Цели:
Образовательная:
- сформировать умение определять, какой суффикс писать в существительных: чик или щик; уметь графически обозначать условия выбора суффикса, применять изученное правило на практике;
- научить определять значение суффикса –чик(-щик).
Воспитательная:
- Привить уважение к различным профессиям.
Развивающая:
- Развивать творческое мышление учащихся;
- совершенствовать кругозор и словарный запас учащихся.
Ход урока
Учитель записывает тему урока на доске. Открывает заранее приготовленную опорную запись, в которой частично отражены дидактические цели урока.
Цели:
- познакомиться с…
- учиться…
Учитель: Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока «Буквы ч и щ в суффиксе -чик (-щик)». Скажите, ребята, чему мы должны научиться сегодня на уроке?
Ученики сопоставляют тему урока с опорной записью и формулируют дидактические цели урока.
Ученики: Цели сегодняшнего урока: познакомиться с суффиксами -чик(-щик); учиться правильно писать буквы ч и щ в суффиксе -чик(-щик).
На слайде стихотворение.
Учитель: Ребята, прочитайте стихотворение и попытайтесь сформулировать правило правописания ч и щ в суффиксе -чик(-щик)
Задание 1.
Суффиксы -ЧИК-/-ЩИК- в существительных
Пары подружились,
В вальсе закружились,
Д и Т, З и С,
Ждут от жизни лишь чудес!
Самодостаточен и лих,
Ж танцует за двоих.
Пять согласных –
В крепкой дружбе.
В слове каждый – на посту.
Суффикс -чик иль -щик им нужен?
– Чик увидят за версту!
Знает каждый ученик,
Что после них мы пишем –чик.
Ученики: После букв Д,Т,З,С,Ж пишется суффикс чик.
Задание 2.
Учитель: Выпишите в два столбика слова, обозначьте графически правописание суффикса.
Переводчик, пильщик, наборщик, носильщик, переплетчик, смазчик, летчик, точильщик, каменщик,
-чик | -щик |
Учитель: Ребята, а когда пишется суффикс -щик.
Ученики. Во всех остальных случаях пишется суффикс -щик.
Задание 3.
Учитель: От данных слов образуйте однокоренное слово, присоединив суффикс чик или щик:
- Гардероб, трамвай, сигнал, зеркало, арматура, атом, фонарь, спор.
- Настроить, проходить, перевозить, упаковать, болеть, шлифовать, заказать.
Задание 4.
Записать названия лиц по профессии или занятию, распределяя имена существительные в два столбика: 1) с ь перед суффиксом; 2) без ь.
Красильщик, сверлильщик, мотогонщик, жестянщик, квартиросъемщик, сталеплавильщик, доменщик, трубоукладчик, каменщик, банщик, шерстепрядильщик, ракетчик, кровельщик, паркетчик, кладовщик, сменщик, фонарщик, угольщик.
Учитель: Назовите орфограммы, которых не было в предыдущем упражнении на этом уроке.
Ученики: ь пишется перед суффиксом после л, в сочетаниях нщ, рщ ь не пишется. Сложные слова, образованные путем сложения основ с соединительной гласной о/е.
Задание 5.
Восстановление текста на основе языковой интуиции, смысла и рифмы стихотворных строк:
План на бумаге чертил инженер.
Место под стройку отвел ? (землемер)
? (Каменщик) ровные стены сложил.
? (Кровельщик) шифером крышу покрыл.
Рамы оконные сделал ? (столяр)
Стены и двери покрасил ? (маляр)
? (Плотник) паркетом полы настелил.
? (Слесарь) горячую воду пустил.
Электропровод повесил ? (монтер)
Парты со склада доставил ? (шофер)
Мастер дорожный асфальт проложил.
? (Садовник) цветы под окном посадил.
Вот сколько было сделано дел,
Чтобы за партой ты в школе сидел.
(А. Тетивкин)
(Беседа о профессиях)
Учитель: Сформулируйте задание к этому упражнению, учитывая тему урока.
Ученик: Надо восстановить стихотворные строки, вставив в них слова, называющие профессии, выделить слова с суффиксом -чик(-щик)
Задание выполняется устно и проверяется.
Задание 6.
Восстановление текста по схемам.
На слайде высвечиваются стихотворные строки:
-
Книга не просто красивая мебель
(Не) приложенье дубовых шкафов
Книга волшебник, умеющий (не)быль
В быль превращать и в основу основ. - Книга совет..ик
Книга развед..ик
Книга ..ктивный б..рец и б..ец
Книга нетленная память и вечность
Спутник пл..неты Земля, наконец.
- [ ],[ ],[ ],[ ].
- [ ],[ ].
Учитель: Ребята, прочитайте части стихотворного текста. Внимательно рассмотрите данные к ним схемы. Скажите, какую работу надо с ними выполнить прежде всего?
Ученики: Надо соединить между собой части текста так, чтобы они соответствовали схемам.
Задание выполняется устно и проверяется.
Учитель: Сформулируйте вторую часть задания.
Ученики: Надо написать восстановленный текст, вставить пропущенные буквы, знаки препинания, раскрыть скобки.
Задание выполняется, в результате должно получиться:
Книга – советчик, книга – разведчик,
Книга – активный борец и боец.
Книга — нетленная память и вечность,
Спутник планеты Земля, наконец.
Книга не просто красивая мебель,
Не приложенье дубовых шкафов,
Книга – волшебник, умеющий небыль
В быль превращать и в основу основ.
Задание к тексту:
Учитель:
- Объясните постановку знаков препинания в записанном тексте;
- Расскажите о написании слов с пропущенными буквами и со скобками.(Учащиеся должны найти в тексте по два слова на разные виды орфограмм)
- Сравните звуковой состав слов борец и боец.
Учитель: Итак, ребята. Сегодня на уроке мы научились писать буквы ч и щ в суффиксе -чик(-щик). Повторили ранее изученные орфограммы. Давайте еще раз вспомним, когда пишутся буквы ч/щ в суффиксе -чик(-щик)? Какое значение имеет этот суффикс? С какими профессиями вы сегодня познакомились?
Творческое домашнее задание.
- Прочитать отрывок «Дети за сажей» из книги Всеволода Нестайко «Необычайные приключения Робинзона Кукурузо»
- Придумайте опору для запоминания согласных после которых пишется -чик-, а слышится -щик-. В ней должно быть 3 слова. Это может быть рисунок, стихотворение, небольшой рассказ.