вы хотите плавать, смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их», – советовал своим ученикам известный американский математик Джордж Пойа в книге «Как решать задачи». Решение любой достаточно трудной задачи требует напряжённого труда, воспитывает волю, упорство, развивает любознательность, смекалку. Это нужные качества в жизни человека, ведь даже в пословице говориться: «Ум без догадки гроша не стоить». А чтобы решать задачи нужно уметь считать, чему мы и будем учиться сегодня на уроке.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Проверка домашнего задания.
2.
Ну-ка в сторону карандаши!
Ни бумажек, ни ручек, ни мела!
Устный счет! Мы творим это дело
Силой ума и души!
Вычислить устно:
Найдите равные дроби: 50,05; 50,550; 50,005; 50,00500; 50,05000.
Запишите в виде десятичных дробей частные:
III. Объяснение нового материала.
(Фронтальная беседа).
Какие из записанных дробей можно сложить и почему? 72,06; 0,07; 1,849; 0,061
Можно сложить дроби 72,06 и 0,07; 1,849 и 0,061.
Как выполнить сложение?
- записать десятичные дроби в виде обыкновенных дробей: ;
- выполнить сложение обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями:
- записать ответ десятичной дробью:= 72,13
( выполнить сложение самостоятельно).
А можно сложить дроби 72,06 и 0,061? Что нужно сделать, чтобы выполнить сложение этих дробей?
- уравнять число знаков после запятой: 72,06=72,060;
- записать десятичные дроби в виде обыкновенных дробей: ;
- выполнить сложение обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями:
- записать ответ десятичной дробью:= 72,121.
Выполним сложение дробей «столбиком»:
Найдем разность этих дробей:
Выполним вычитание дробей «столбиком»:
Итак, сформулируем алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей:
- Уравнять в этих дробях количество знаков после запятой.
- Записать их друг под другом так, чтобы запятая была под запятой.
- Выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую.
- Поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.
Работа с учебником: найти правило сложения (вычитания) десятичных дробей и прочитать его.
Обратите внимание на 4 пункт алгоритма: «Поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях». Это важно, так как от того где стоит запятая зависит правильность высказывания. Например:
«Казнить нельзя, помиловать!» или «Казнить, нельзя помиловать!». Смысл высказываний разный.
Историческая справка. (Выступление учащихся).
А Вы знаете, что в науке, промышленности, в сельском хозяйстве десятичные дроби используют значительно чаще, чем обыкновенные. Это связано с простотой вычислений с десятичными дробями, похожестью их на правила действий с натуральными числами. Правила вычислений с десятичными дробями описал знаменитый ученный Средневековья аль-Каши Джемщид Ибн Масуд, работавший в городе Самарканде в обсерватории Улугбека в начале 15 века. Записывал аль-Каши десятичные дроби, так же, как принято сейчас, но он не пользовался запятой: дробную часть он записывал красными чернилами или отделял вертикальной чертой.
Но об этом в Европе в то время не знали, и только через 150 лет десятичные дроби были заново изобретены голландским ученным Симоном Стевином. Записывал он десятичные дроби довольно сложно. Например, число 24,56 выглядело так: - вместо запятой нуль в кружочке, цифрами 1, 2, 3,... помечалось положение остальных знаков. Запятая или точка для отделения целой части стали использоваться с 17 века. В России учение о десятичных дробях изложил Леонтий Филиппович Магницкий в 1703 году в первом учебнике математики «Арифметика, сиречь наука числительная».
IV. Формирование умений и навыков.
Вспомнить свойства сложения (переместительное свойство).
№1213(а,б,г) на доске по желанию
а) 0,769 + 42,389 = 43,158; б).5,8 + 22,191 = 5,800 + 22,191 = 27,991;
г) 8,9021 + 0,68 = 8,9021 + 0,6800 = 9,5821
№1214(а,в,д) на доске по желанию
№1211 (решение 2 способами).
На пальто израсходовали 3,2 м ткани, а на костюм – 2,63 м. Сколько ткани израсходовали на пальто и на костюмы? Решите задачу сложением десятичных дробей и путем перехода к сантиметрам.
Решение.
1 способ: 3,2+2,63=3,20+3,63=5,83 (м)
2 способ: 3,2м=320см; 2,63м=263см; 320+263=583см=5,63(м)
Ответ: 5,63м
Назовите наиболее удобный метод.
№1212. (Самостоятельно с последующей проверкой).
V. Первичный контроль знаний.
Работа в парах по перфокартам. (Взаимопроверка).
VI. Итоги урока.
Итак, чем мы занимались сегодня на уроке?
Значит, тема урока «Сложение и вычитание десятичных дробей». Запишите тему урока в тетрадь.
Как выполнить сложение и вычитание десятичных дробей?
Выставить оценки за работу на уроке.
В конце урока каждый ученик цветными карандашами рисует физиономию, которая соответствовала его настроению на уроке.
Домашнее задание: п.32(1часть) №1255(а,б,в), №1256(а,б,в), №1257.