Урок окружающего мира по теме "Золотое кольцо России"

Разделы: Начальная школа


Цели:

- знакомство с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями;

- развивать речь, память, мышление, воображение, умение слушать, кругозор учащихся;

- воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свой край.

Оборудование:

- компьютер, проектор;

- слайды, фотографии с изображением городов Золотого кольца;

- презентация “Покров златоглавый.От прошлого к настоящему” проект учащихся 4 кл.;

- презентация “Церковь Покрова на Нерли” проект ученицы 3-б кл. Двояшовой Анастасии;

- рисунки гербов;

- магнитная доска, магниты;

- физическая карта городов Золотого кольца;

- украшения из финифти;

- значки городов Золотого кольца;

- учебники, рабочие тетради;

- кроссворд.

Ход урока

1. Оргмомент.

- Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры,приветливы и все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть такого ясного солнечного дня. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. (Дети поворачиваются друг к другу, соединяют ладони и настраиваются на работу. “Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, если будет трудно я тебе помогу…”.

2. Сообщение темы урока

- Мы начинаем изучать новую тему: “Путешествие по городам и странам”. Сегодня мы побываем в нескольких древних русских городах. Все вместе они образуют знаменитое на весь мир Золотое кольцо.

3. Введение в тему урока.

- В путешествие по Золотому кольцу мы отправляемся из Москвы. А вот на чём попробуйте отгадать:

Что за чудо - этот дом!
Ребятишек много в нём.
Носит обувь из резины
И питается бензином.

(Школьный автобус)

4. Постановка проблемного вопроса.

- Почему кольцо? Почему золотое?

- В конце урока вы сами сможете ответить на эти вопросы.

Слайд № 1. Презентация

- Рассмотрите карту нашего путешествия. Это знаменитое название возникло не случайно. Сверкающее кольцо России образуется из прекрасных древних городов северо-восточной Руси: Сергиева Посада, Переславля-Залесского, Ростова, Ярославля, Костромы, Суздаля, Владимира … В истории Русской земли они занимают особое место.

- Здесь складывалось единое русское государство. Здесь во Владимиро-Суздальской земле, копилась сила для будущих побед над монголо-татарами.А в Ярославле и Костроме собирали народ с польско-литовскими захватчиками Минин и Пожарский. На костромской земле простой крестьянин Иван Сусанин спас жизнь русскому царю, а значит, и будущее России.

- Путешествие по Золотому кольцу начнём от столицы. В древности оно начиналось от башен Кремля. Покажите на карте столицу нашей Родины. В Москве мы были с вами на экскурсии. Какие впечатления у вас остались?

Слайд № 2

- Золотое кольцо России – популярный экскурсионный маршрут по древним русским городам, хранящим уникальные памятники отечественной истории и культуры, который проходит по территории пяти областей: Московской, Ярославской, Костромской, Ивановской и Владимирской.

- Из Москвы мы едем на северо-восток и прибываем в город Сергиев Посад.

Слайд № 3

- Троицкая дорога ведёт к Троице-Сергиевой лавре, к великому старцу Сергию Радонежскому.

Как не похожа теперь эта местность на непроходимые дебри, в которых отец Сергий сам срубил маленькую церквушку.Теперь на этом месте красуется знаменитая Троице-Сергиева лавра, а вокруг небольшой городок Сергиев Посад со старинными домиками на тихих улочках.

Слайд № 4

С Троице-Сергиевой лаврой и её основателем преподобным Сергием связано историческое событие - победа на Куликовом поле.

“Лавра” - главный монастырь. На её территории находятся корпуса Духовной академии и семинарии.

Работа с картой

- За лесами Великого Ополья плодородных равнин,начинающихся от Владимира и доходящих до Ростова, лежит Плещеево озеро. В 12 в. Юрий Долгорукий основал на берегу озера город Переславль и заложил каменную церковь Преображения Господня.

Слайд № 5

- Шли по дорогам путники, плыли по рекам из Киева в Ростов, из Новгорода в Суздаль купцы – никому не миновать этих мест.

. Слайд № 6

- Могучие стены Спасо-Преображенского собора удивляют и сейчас.Мало на Руси городов, в которых сохранилось столько памятников древней архитектуры и искусства.

Слайд № 7

- А ещё в Переславле-Залесском есть уникальный музей утюга.

- Широко разлилось славное озеро Неро, но не глубоко. Называли его “морем тинным”.

Музыкальный фрагмент

- Ой, ты гой еси, море тинное
Отчего зовут тебя озером?
Оттого зовут меня озером,
Что песку во мне нет на донышке.

Слайд № 8

- Это старинная песня про Неро - озеро. А над озером стоит Ростов Великий. Этот город один из самых древних в золотом кольце, и уже в давние времена его называли Великим.

Слайд № 9

- Самая замечательная часть города - Ростовский кремль, за белыми стенами которого видны многочисленные купола церквей. Отражаются в воде купола- луковки, золотые кресты, и плывёт над озером перезвон колокольный.

- (Слушание записи колокольного звона)

- А ещё славится ростовская финифть - эмаль, применяющаяся при худ. росписи металлических изделий узорами, цветами, пейзажами… Секреты ростовской финифти передаются мастерами из поколения в поколение.

- Показ эмалевых украшений.

Работа с картой.

Следующая остановка на нашем маршруте – город Углич. Он стоит на реке Волге.

Слайд № 10

- Название города производное:

1. На этом месте в древности выжигали уголь.

2. Город расположен на мысу Углец.

3. “Угличи” - одно из славянских племён.

- Углич известен с 937 года. Здесь много памятников старины.

Слайд № 11

- Широко известна Угличская гидроэлектростанция.

- Работает большой часовой завод “Чайка”.

Слайд № 12

- Жемчужина “Золотого кольца России”, город Ярославль, расположен на берегу реки Волги, там, где в неё впадает Которостель. Город был основан в 1010 году князем Ярославом Мудрым и назван в его честь.

Слайд № 13

- Старинное предание рассказывает о том, что здесь находилось языческое поселение Ярослав с дружиной захватил его, разрубил языческое изображение медведя и основал город-крепость. Другая легенда говорит о том, что князь убил медведя. Изображение этого животного до сих пор присутствует в гербе города.

Слайд № 14

- Неповторимый облик города во многом определяют дошедшие до наших дней прекрасные памятники прошлого: Спасский монастырь, церковь Ильи – Пророка, церковь Богоявления, Преображенский собор.

Слайд № 15

- В центре города – памятник Ф.Г. Волкову. Этот замечательный человек создал в Ярославле первый профессиональный общедоступный театр. Вот почему Ярославль называют родиной русского театра.

Физкультминутка.

- Мы отдохнули и можем продолжить наше путешествие.

Слайд № 16

- Следующий город на Волге, где мы побываем Кострома - речной порт, центр Костромской области.

Работа с учебником.

- Посмотрите внимательно на план города.

Слайд № 17

- Что вы заметили в плане города?

(Улицы расположены в виде веера. Есть легенда о том ,что, когда Екатерина Вторая приказала перестроить город, её спросили, каким она хочет его видеть. В этот момент императрица развернула веер.)

- В городе расположены старинные торговые ряды: Масляные, Мучные, Пряничные…

Слайд № 18

- Говоря о Костроме, нельзя не вспомнить о великом подвиге крестьянина Костромского уезда Ивана Сусанина, который завёл врагов в непроходимые болота, погиб, но спас жизнь царя. В центре города стоит памятник Ивану Сусанину и площадь называется Сусанинская.

Слайд № 19

- Продолжая свой путь, посетим ещё один прекрасный город на Волге - Плёс.

Своё название он получил от речного плёса, т.е. широкой части реки между двумя изгибами.

- Плёс - центр туризма.

Слайд № 20

- Плес - культурный центр. Его облюбовали писатели и художники. И.И. Левитан много раз бывал здесь и написал несколько пейзажей плёсского края. Бывал в городе известный певец Ф.И. Шаляпин.

Слайд № 21

- Из Плёса мы отправляемся в родной и близкий нам Владимирский край. Душа настраивается на особый лад. И вот, мы во всемирно известном городе- музее - Суздале.

- Кто из вас был в этом городе? Расскажите о нём.

Слайд № 22

- Древностью веет от этой легендарной земли.Это уникальный музей под открытым небом.Здесь 33 церкви, 5 монастырей, 17 часовен.

- Мы обязательно побываем с вами в Суздале, а сейчас посмотрим на эту красоту на слайдах.

Слайды № 23, № 24

- В городе есть знаменитый музей деревянного зодчества.

Слайд № 25

- От Суздаля совсем недалеко и до Владимира. В этом городе мы не раз бывали с вами.

(Ученики рассказывают: Основал город Владимир Мономах, отсюда и название. Красивый город стоит на высоком берегу реки Клязьмы. Чтобы полюбоваться городом мы поднимались на высокую башню, на смотровую площадку. Спустившись с башни, прошли по улицам Владимира. Вот перед нами замечательный памятник старины Золотые ворота, величественный Успенский собор, который долгое время был главным собором Руси. А вот Дмитриевский собор. На его стенах несколько сотен удивительных резных изображений.)

Слайды № 26, № 27, № 28, № 29, № 30

- А ещё с одним из древнейших соборов Владимира вас познакомит Двояшова Анастасия.

(Ученица представляет презентацию своего проекта “Церковь Покрова на Нерли”)

- Промышленный облик городу придают различные предприятия. Широко представлена культура, творчество, образование…

Владимирская земля – озёрный край.)

Слайды № 31, 32, 33, 34, 35, 36.

- Наше путешествие по Золотому кольцу России заканчивается. Пора возвращаться в Москву. Но на нашем пути по маршруту Золотого кольца встретится ещё один из старинных городов, вписавших свою судьбу в летопись России. Это Покров. Ребята 4 класса приглашают вас на “экскурсию” в Покров Златоглавый.

(Ученики 4 класса представляют свой проект: “Путешествие по Покрову. От прошлого к настоящему”.)

Презентация

4. Закрепление

- Назовите города, которые образуют Золотое кольцо.

- Покажите их на карте.

- В каком городе находится Троице- Сергиева лавра?

- Что такое финифть?

- В каком городе её делают?

- Что представляет собой герб города Покров?

Работа в тетради.

- Откройте тетради. Найдите задание № 4. Прочитайте. Вы можете его выполнить?

(Дети соединяют линиями названия городов с именами великих людей, с которыми связана их история.)

Игра “Узнай город”.

- Оценивать вы себя будете по компьютеру. Он покажет вам ответ.

1. Этот город назван в честь знаменитого старца.

2. Улицы этого города расположены в виде веера.

3. В этом городе есть большой часовой завод.

4. Этот город называют городом- музеем 33 церквей.

5. В этом городе был открыт первый в мире памятник шоколаду.

Работа в тетради.

- А теперь проверим знаете ли вы достопримечательности городов. Найдите задание № 5.

(Дети вырезают из приложения фотографии и наклеивают их в соответствующее окошко)

Кроссворд.

- А теперь повторим, как вы запомнили материал. Разгадайте кроссворд.

1. Широкая часть реки между двумя изгибами.

2. Музей деревянного зодчества.

3. Золотые ворота.

4. Река течёт углом.

5. Главный монастырь.

6. Эмалевые украшения.

7 …. Великий.

5. Итог урока

- О чём говорили на уроке?

- В каких городах побывали?

- Объясните название “Золотое кольцо”.

(Эти города олицетворяют во всей красе величие Святой Руси. Они представляют из себя воплощённое в камне, золоте куполов, величии православных храмов, неповторимых природных красотах территории православных обителей 12-16 вв. доказательство непреложной истины, что только в симфонии светской и духовной жизни секрет могущества нашей Родины, её процветания.

Если посмотреть на карту, то становится ясно, почему маршрут по этим местам называется кольцом. Он напоминает форму кольца. Его протяжённость - 1000 км.)

- Кому из вас понравился урок? Почему?

6. Домашнее задание.

- Прочитать параграф учебника.

- Подготовить ответы на вопросы раздела “Проверь себя”.

- Выполнить задание № 2 из рабочей тетради.

- Нарисовать один из городов, как вы себе его представляете.