Если нет дальнейшего роста, значит, близок закат.
Сенека
Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Развитие становится для образовательного учреждения потребностью и необходимостью. Эффективная практика работы школы предполагает подготовку в самом образовательном учреждении современно мыслящих педагогов, способных максимально эффективно обеспечить решение задач, стоящих перед образовательным учреждением.
Сегодня актуальным является разработка и реализация персонифицированных программ повышения квалификации педагогов в условиях перехода на адресные модели повышения квалификации [4]. Разработка и реализация таких программ осуществляется в рамках мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы в системе общего образования Челябинской области. Изменения в системе повышения квалификации педагогов подразумевают и изменения в организации работы по развитию педагогического потенциала в образовательном учреждении.
Внутришкольную модель научно-методического сопровождения педагогов как условие развития учительского потенциала предложила Л.А. Байдурова. На базе основных принципов андрагогики (науки об обучении взрослых) предлагается организовать тьюторскую помощь в процессе формирования профессиональной компетентности педагогов [1].
Об индивидуальной образовательной траектории педагога размышляет Е. Советова, представляя разработку педагогической мастерской на тему «Индивидуальная образовательная траектория» [3].
О деятельности образовательного учреждения в статусе базовой методической площадки при управлении образованием: “Развитие инновационной культуры педагога как фактор развития инновационной культуры ученика” рассказывает Л.В. Новосёлова [2]. Статус базовой экспериментальной методической площадки определил направленность усилий на создание оптимальных условий для роста профессионального мастерства педагогов, выстраивание системы непрерывного методического сопровождения и образования членов педагогического коллектива.
На базе Ресурсного центра МАОУ лицея № 77 г. Челябинска создана лаборатория «Развитие педагогического потенциала», целями работы которой является создание целостной системы взаимосвязанных действий, а именно, создание и апробация внутрилицейской модели научно-методического сопровождения педагогов, направленной на всестороннее повышение квалификации и профессионального роста каждого учителя, а также на обобщение и распространение инновационного опыта педагогов.
Опираясь на отечественный опыт повышения квалификации, исходя из имеющихся условий в образовательном учреждении, фундаментом внутрилицейской модели развития учительского потенциала мы определили следующие основные принципы:
- Приоритет самостоятельности обучения. Учитель не всегда готов сразу к использованию полученных на семинарах, мастер-классах знаний, развивать которые в дальнейшем предстоит самостоятельно.
- Принцип совместной деятельности. Одна из форм организации педагогов на уровне учреждения – творческая группа. Это наиболее продуктивный способ, т.к. вместе собираются только те люди, которые заинтересованы в сотрудничестве.
- Принцип индивидуализации. Построение индивидуальной траектории методического сопровождения (с учётом образовательных потребностей педагогов, их интересов, творческих возможностей) осуществляется самим учителем.
- Принцип направленности на проблемные вопросы практики. Освоенные знания оцениваются учителем как средство решения проблем и задач, возникающих в ходе его практической деятельности.
- Принцип демократичности взаимоотношений администрации и педагогов. Несмотря на то, что предполагаемая модель является направленной на потребности учреждения, тем не менее, она не предполагает «насильственного» вовлечения педагогов в процесс обучения.
Внутришкольная модель развития учительского потенциала лицея 77 организуется, исходя из анализа двух составляющих:
- запроса школы на уровень владения учителями различными педагогическими технологиями, формами и методами обучения;
- мотивационными установками педагогов.
I этап. Организационный.
Создание группы (заместители директора по научно-методической и учебно-воспитательной работе, информатизации образовательного процесса, руководители лабораторий Ресурсного центра, руководители методических объединений, наиболее компетентные учителя-методисты) для определения первичного запроса школы на основании документов, определяющих развитие учреждения: образовательной программы, программы развития, комплексно-целевых программ.
Чтобы обучение было мотивированным, оно строится с учётом реальных потребностей педагогов. Их содержание мы определяем с помощью диагностик и анкетирования. Более полную и точную информацию даёт индивидуальное собеседование.
Чтобы определить критерии и показатели оценки уровня профессиональной готовности к развитию в соответствии с новыми целями и задачами школьного образования, в соответствии с «Программой развития муниципального автономного образовательного учреждения лицея №77 на 2009-2012 годы» заместителем директора по научно-методической работе Саблиной Марией Александровной составлен «План профессионального развития педагога», который заполнен каждым учителем на августовском педсовете – Приложение 1.
На основании индивидуального плана учителя в соответствии со стратегией развития, определённой руководителем МО и администрацией ОУ, составляется «План профессионального развития педагогов МО» и «План профессионального развития педагогов МАОУ лицея № 77 г. Челябинска».
II этап. Собственно деятельность по развитию учительского потенциала.
Она организована в форме научно-методического сопровождения в соответствии с запросами педагогов с учётом степени их готовности к использованию различных технологий, форм и методов обучения в своей работе. Организация методической поддержки осуществляется в основном силами специалистов школы.
Формы используются самые разнообразные:
- анкетирование (другие формы опроса);
- обзоры специальной литературы (книг, пособий, материалов на образовательных сайтах);
- консультирование;
- прохождение курсов повышения квалификации;
- выступления на конференциях, педсоветах, семинарах, практикумах, мастер-классах;
- работа в окружных методических объединениях;
- участие в тренингах и вебинарах;
- организация системы взаимопосещения уроков;
- привлечение учителей к работе по экспертизе методических разработок;
- оказание методической поддержки педагогам - руководителям научной деятельностью учащихся.
Кроме традиционных для каждой школы форм научно-методической поддержки, в лицее № 77 организована система взаимопосещения уроков, позволяющая улучшить их качество и разнообразить формы проведения, способствующая взаимообучению коллег. План анализа урока отражает специфику работы лицея в соответствии с его миссией: созданием условий для интеллектуально-нравственного развития учеников в совместной продуктивной деятельности детско-взрослого сообщества – Приложение 2.
Инновационным проектом 2012-2013 учебного года, помимо «Школы олимпиадного движения» и «Школы открытий» для лицеистов, стали «Школа наставничества» для молодых коллег и «Школа инноваций», деятельность которой позволяет учителю выстраивать собственную траекторию совершенствования профессионального мастерства и творческого саморазвития. Темы «Школы инноваций» «Как подготовить ученика к олимпиадному движению», «Инновационная работа в период введения ФГОС», «Написание и публикация статьи» соответствуют основным направлениям деятельности лицея в этом учебном году.
В октябре 2011 года в лицее проведён семинар совместно с ГОУ ДПО ЧИППКРО «Использование деятельностно-ориентированных технологий в языковом и литературном образовании» для педагогов ОУ Челябинской области.
Руководителем лаборатории «Развитие педагогического потенциала» организована работа секций на 2-х районных конференциях («Погода в доме» и конференция отцов) по проблемам семейного воспитания и ЗОЖ.
В рамках взаимодействия с главными социальными партнёрами лабораторией совместно с психологическим центром лицея организована и проведена родительская конференция «Пока в наших руках здоровье детей наших» о здоровьесбережении школьников и профилактике вредных привычек.
Психолого-педагогическое сопровождение учителей включает два основных направления: приобретение навыков эмоционального саморегулирования и гармонизация отношений с детьми, родителями, коллегами. Сопровождение осуществляется педагогами-психологами школы в форме индивидуальных консультаций, тренингов, проведении консилиумов. В 2011-2012 учебном году наши педагоги приняли участие в 2-х тренингах в РБИУ «7 ключей к успеху» и «Управление проектами».
Традиционным уже является участие наших учителей в вебинарах, например, «От интереса учащихся к замыслу исследовательской деятельности», «Актуализация личностного потенциала педагогов. Модели организации учительского труда».
III этап. Непосредственная деятельность педагога.
Непосредственная деятельность педагога, направленная на использование новых технологий, форм и методов обучения в образовательном процессе. Она может протекать параллельно с предыдущим этапом, чтобы успешно воплотиться в преподавании учебного предмета.
Активные формы деятельности:
- представление своего опыта во время методических недель в школе;
- участие в организации и проведении районных, городских и региональных семинаров и конференций;
- представление передового опыта в конкурсах профессионального мастерства;
- создание собственных методических разработок;
- подготовка дидактических материалов;
- разработка авторских курсов;
- участие, в том числе командное, в интернет-конкурсах учителей;
- публикации работ.
Руководителем лаборатории пройдены курсы по методике написания научной статьи и организации проектной деятельности, материалы размещены на сайте Ресурсного центра.
Педагогический коллектив лицея № 77 участвует в конкурсах профессионального мастерства с 2003 года. За данный период 12 педагогов лицея стали лауреатами и победителями районного, городского и областного уровня. Среди них Вахидов Марс Нуриевич – победитель областного конкурса «Учитель года – 2007» и дипломант Всероссийского этапа.
Введено в практику представление инновационного опыта педагогов на ведущих российских сайтах «Педсовет», «Открытый урок», «Педагогический мир», сайтах УМЦ, «Zenon», а также в сборниках ЧИППКРО и ЧГПУ. Размещение методических материалов (в 2011-2012 уч. году и за 1 триместр 2012-2013 уч.года - 61 публикация), представляющих опыт педагогов школы в печатных муниципальных, федеральных и международных изданиях, а также в сети Интернет, включая сайты лицея №77 и Ресурсного центра, также успешный результат работы лаборатории.
IV этап. Оценочный.
Он включает в себя самооценку учителя и внешнюю оценку его деятельности.
Выполняя задачу организации работы Ресурсного центра на межпредметной основе с целью реализации инновационного проекта и развития образовательного пространства лицея, раз в триместр подводятся промежуточные итоги. Каждый учитель вносит изменения в свой «План профессионального развития педагога», проставляя плюсы, если пункт плана реализован, делая записи в строке «Примечания». Он отправляет заполненный план в электронном виде заместителю директора по НМР, который совместно с руководителем лаборатории «Развитие педагогического потенциала» готовит отчёт «Промежуточные итоги педагогической деятельности», представляет его на педагогическом совете, намечая проблемные области, пути решения задач. В конце учебного года на традиционной школьной НПК подводятся итоги педагогической деятельности, указывается проблемное поле, зоны риска, намечается стратегия работы в отношении развития учительского потенциала на следующий учебный год.
Работа по развитию творческого потенциала относится к приоритетным задачам системы образования, так как является стержневой в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», связана с решением актуальных проблем возрождения России. Модернизация системы образования, введение федерального государственного стандарта подчеркивает необходимость осуществления новых подходов к развитию созидающего потенциала педагога, способного к индивидуально-творческой деятельности по преобразованию действительности и самого себя, принятию ответственных решений и реализации своей индивидуальной неповторимости.
Список литературы:
- Байдурова, Л.А.Внутришкольная модель научно-методического сопровождения педагогов как условие развития учительского потенциала [Текст] / Л.А. Байдурова // rudocs.exdat.com/docs/index-560215.html
- Новосёлова, Л.В. Развитие инновационного потенциала педагогического коллектива. Методическое сопровождение педагогов в межаттестационный период [Текст] / Л.В. Новосёлова // urok.1sept.ru/articles/536992/
- Советова, Е. Педагогическая мастерская. Эффективная форма развития учительского потенциала / Е. Советова // Управление школой [Текст] : методический журнал для школьной администрации / учредитель «ООО «Чистые пруды». – 2012, май. – С. 47-51.
- Управление разработкой и реализацией персонифицированных программ повышения квалификации [Текст]: методические рекомендации // ipk74.ru