Лексическая тема: “Наше село: домашние животные, двор”
Словарная работа: забор, корова, куры, трава, двор, внук, внучка, кормил (а), дал (а).
Слова для активного усвоения: звукоподражательные слова “мяу-мяу”, “гав-гав”, “ко-ко-ко”, “му-у-у”.
Грамматические формы: слова на вопросы что? (чуну?), кого? (чуну?), кому?
Работа над произношением: звук [в], слова со звуком [в], слова со стечением согласных.
Цели урока: формирование умений и навыков выделения из слов звонкого твердого согласного звука [в] и произношения этого звука, формирование умений и навыков соотнесения звука [в] и буквы в, формирование умений и навыков слияния при чтении звука [в] с гласными звуками в слог, развитие умений и навыков слогового чтения и чтения целыми словами ; активизация в речи и предложениях глаголов прошедшего времени, согласование местоимений с существительными, расширение лексики по теме: “Домашние животные, работа во дворе”; воспитание бережного отношения к домашним животным, воспитание активного отношения учащихся к уроку, к совместной работе.
Оборудование урока: касса, наборное полотно, сюжетная картина, предметные картинки, учебники, мяч.
Ход урока
1. Проверка умений и навыков, сформированных на предыдущих уроках.
– Назовите гласные звуки русского языка. Пропойте их, протяните. (Учитель “ловит” гласные звуки, произносимые детьми, и помещает их в “домики”. Нужно помнить, что вся работа учащихся на уроке проводится под руководством учителя).
– Сколько гласных звуков в русском языке?
– Каким знаком мы обозначаем все гласные звуки? (Кружочком.)
– Какие звуки мы обозначаем квадратиком? (Согласные звуки.)
– Произносите вместе со мной согласные звуки, а я буду ловить их и прятать в домики. (Дети вместе с учителем произносят звуки [м] [м’] [р] [р‘] [л] [л’] [т] [т’] [ш] [с] [с’] [н] [н’] [к] [к’] [з] [з’] [х] [ч’] [б] [б’] [й’] [п] [п’] [д] [д’]
– Прочитайте слова и предложения на доске. (Дети читают по указанию учителя или “цепочкой”. Над каждым словом стоит значок ударения, и учитель контролирует правильное прочтение слов с буквой о, над которой нет значка ударения.)
каток | чайник | молоко | малыши | кормит-кормила |
забор | платок | доска | карандаши | доит-доила |
стакан | дочка | уточка | шубка | чинит-чинила |
работа | бабушка | удочка | коробка | мычит-мычала |
Один дом. | Один этаж. | Одна бабочка. | Одна подушка. |
Бобик
Тут дом. У дома забор. У забора сидит собака Бобик. Пришла Лида. Она накормила Бобика.
(К рассказику предлагается картинка.)
– Скажите, как зовут собаку. Подумайте и скажите, что дала Лида собаке? Начните так: Лида дала собаке... (Учитель контролирует правильное употребление формы слов на вопрос что? (чуну?) чего?: кусок хлеба, кусок мяса, косточку, миску супа, миску каши...)
2. Подведение итогов проверки.
3. Сообщение цели урока.
- Сегодня на уроке вы познакомитесь еще с одним звуком русского языка, научитесь его произносить, узнаете, какой буквой обозначается этот звук и научитесь читать слоги и слова с новой буквой. Но сначала рассмотрите эту картину. ( Учащимся предлагается рассмотреть сюжетную картину: семья работает во дворе сельского дома.)
4. Работа по картине.
- На этой картине мы видим большую трудную семью. Назовите всех членов этой семьи. (Это дедушка. Это ... .)
- Это двор. Все работают во дворе. Скажите: двор, ... двор, ... во дворе, ... во дворе ...
- Расскажите, кто что делает. Что делает мама? Кто ей помогает?
Что делают папа и дедушка? Что делает бабушка? Кто помогает бабушке кормить кур? Какие домашние животные есть во дворе?
5. Физминутка.
- Нам нужно отдохнуть. Послушайте текст, а потом мы вместе сделаем зарядку (читает два раза)
На диване кошка Мура. Мяу-мяу.
А собака в конуре. Гав-гав.
Во дворе петух и куры. Ко-ко-ко.
И корова во дворе. Му-у-у.
- Скажите, какие домашние животные и птицы живут во дворе?
- А какое домашнее животное живет в доме?
- Как мяукает кошка? Скажите: : кошка мяукает: мяу-мяу. (Дети повторяют предложение.)
- Как лает собака?
- Как кричат куры?
- Как мычит корова?
- А теперь мы все вместе помяукаем, полаем, покричим, помычим. (Дети вместе с учителем, выполняя забавные движения, проговаривают: мяу-мяу, гав-гав-гав, ко-ко-ко, му-у-у!)
6. Выделение нового звука и его характеристика.
- Это девочка, дочка. Ее зовут Варвара. Бабушка и дедушка называют Варвару внучкой. Это мальчик, сын. Его зовут Вова. А как называют Вову бабушка и дедушка? Правильно: внук. А папу зовут Иван.
- Давайте назовем все звуки в слове Иван. Произносите вместе со мной: [иииван]. (Протягивается звук [и]). Назовите первый звук.
-Произносите вместе со мной: [иввван]. Назовите второй звук.
- Назовите третий звук в слове:
- Назовите четвертый звук:
- Какой новый звук вы услышали в слове Иван?
- Поучитесь произносить звук [в]. ( Учитель объясняет артикуляцию и учит каждого ребенка произношению нового звука, изолированного и в сочетании с гласными звуками.)
- Какой это звук? Гласный и согласный? Звонкий или глухой согласный? (Это выясняется с помощью особых приемов. Учащиеся дают Характеристику звуку [в]: согласный звонкий твердый.)
- Где находится звук [в] в слове Иван: в начале слова, в середине или в конце слова?
- Вспомните, как зовут девочку и мальчика? Есть ли звук [в] в их именах? Сколько раз встречается звук [в] в имени Вова? А в имени Варвара?
7. Игра.
- Дети, сейчас мы поиграем. Все встаньте в круг. Мы будем проговаривать стишки и передавать друг другу мячик.
Быстро-быстро по рукам.
У кого веселый мячик,
Тот сейчас ответит нам. Стоп!
- Назови слово со звуком [в].
(Игра продолжается несколько раз. На доске заранее можно разместить картинки с изображениями предметов и животных, в названиях которых встречается звук [в].)
8. Знакомство с буквами В в.
- На письме звук [в] изображается вот такими буквами: В, в. Большая буква В пишется в начале предложения и в именах Валя, Валентина, Вася, Витя, Вика, Владимир ...
- А теперь вы поучитесь читать слоги.
(Учитель показывает буквы, обозначающие гласные звуки и букву в. Он сближает эти буквы, и дети прочитывают слоги: ва, во, ву, вы.)
- Откройте свои кассы и найдите большую и маленькую буквы В, в.
9. Работа с кассами.
- Проговорите слово Иван по слогам. Сколько слогов в этом слове?
(Ученики, подставляя ладошки тыльной стороной под подбороток, проговаривают слово по слогам, определяя количество слогов по количеству раскрытий рта.)
- Напечатайте слово Иван в своих кассах и на наборном полотне. Прочитайте его.
- Вспомните стишки из физминутки. Где сидит кошка Мура? Скажите все вместе: диван. Сколько слогов в этом слове? Назовите звуки в этом слове: [д-д-диван], [диииван], [диввван], [дивааан], [диваннн].
- Как слово Иван превратить в слово диван?
Какую букву нужно взять в кассе? Какую большую букву нужно заменить на маленькую? Чтение слов и текста на доске.
Двор | вода | волк | рисовала |
Трава | сова | внук | рисовал |
Вова | корова | внучка | нарисовала |
Варвара | буква | Москва | нарисовал |
Это двор. Тут козы, корова, куры. Бабушка кормила коз. Она дала козам травы. Вова налил курам воды. А мама доила корову.
(Учитель дает образец чтения, затем дети читают вполголоса и вслух и отвечают на вопросы по содержанию текста.)
- Какие домашние животные во дворе? Кого кормила бабушка? Кому Вова налил воды? Что делала мама? Как нужно ухаживать за домашними животными? А вы помогаете своим родителям ухаживать за домашними животными?
10. Чтение страницы в “Азбуке”.
1) Образцовое чтение слогов, слов, предложений учителем по учебнику.
2) Чтение учащихся хором и индивидуально.
3) Чтение хором всем классом.
11. Письмо букв и слов в тетрадях по образцам: В, в, во, в, вода, корова, Вова.
12. Работа по подстановочной таблице.
1) составление словосочетаний по подстановочной таблице;
2) формирование умений и навыков диалогической речи по образцу.
Подстановочная таблица поможет учащимся составить диалог с вариантами. Учитель предлагает детям заменить выделенные слова в образце диалога словами из подстановочной таблицы, которые отвечают на вопрос кого? (чуну?).
Работая над диалогом, учитель дает образец правильного интонирования вопросительного предложения без вопросительного слова.
Нарисовал Нарисовала |
кошку корову козу Собаку |
- Я нарисовал (-а) корову. А ты?
- А я нарисовал (-а) кошку.
13. Итог урока.
- Кому понравился урок?
- Что не понравилось на этом уроке?
-Молодцы! Мне тоже понравился наш урок. Я очень довольна вами. Спасибо за урок.