Цели:
- закрепить знания о сезонных изменения в природе
- познакомить с творчеством Соврасова и Левитана на примерах их картин
- познакомить с произведением Пришвина и его биографией
Задачи:
- развивать чувство прекрасного
- воспитывать любовь к родине
Оборудование:
- интерактивная доска
- презентация к уроку
- учебники «Литературное чтение» 1кл.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
- Учитель:- послушайте загадку
«Тает снежок, ожил лужок
День прибывает, когда это бывает?» (слайд №1)
-Учитель: Сегодня мы будем говорить о весне, как о явлении природы, о том как его описывали художники, поэты, писатели.( слайд №2)
Ученик 1.
Идет матушка весна,
Отворяй-ка ворота.
Первым март пришел,
Белый снег сошел.
А за ним и апрель
Отворил окно и дверь,
А уж как пришел май,
Солнце в терем приглашай! (слайд №3)
Ученик 2 (слайд №4)
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под ее ногами
Черные проталины
На полях видны.
Видно, очень теплые
Ноги у весны
-Учитель: первый весенний месяц – март. Дни становятся солнечными. Слышна звонкая капель. Появляются первые проталины. (слайд №5,6.7,8)
Ученик 3.
Март – проба голосов птиц-зимовщиков: овсянок, пищух, поползней. Даже вороны нежно прикаркивают. Грачи прилетели, запели первые жаворонки. Скворцы чистят скворечники.(слайд №9)
Ученик 4.
Появляются весенние первоцветы: желтая мать-и-мачеха, голубые перелески, пушистая верба. (слайд №10)
Ученик 5.
Власть зимы закончилась. Веселые весенние ручейки сбегаются в реки, и ломают лед. Реки разливаются и топят берега. Это называется половодьем. (слайд №11,12,13)
-Учитель. У марта свои приметы (слайд№14)
Ученик 6.
- длинные сосульки – к долгой весне.
- март с водой, апрель с травой (слайд№15)
-Учитель. Второй весенний месяц – апрель. (слайд№16)
Ученик 7.
Апрель – водолей. Везде вода. Солнце, снег и дождь вперемешку, на дню семь погод. К концу этого месяца солнце прогоняет последние остатки снега – поэтому апрель называют – снегогоном. (слайд№17)
Ученик 8.
С каждым днем снегу на полях остается все меньше и меньше, а проталины все больше и больше.(слайд№18)
Ученик 9.
Начала зеленеть березка. Запестрели повсюду весенние цветы: ветреница, хохлатка, медуница. (слайд№19,20,21,22)
Ученик 10.
Апрель – месяц великого перелета птиц на Родину. Высоко в небе поет жаворонок. А мимо него все летят новые гости – журавли, лебеди, аисты, гуси. Скворцы заселились в свои домики.(слайд№23,24)
Ученик 11.
Появилась первая бабочка – желтая лимонница, а рядом и пчела. А под дубом у зайчихи родился малюсенький серенький зайчонок.(25,26,27)
-Учитель. Приметы апреля. (слайд № 28)
Ученик 12.
Апрель с водой – май с травой.
Где в апреле река, там в июне – лужица.
-Учитель. Самый теплый весенний месяц – май.(слайд №29)
Ученик 13.
Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.
Весна начала одевать лес. Май так и называют – травень, цветень.
Ученик 14.
Появилась калужница, сон-трава, ландыш. А когда расцветает черемуха и дуб распускается - всегда холодает.(слайд №30,31,32,33)
Ученик 15.
Май – месяц первой зелени, первых цветов, первых весенних гроз.(слайд №34,35),
Ученик 16.
Днем реют в воздухе ласточки и стрижи, парят орлы и коршуны. А ночью песенку поют зеленые лягушки.(слайд №36,37)
-Учитель. Приметы мая.(слайд №38)
Ученик 17.
-Дождь в мае – хлеба подымает.
-Май холодный – год хлебородный.
-Когда цветет черемуха – всегда живет холод.
2. Физкультминутка
3. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии. Весна в творчестве художников:
-Учитель. Весну изображали в своем творчестве художники. Знаком ьтесь , автор этой картины Алексей Кондратьевич Саврасов. Она называется «Грачи прилетели». (слайд №39)
-Как вы думаете, почему именно грачей изобразил художник?
(Прилет грачей говорит о том, что зима отступила и пришла весна)
-Какие весенние признаки вы наблюдаете на этой картине?
(Проталины на земле, таяние снега)
- Художник отправился в экспедицию по стране для изучения церковных зданий. На втором плане картины вы видите «Воскресную церковь»
- Еще одна весенняя картина Исаака Ильича Левитана «Большая вода» (слайд №40)
-Какое весеннее событие изображено?(Половодье)
-Почему воды так много? (Растаявший снег переполнил реки)
-Учитель: К весенней теме обращались многие поэты и писатели. Знакомьтесь, Михаил Михайлович Пришвин. (слайд №41)
Писатель родился в 1873 году. Отец его разорился и умер, оставив жену и шестерых детей. Поэтому жилось маленькому Мише нелегко, но он учился. Сначала в гимназии, затем в училище, потом в университете. Работал он агрономом, но затем оставил это дело и отправился путешествовать по России и собирать фольклор. Именно об этом путешествии он и написал свои первые очерки, которые стали основой книг о флоре и фауне.
Но тут в мире разразилась первая мировая война. В 1914 году на Россию напала Германия. Пришвин стал фронтовым корреспондентом. После войны он много писал и продолжал ездить по нашей стране в поисках сюжетов для своих книг. Он прожил 81 год и умер в Москве.
4. Включение в систему знаний и повторение.
Учитель: Сегодня мы будем читать произведение М.М. Пришвина «Лесная капель». Открываем учебник(«Литературное чтение» 1 кл.), страница 41, читаем первую часть.
Вопросы:
-Почему множество цветочков, расположенных близко друг к другу, называют «сережками»?(Похожи на женское украшение - серьги)
-Какие «сережки» у берез?(Золотые ,чудесные)
-С кем автор сравнивает почки?( С маленькими зелеными птичками)
-Как он о них говорит? Прочти из текста.( цитата)
-Читаем вторую часть.
Вопросы:
-На что похожа раскрывшаяся почка?(Похожа на клювик птички)
-Чем пахнет весной береза?( Пахнет ароматной смолой)
-Читаем третью часть:
Вопросы:
-Как разговаривают деревья?( Шепчутся, перекликаются)
-Мы общаемся звуками. С помощью чего весной общаются деревья?(Перекликаются с помощью
5. Домашнее задание: подготовьте выразительное чтение одной наиболее понравившейся части.
6. Рефлексия учебной деятельности:
-Что вам больше всего запомнилось или понравилось на уроке?
-Какие приметы весны вам особенно запомнились?(Половодье, перелет птиц)
-Как фамилии художников, написавших картины «Грачи прилетели» и « Большая вода»?(Соврасов, Левитан)
-Что вы запомнили о жизни и творчестве Михаила Михайловича Пришвина?(Много путешествовал…)
7. Оценка:
сегодня на уроке хорошо работали: (дается характеристика работы учеников)
Спасибо за внимание.