Урок-обучение русской грамоте в 1-м классе для национальных школ по теме "Знакомство со звуком [в] и буквой В, в"

Разделы: Начальная школа


Лексическая тема: “Наше село: домашние животные, двор”

Словарная работа: забор, корова, куры, трава, двор, внук, внучка, кормил (а), дал (а).

Слова для активного усвоения: звукоподражательные слова “мяу-мяу”, “гав-гав”, “ко-ко-ко”, “му-у-у”.

Грамматические формы: слова на вопросы что? (чуну?), кого? (чуну?), кому?

Работа над произношением: звук [в], слова со звуком [в], слова со стечением согласных.

Цели урока: формирование умений и навыков выделения из слов звонкого твердого согласного звука [в] и произношения этого звука, формирование умений и навыков соотнесения звука [в] и буквы в, формирование умений и навыков слияния при чтении звука [в] с гласными звуками в слог, развитие умений и навыков слогового чтения и чтения целыми словами ; активизация в речи и предложениях глаголов прошедшего времени, согласование местоимений с существительными, расширение лексики по теме: “Домашние животные, работа во дворе”; воспитание бережного отношения к домашним животным, воспитание активного отношения учащихся к уроку, к совместной работе.

Оборудование урока: касса, наборное полотно, сюжетная картина, предметные картинки, учебники, мяч.

Ход урока

1. Проверка умений и навыков, сформированных на предыдущих уроках.

– Назовите гласные звуки русского языка. Пропойте их, протяните. (Учитель “ловит” гласные звуки, произносимые детьми, и помещает их в “домики”. Нужно помнить, что вся работа учащихся на уроке проводится под руководством учителя).

– Сколько гласных звуков в русском языке?

– Каким знаком мы обозначаем все гласные звуки? (Кружочком.)

– Какие звуки мы обозначаем квадратиком? (Согласные звуки.)

– Произносите вместе со мной согласные звуки, а я буду ловить их и прятать в домики. (Дети вместе с учителем произносят звуки [м] [м’] [р] [р‘] [л] [л’] [т] [т’] [ш] [с] [с’] [н] [н’] [к] [к’] [з] [з’] [х] [ч’] [б] [б’] [й’] [п] [п’] [д] [д’]

– Прочитайте слова и предложения на доске. (Дети читают по указанию учителя или “цепочкой”. Над каждым словом стоит значок ударения, и учитель контролирует правильное прочтение слов с буквой о, над которой нет значка ударения.)

каток чайник молоко малыши кормит-кормила
забор платок доска карандаши доит-доила
стакан дочка уточка шубка чинит-чинила
работа бабушка удочка коробка мычит-мычала
Один дом. Один этаж. Одна бабочка. Одна подушка.  

Бобик

Тут дом. У дома забор. У забора сидит собака Бобик. Пришла Лида. Она накормила Бобика.

(К рассказику предлагается картинка.)

– Скажите, как зовут собаку. Подумайте и скажите, что дала Лида собаке? Начните так: Лида дала собаке... (Учитель контролирует правильное употребление формы слов на вопрос что? (чуну?) чего?: кусок хлеба, кусок мяса, косточку, миску супа, миску каши...)

2. Подведение итогов проверки.

3. Сообщение цели урока.

- Сегодня на уроке вы познакомитесь еще с одним звуком русского языка, научитесь его произносить, узнаете, какой буквой обозначается этот звук и научитесь читать слоги и слова с новой буквой. Но сначала рассмотрите эту картину. ( Учащимся предлагается рассмотреть сюжетную картину: семья работает во дворе сельского дома.)

4. Работа по картине.

- На этой картине мы видим большую трудную семью. Назовите всех членов этой семьи. (Это дедушка. Это ... .)

- Это двор. Все работают во дворе. Скажите: двор, ... двор, ... во дворе, ... во дворе ...

- Расскажите, кто что делает. Что делает мама? Кто ей помогает?

Что делают папа и дедушка? Что делает бабушка? Кто помогает бабушке кормить кур? Какие домашние животные есть во дворе?

5. Физминутка.

- Нам нужно отдохнуть. Послушайте текст, а потом мы вместе сделаем зарядку (читает два раза)

На диване кошка Мура. Мяу-мяу.
А собака в конуре. Гав-гав.
Во дворе петух и куры. Ко-ко-ко.
И корова во дворе. Му-у-у.

- Скажите, какие домашние животные и птицы живут во дворе?

- А какое домашнее животное живет в доме?

- Как мяукает кошка? Скажите: : кошка мяукает: мяу-мяу. (Дети повторяют предложение.)

- Как лает собака?

- Как кричат куры?

- Как мычит корова?

- А теперь мы все вместе помяукаем, полаем, покричим, помычим. (Дети вместе с учителем, выполняя забавные движения, проговаривают: мяу-мяу, гав-гав-гав, ко-ко-ко, му-у-у!)

6. Выделение нового звука и его характеристика.

- Это девочка, дочка. Ее зовут Варвара. Бабушка и дедушка называют Варвару внучкой. Это мальчик, сын. Его зовут Вова. А как называют Вову бабушка и дедушка? Правильно: внук. А папу зовут Иван.

- Давайте назовем все звуки в слове Иван. Произносите вместе со мной: [иииван]. (Протягивается звук [и]). Назовите первый звук.

-Произносите вместе со мной: [иввван]. Назовите второй звук.

- Назовите третий звук в слове:

- Назовите четвертый звук:

- Какой новый звук вы услышали в слове Иван?

- Поучитесь произносить звук [в]. ( Учитель объясняет артикуляцию и учит каждого ребенка произношению нового звука, изолированного и в сочетании с гласными звуками.)

- Какой это звук? Гласный и согласный? Звонкий или глухой согласный? (Это выясняется с помощью особых приемов. Учащиеся дают Характеристику звуку [в]: согласный звонкий твердый.)

- Где находится звук [в] в слове Иван: в начале слова, в середине или в конце слова?

- Вспомните, как зовут девочку и мальчика? Есть ли звук [в] в их именах? Сколько раз встречается звук [в] в имени Вова? А в имени Варвара?

7. Игра.

- Дети, сейчас мы поиграем. Все встаньте в круг. Мы будем проговаривать стишки и передавать друг другу мячик.

Быстро-быстро по рукам.
У кого веселый мячик,
Тот сейчас ответит нам. Стоп!
- Назови слово со звуком [в].

(Игра продолжается несколько раз. На доске заранее можно разместить картинки с изображениями предметов и животных, в названиях которых встречается звук [в].)

8. Знакомство с буквами В в.

- На письме звук [в] изображается вот такими буквами: В, в. Большая буква В пишется в начале предложения и в именах Валя, Валентина, Вася, Витя, Вика, Владимир ...

- А теперь вы поучитесь читать слоги.

(Учитель показывает буквы, обозначающие гласные звуки и букву в. Он сближает эти буквы, и дети прочитывают слоги: ва, во, ву, вы.)

- Откройте свои кассы и найдите большую и маленькую буквы В, в.

9. Работа с кассами.

- Проговорите слово Иван по слогам. Сколько слогов в этом слове?

(Ученики, подставляя ладошки тыльной стороной под подбороток, проговаривают слово по слогам, определяя количество слогов по количеству раскрытий рта.)

- Напечатайте слово Иван в своих кассах и на наборном полотне. Прочитайте его.

- Вспомните стишки из физминутки. Где сидит кошка Мура? Скажите все вместе: диван. Сколько слогов в этом слове? Назовите звуки в этом слове: [д-д-диван], [диииван], [диввван], [дивааан], [диваннн].

- Как слово Иван превратить в слово диван?

Какую букву нужно взять в кассе? Какую большую букву нужно заменить на маленькую? Чтение слов и текста на доске.

Двор вода волк рисовала
Трава сова внук рисовал
Вова корова внучка нарисовала
Варвара буква Москва нарисовал

Это двор. Тут козы, корова, куры. Бабушка кормила коз. Она дала козам травы. Вова налил курам воды. А мама доила корову.

(Учитель дает образец чтения, затем дети читают вполголоса и вслух и отвечают на вопросы по содержанию текста.)

- Какие домашние животные во дворе? Кого кормила бабушка? Кому Вова налил воды? Что делала мама? Как нужно ухаживать за домашними животными? А вы помогаете своим родителям ухаживать за домашними животными?

10. Чтение страницы в “Азбуке”.

1) Образцовое чтение слогов, слов, предложений учителем по учебнику.

2) Чтение учащихся хором и индивидуально.

3) Чтение хором всем классом.

11. Письмо букв и слов в тетрадях по образцам: В, в, во, в, вода, корова, Вова.

12. Работа по подстановочной таблице.

1) составление словосочетаний по подстановочной таблице;

2) формирование умений и навыков диалогической речи по образцу.

Подстановочная таблица поможет учащимся составить диалог с вариантами. Учитель предлагает детям заменить выделенные слова в образце диалога словами из подстановочной таблицы, которые отвечают на вопрос кого? (чуну?).

Работая над диалогом, учитель дает образец правильного интонирования вопросительного предложения без вопросительного слова.

 

Нарисовал

Нарисовала

кошку

корову

козу

Собаку

- Я нарисовал (-а) корову. А ты?

- А я нарисовал (-а) кошку.

13. Итог урока.

- Кому понравился урок?

- Что не понравилось на этом уроке?

-Молодцы! Мне тоже понравился наш урок. Я очень довольна вами. Спасибо за урок.