Интегрированный урок (окружающий мир + литературное чтение) по теме "Весна". М.М. Пришвин "Лесная опушка". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

  • закрепить знания о сезонных изменения в природе
  • познакомить с творчеством Соврасова и Левитана на примерах их картин
  • познакомить с произведением Пришвина и его биографией

Задачи:

  • развивать чувство прекрасного
  • воспитывать любовь к родине

Оборудование:

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

- Учитель:- послушайте загадку

«Тает снежок, ожил лужок

День прибывает, когда это бывает?» (слайд №1)

-Учитель: Сегодня мы будем говорить о весне, как о явлении природы, о том как его описывали художники, поэты, писатели.( слайд №2)

Ученик 1.

Идет матушка весна,
Отворяй-ка ворота.
Первым март пришел,
Белый снег сошел.
А за ним и апрель
Отворил окно и дверь,
А уж как пришел май,
Солнце в терем приглашай! (слайд №3)

Ученик 2 (слайд №4)

К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под ее ногами
Черные проталины
На полях видны.
Видно, очень теплые
Ноги у весны

-Учитель: первый весенний месяц – март. Дни становятся солнечными. Слышна звонкая капель. Появляются первые проталины. (слайд №5,6.7,8)

Ученик 3.

Март – проба голосов птиц-зимовщиков: овсянок, пищух, поползней. Даже вороны нежно прикаркивают. Грачи прилетели, запели первые жаворонки. Скворцы чистят скворечники.(слайд №9)

Ученик 4.

Появляются весенние первоцветы: желтая мать-и-мачеха, голубые перелески, пушистая верба. (слайд №10)

Ученик 5.

Власть зимы закончилась. Веселые весенние ручейки сбегаются в реки, и ломают лед. Реки разливаются и топят берега. Это называется половодьем. (слайд №11,12,13)

-Учитель. У марта свои приметы (слайд№14)

Ученик 6.

- длинные сосульки – к долгой весне.

- март с водой, апрель с травой (слайд№15)

-Учитель. Второй весенний месяц – апрель. (слайд№16)

Ученик 7.

Апрель – водолей. Везде вода. Солнце, снег и дождь вперемешку, на дню семь погод. К концу этого месяца солнце прогоняет последние остатки снега – поэтому апрель называют – снегогоном. (слайд№17)

Ученик 8.

С каждым днем снегу на полях остается все меньше и меньше, а проталины все больше и больше.(слайд№18)

Ученик 9.

Начала зеленеть березка. Запестрели повсюду весенние цветы: ветреница, хохлатка, медуница. (слайд№19,20,21,22)

Ученик 10.

Апрель – месяц великого перелета птиц на Родину. Высоко в небе поет жаворонок. А мимо него все летят новые гости – журавли, лебеди, аисты, гуси. Скворцы заселились в свои домики.(слайд№23,24)

Ученик 11.

Появилась первая бабочка – желтая лимонница, а рядом и пчела. А под дубом у зайчихи родился малюсенький серенький зайчонок.(25,26,27)

-Учитель. Приметы апреля. (слайд № 28)

Ученик 12.

Апрель с водой – май с травой.

Где в апреле река, там в июне – лужица.

-Учитель. Самый теплый весенний месяц – май.(слайд №29)

Ученик 13.

Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.

Весна начала одевать лес. Май так и называют – травень, цветень.

Ученик 14.

Появилась калужница, сон-трава, ландыш. А когда расцветает черемуха и дуб распускается - всегда холодает.(слайд №30,31,32,33)

Ученик 15.

Май – месяц первой зелени, первых цветов, первых весенних гроз.(слайд №34,35),

Ученик 16.

Днем реют в воздухе ласточки и стрижи, парят орлы и коршуны. А ночью песенку поют зеленые лягушки.(слайд №36,37)

-Учитель. Приметы мая.(слайд №38)

Ученик 17.

-Дождь в мае – хлеба подымает.

-Май холодный – год хлебородный.

-Когда цветет черемуха – всегда живет холод.

2. Физкультминутка

3. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии. Весна в творчестве художников:

-Учитель. Весну изображали в своем творчестве художники. Знаком ьтесь , автор этой картины Алексей Кондратьевич Саврасов. Она называется «Грачи прилетели». (слайд №39)

-Как вы думаете, почему именно грачей изобразил художник?

(Прилет грачей говорит о том, что зима отступила и пришла весна)

-Какие весенние признаки вы наблюдаете на этой картине?

(Проталины на земле, таяние снега)

- Художник отправился в экспедицию по стране для изучения церковных зданий. На втором плане картины вы видите «Воскресную церковь»

- Еще одна весенняя картина Исаака Ильича Левитана «Большая вода» (слайд №40)

-Какое весеннее событие изображено?(Половодье)

-Почему воды так много? (Растаявший снег переполнил реки)

-Учитель: К весенней теме обращались многие поэты и писатели. Знакомьтесь, Михаил Михайлович Пришвин. (слайд №41)

Писатель родился в 1873 году. Отец его разорился и умер, оставив жену и шестерых детей. Поэтому жилось маленькому Мише нелегко, но он учился. Сначала в гимназии, затем в училище, потом в университете. Работал он агрономом, но затем оставил это дело и отправился путешествовать по России и собирать фольклор. Именно об этом путешествии он и написал свои первые очерки, которые стали основой книг о флоре и фауне.

Но тут в мире разразилась первая мировая война. В 1914 году на Россию напала Германия. Пришвин стал фронтовым корреспондентом. После войны он много писал и продолжал ездить по нашей стране в поисках сюжетов для своих книг. Он прожил 81 год и умер в Москве.

4. Включение в систему знаний и повторение.

Учитель: Сегодня мы будем читать произведение М.М. Пришвина «Лесная капель». Открываем учебник(«Литературное чтение» 1 кл.), страница 41, читаем первую часть.

Вопросы:

-Почему множество цветочков, расположенных близко друг к другу, называют «сережками»?(Похожи на женское украшение - серьги)

-Какие «сережки» у берез?(Золотые ,чудесные)

-С кем автор сравнивает почки?( С маленькими зелеными птичками)

-Как он о них говорит? Прочти из текста.( цитата)

-Читаем вторую часть.

Вопросы:

-На что похожа раскрывшаяся почка?(Похожа на клювик птички)

-Чем пахнет весной береза?( Пахнет ароматной смолой)

-Читаем третью часть:

Вопросы:

-Как разговаривают деревья?( Шепчутся, перекликаются)

-Мы общаемся звуками. С помощью чего весной общаются деревья?(Перекликаются с помощью

5. Домашнее задание: подготовьте выразительное чтение одной наиболее понравившейся части.

6. Рефлексия учебной деятельности:

-Что вам больше всего запомнилось или понравилось на уроке?

-Какие приметы весны вам особенно запомнились?(Половодье, перелет птиц)

-Как фамилии художников, написавших картины «Грачи прилетели» и « Большая вода»?(Соврасов, Левитан)

-Что вы запомнили о жизни и творчестве Михаила Михайловича Пришвина?(Много путешествовал…)

7. Оценка:

сегодня на уроке хорошо работали: (дается характеристика работы учеников)

Спасибо за внимание.