Цель:
- ознакомить с условиями подготовки рабочего места для кулинарных работ,
- с правилами техники безопасности и санитарно - гигиеническими требованиями на уроках кулинарии;
- воспитывать ответственность, бережливость и аккуратность.
Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний.
Методы обучения: словесные, наглядные.
Наглядные пособия: доска, тезариус (ключевые слова).
Оборудование: посуда, плакаты по технике безопасности и сервировке стола, учебные пособия.
На доске выписаны термины: инвентарь, маркировка.
Контрольные материалы: тесты “Конверты с картинками”.
Ход урока
I. Актуализация.
1. Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Проверка домашнего задания:
II. Основная часть. Сообщение познавательных сведений.
Сегодня вы приступите к первой теме, название которой только что записали – “Правила безопасной работы на уроках кулинарии”.
Сделайте пояснение:
Кулинария - наука о питании и приготовлении пищи, от латинского “кулина” - очаг. Так называлось место, где первобытный человек готовил себе еду. От этого слова позднее произошло и второе знакомое вам слово - кухня.
А человек, который работает в кухне и занимается приготовлением пищи, называется кулинаром.
Обратите внимание на то, что на кухне имеется много предметов, работать с которыми вам обязательно придется, но делать это необходимо очень осторожно и аккуратно.
Многие предметы вам хорошо знакомы, наверное, они имеются у каждого на кухне. Но все-таки важно, чтобы вы повторили правила работы с ними. Эти правила носят название “правила техники безопасности”. Они означают систему мероприятий для обеспечения здоровых и безопасных условий труда.
А какие правила необходимо соблюдать кулинару во время работы?
Правила техники безопасности при выполнении кулинарных работ.
1. Требования безопасности перед началом работ
1.1 Надеть спецодежду (косынку, фартук), волосы убрать под косынку.
1.2 Вымыть руки с мылом.
1.3 Проверить исправность кухонного инвентаря и его маркировку.
1.4 Включить вытяжную вентиляцию.
1.5 Овощи перед очисткой тщательно помыть, те которые употребляют в пищу в сыром виде, дополнительно ополосните кипячёной водой.
2. Требования безопасности во время работы
2.1 Включать и выключать электроприбор сухими руками при этом браться за корпус вилки.
2.2 Проверить качество ручек ёмкости.
2.3 Снимая горячую посуду с плиты ставим её на подставку.
2.4 Наполняя кастрюлю (чайник) жидкостью не доливаем до края 4-5см.
2.5 Снимая крышку с горячей посуды, поднимаем её от себя.
2.6 Снимая горячую посуду с плиты пользуемся прихватками.
2.7 Засыпать в кипящую жидкость крупу и другие продукты осторожно.
2.8 На сковороду с горячим жиром продукты кладём аккуратно (от себя), чтобы не разбрызгивался жир.
2.9 Передавая нож или вилку только ручкой вперед.
3. Требования безопасности по окончанию работы
3.1 Выключить электроплиту, выключить вытяжную вентиляцию.
3.2 Тщательно вымыть рабочие столы, посуду и кухонный инвентарь.
3.3 Вынести мусор, тщательно вымыть руки с мылом.
Ребята, если не следовать правилам безопасной работы на уроках кулинарии, что может произойти?
- Поражения электротоком;
- Термические ожоги;
- Порезы.
Электричество в бытовых условиях может быть причиной серьезных травм и даже смертельного исхода. Причиной многих травм являются неисправные выключатели и розетки, старая проводка, неправильное обращение с электробытовыми приборами.
Необходимо помнить об опасности воды, которая является хорошим проводником электричества. Человек значительно увеличивает риск получить травму, если работает с электробытовыми приборами мокрыми руками или стоит на мокром полу.
Ваши цели:
- Отключить электроэнергию;
- Оказать помощь пострадавшему;
- Вызвать врача.
Действия:
1. Выключите ток на электрощите, если он в пределах досягаемости, в противном случае – выдерните штепсельную вилку.
2. Если вы не можете добраться до кабеля, розетки, электрощита, то:
- встаньте на сухую изолирующую поверхность, например, деревянную коробку, резиновый коврик или толстую книгу. Используйте швабру, деревянный стул или табуретку, чтобы оттащить пострадавшего от источника тока.
3. Не дотрагивайтесь до пострадавшего, обхватите его ногу или руку петлей и оттаскивайте от источника тока. В крайнем случае тяните пострадавшего за свободно свисающий сухой край одежды.
Если пострадавший без сознания, проверьте пульс и дыхание и при необходимости будьте готовы к реанимационным мерам. Охлаждайте ожоги большим количеством воды. Уложите его и вызовите скорую помощь.
Если человек серьезно не пострадал, создайте ему условия для отдыха и, если есть сомнения, вызовите врача.
Термический ожог - это травма, которая возникает в результате действия открытого огня, теплового излучения, соприкосновения тела с раскаленными предметами, жидкостями (кипяток) и др.
Различают четыре степени термического ожога.
Ожог первой степени, при котором поражается только верхний слой кожи, она краснеет, на месте ожога образуется отек, возникает боль.
Ожог второй степени, при нем пораженный участок увлажняется и покрывается волдырями. Необходимо оперативное лечение.
При ожоге третьей и четвертой степени поражаются все слои кожи, мышцы, нервы, жировая клетчатка. Требуется срочная госпитализация.
Действия:
1. Прекратить действия поражающего фактора (погасить пламя, убрать раскаленный предмет).
2. Снять одежду и обувь с пораженного участка.
3. Охладить место ожога водой, льдом, снегом в течение 10 минут.
4. Наложить сухую стерильную повязку.
5. Дать обильное питье.
В случае обширных ожогов пострадавшего необходимо доставить в лечебное учреждение.
Вовремя оказанная помощь при порезе поможет быстрее залечить рану и предотвратить попадание микробов в рану.
Ваши цели:
- Остановить кровотечение.
- Свести к минимуму возможность инфицирования.
Действия:
1. Небольшие кровотечения можно остановить, придав конечности возвышенное положение и прижав рану.
2. Накройте рану стерильной салфеткой и забинтуйте.
3. При незначительных порезах достаточно наклеить лейкопластырь.
III. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Интересно было сегодня на уроке?
- Что больше всего запомнилось?
- Какие трудности встретились на уроке?
- Что позволило вам преодолеть эти трудности?
На доске незаконченные предложения, которые написала учитель, продолжите их от себя. Пожалуйста, кто готов?
“Я узнала...!”
“Я научилась...!”
“Мне пригодится это...!”
IV. Заключение. Анализ урока.
Анализ урока, выставление оценок и их аргументация.
V. Домашнее задание: знать правила безопасности на уроках кулинарии.