Урок русского языка по теме "Буквы Ч и Щ в суффиксе -чик- (-щик-)"

Разделы: Русский язык


Цели:

Образовательная:

  1. сформировать умение определять, какой суффикс писать в существительных: чик или щик; уметь графически обозначать условия выбора суффикса, применять изученное правило на практике;
  2. научить определять значение суффикса –чик(-щик).

Воспитательная:

  1. Привить уважение к различным профессиям.

Развивающая:

  1. Развивать творческое мышление учащихся;
  2. совершенствовать кругозор и словарный запас учащихся.

Ход урока

Учитель записывает тему урока на доске. Открывает заранее приготовленную опорную запись, в которой частично отражены дидактические цели урока.

Цели:

  1. познакомиться с…
  2. учиться…

Учитель: Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока «Буквы ч и щ в суффиксе -чик (-щик)». Скажите, ребята, чему мы должны научиться сегодня на уроке?

Ученики сопоставляют тему урока с опорной записью и формулируют дидактические цели урока.

Ученики: Цели сегодняшнего урока: познакомиться с суффиксами -чик(-щик); учиться правильно писать буквы ч и щ в суффиксе -чик(-щик).

На слайде стихотворение.

Учитель: Ребята, прочитайте стихотворение и попытайтесь сформулировать правило правописания ч и щ в суффиксе -чик(-щик)

Задание 1.

Суффиксы -ЧИК-/-ЩИК- в существительных

Пары подружились,
В вальсе закружились,
Д и Т, З и С,
Ждут от жизни лишь чудес!
Самодостаточен и лих,
Ж танцует за двоих.
Пять согласных –
В крепкой дружбе.
В слове каждый – на посту.
Суффикс -чик иль -щик им нужен?
– Чик увидят за версту!
Знает каждый ученик,
Что после них мы пишем –чик.

Ученики: После букв Д,Т,З,С,Ж пишется суффикс чик.

Задание 2.

Учитель: Выпишите в два столбика слова, обозначьте графически правописание суффикса.

Переводчик, пильщик, наборщик, носильщик, переплетчик, смазчик, летчик, точильщик, каменщик,

-чик -щик

Учитель: Ребята, а когда пишется суффикс -щик.

Ученики. Во всех остальных случаях пишется суффикс -щик.

Задание 3.

Учитель: От данных слов образуйте однокоренное слово, присоединив суффикс чик или щик:

  1. Гардероб, трамвай, сигнал, зеркало, арматура, атом, фонарь, спор.
  2. Настроить, проходить, перевозить, упаковать, болеть, шлифовать, заказать.

Задание 4.

Записать названия лиц по профессии или занятию, распределяя имена существительные в два столбика: 1) с ь перед суффиксом; 2) без ь.

Красильщик, сверлильщик, мотогонщик, жестянщик, квартиросъемщик, сталеплавильщик, доменщик, трубоукладчик, каменщик, банщик, шерстепрядильщик, ракетчик, кровельщик, паркетчик, кладовщик, сменщик, фонарщик, угольщик.

Учитель: Назовите орфограммы, которых не было в предыдущем упражнении на этом уроке.

Ученики: ь пишется перед суффиксом после л, в сочетаниях нщ, рщ ь не пишется. Сложные слова, образованные путем сложения основ с соединительной гласной о/е.

Задание 5. 

Восстановление текста на основе языковой интуиции, смысла и рифмы стихотворных строк:

План на бумаге чертил инженер.
Место под стройку отвел ? (землемер)
? (Каменщик) ровные стены сложил.
? (Кровельщик) шифером крышу покрыл.
Рамы оконные сделал ? (столяр)
Стены и двери покрасил ? (маляр)
? (Плотник) паркетом полы настелил.
? (Слесарь) горячую воду пустил.
Электропровод повесил ? (монтер)
Парты со склада доставил ? (шофер)
Мастер дорожный асфальт проложил.
? (Садовник) цветы под окном посадил.
Вот сколько было сделано дел,
Чтобы за партой ты в школе сидел.
(А. Тетивкин)

(Беседа о профессиях)

Учитель: Сформулируйте задание к этому упражнению, учитывая тему урока.

Ученик: Надо восстановить стихотворные строки, вставив в них слова, называющие профессии, выделить слова с суффиксом -чик(-щик)

Задание выполняется устно и проверяется.

Задание 6. 

Восстановление текста по схемам.

На слайде высвечиваются стихотворные строки:

  1. Книга не просто красивая мебель
    (Не) приложенье дубовых шкафов
    Книга волшебник, умеющий (не)быль
    В быль превращать и в основу основ.

  2. Книга совет..ик
    Книга развед..ик
    Книга ..ктивный б..рец и б..ец
    Книга нетленная память и вечность
    Спутник пл..неты Земля, наконец.
  1. [ ],[ ],[ ],[ ].
  2. [ ],[ ].

Учитель: Ребята, прочитайте части стихотворного текста. Внимательно рассмотрите данные к ним схемы. Скажите, какую работу надо с ними выполнить прежде всего?

Ученики: Надо соединить между собой части текста так, чтобы они соответствовали схемам.

Задание выполняется устно и проверяется.

Учитель: Сформулируйте вторую часть задания.

Ученики: Надо написать восстановленный текст, вставить пропущенные буквы, знаки препинания, раскрыть скобки.

Задание выполняется, в результате должно получиться:

Книга – советчик, книга – разведчик,
Книга – активный борец и боец.
Книга — нетленная память и вечность,
Спутник планеты Земля, наконец.
Книга не просто красивая мебель,
Не приложенье дубовых шкафов,
Книга – волшебник, умеющий небыль
В быль превращать и в основу основ.

Задание к тексту:

Учитель:

  1. Объясните постановку знаков препинания в записанном тексте;
  2. Расскажите о написании слов с пропущенными буквами и со скобками.(Учащиеся должны найти в тексте по два слова на разные виды орфограмм)
  3. Сравните звуковой состав слов борец и боец.

Учитель: Итак, ребята. Сегодня на уроке мы научились писать буквы ч и щ в суффиксе -чик(-щик). Повторили ранее изученные орфограммы. Давайте еще раз вспомним, когда пишутся буквы ч/щ в суффиксе -чик(-щик)? Какое значение имеет этот суффикс? С какими профессиями вы сегодня познакомились?

Творческое домашнее задание.

  1. Прочитать отрывок «Дети за сажей» из книги Всеволода Нестайко «Необычайные приключения Робинзона Кукурузо»
  2. Придумайте опору для запоминания согласных после которых пишется -чик-, а слышится -щик-. В ней должно быть 3 слова. Это может быть рисунок, стихотворение, небольшой рассказ.