Учет особенностей темперамента и репрезентативной системы обучающихся начальной школы в условиях реализации ФГОС НОО

Разделы: Начальная школа


1. Актуальность и перспективы развития.

Современное образование становится психолого-педагогическим и подчеркивает необходимость такого содержания, которое позволит учителю осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала [5].

В связи с этим важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.

Как никогда, актуальным для учителя, становится умение использовать в своей ежедневной работе психологические знания об индивидуальных личностных особенностях обучающихся, применять эти знания в различных видах и формах деятельности и способствовать, таким образом, полноценному личностному развитию и самоопределению обучающихся на каждом возрастном этапе.

2. Теоретические основы темперамента и репрезентативной системы.

2.1. Понятие о темпераменте и его свойствах.

В современной психологической науке сложилось твердое убеждение в том, что тип темперамента у человека является врожденным и в целом характеризует особенности динамики нервных процессов.

Темперамент – это биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо, а свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми и долговременными.

Тип темперамента тесно связан с врожденными анатомо-физиологическими особенностями высшей нервной деятельности.

Темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения человека, иногда определяет его поступки, его индивидуальность, поэтому полностью отделить темперамент от личности нельзя. Он выступает как бы связующим звеном между организмом, личностью и познавательными процессами.

Личность и темперамент связаны между собой таким образом, что темперамент выступает в качестве общей основы многих других личностных свойств, прежде всего характера. Он, однако, определяет лишь динамические проявления соответствующих личностных свойств. От темперамента зависят такие свойства личности, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность.

Существуют возрастные особенности темперамента: “в каждом возрасте – своя специфика активности, эмоциональности и моторики. В младшем школьном возрасте – это легкость пробуждения интереса и краткость состояния сосредоточенности, связанные с той же слабостью нервной системы. И эмоциональность, и моторика в эту пору, конечно, иные, чем в последующие годы, когда одновременно происходит увеличение возможностей нервной системы и утрата ее ценных детских свойств”, - отмечал Я. Стреляу в своей книге “Роль темперамента в психическом развитии”. [4]

В младшем школьном возрасте существуют некоторые признаки слабости нервной системы. Это не только маленькая выносливость, но и повышенная чувствительность, яркость восприятия, впечатлительность, и такие черты, как легкость перехода к возбуждению, импульсивность. Слабость нервной системы удивительным образом сочетается с быстрым возобновлением энергии.

Темперамент ребенка основывается на свойствах его нервной системы - силе и лабильности, специфике протекания процессов возбуждения и торможения. Темперамент редко встречается в чистом виде, но, тем не менее, накладывает отпечаток на учебную деятельность школьника.

Осуществление учителем, индивидуального подхода к обучающимся с различными типами темперамента – является важной психологической предпосылкой успешности их учебных занятий и внеклассной деятельности.

2.2. Описание типов темперамента.

Рассмотрим особенности типов темперамента у младших школьников.

Флегматик медлителен, нетороплив, выдержан, не допускает импульсивных поступков в сложных жизненных ситуациях.

На занятиях ведет себя спокойно, не отвлекается. Он медленно сосредотачивается и перестраивается на решение новых задач, долго привыкает к новой обстановке, долго осваивает новые навыки и привычки. Такой ученик не способен “разбрасываться” — чаще всего свободное время у него полностью занято учебой, приготовлением уроков. Всякое непредвиденное обстоятельство надолго выбивает его из рабочей колеи. Много времени и сил уходит на такие мелочи, которые почти не замечают другие ученики.

Сангвиник — ребенок веселого нрава, живой, любознательный, подвижный, но без резкости и порывистости. Он быстро концентрирует свое внимание и энергично принимается за новое дело, часто тянет руку на уроке. Но основательное и продолжительное изучение предмета утомляет его и нагоняет скуку. В учении сангвиник все рвется вперед и вперед, жадно бросается на всякую новинку и в первое время, действительно, схватывает и усваивает много. Но скоро охладевает, начинает скучать, утомляться и отвлекаться от предмета. Однако его легко дисциплинировать, так как он может хорошо сдерживать свои чувства и контролировать непроизвольные реакции.

Холерик — вспыльчивый, горячий, упрямый и самолюбивый до болезненности. Он учится не по принуждению, не из посторонних расчетов, а в силу внутренней потребности: он хочет все знать — и не как-нибудь, а вполне. Такому ученику свойственно критическое отношение к учебнику, к объяснению учителя.

Он с жадностью берется за дело, которому и отдается полностью, упорно добиваясь цели, не жалея труда, не отступая перед препятствиями. Его действия обычно похожи на преодоление и борьбу — они полны эмоциями азарта, ярости, а иногда гнева и агрессивности. Он часто отличается не только чувством собственного достоинства, но и чувством превосходства над другими.

Положительные стороны холерика — энергичность, активность, страстность, инициативность, а отрицательные — общая несдержанность, грубость, резкость, вспыльчивость.

Меланхолик — это, чаще всего, спокойный, тихий, осторожный и послушный ребенок. Склонен к аккуратности, доходящей до педантизма. Ему нравится сам процесс наведения порядка.

Повышенная ранимость и впечатлительность толкают его к глубоким переживаниям даже по незначительным причинам. В таких ситуациях ученик может растеряться, не найти нужных слов, не ответить на вопросы, не выполнить простейших просьб.

Меланхолику не хватает уверенности в себе, ему свойственны боязнь неудачи и страх глупо выглядеть. Такой ребенок тяжело переносит обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания выражаются у него слабо. Меланхолик склонен к замкнутости, избегает общения с малознакомыми, новыми людьми. Часто смущается, испытывает неловкость в новой обстановке.

Основным методом определения типа темперамента у младших школьников является метод наблюдения, поэтому получение результатов затягивается во времени.

2.3. Виды репрезентативных систем.

Коммуникация начинается с наших мыслей, и мы используем слова, тон голоса и язык телодвижений для того, чтобы передать их другому человеку. Когда мы думаем о том. Что видим, слышим и ощущаем, мы воссоздаем эти картины, звуки и ощущения внутри себя. Мы вновь переживаем эту информацию в той сенсорной форме, в которой мы первоначально ее воспринимали.

Мы используем свои органы чувств внешним способом, чтобы воспринимать мир, и внутренним способом, чтобы “репрезентировать” (перепредставлять) переживания самим себе. Те пути, по которым мы получаем, храним и кодируем информацию в своем мозге, - картинки, звуки, ощущения, запахи и вкусы – известны как репрезентативные системы, или каналы восприятия.

Первичными репрезентативными системами являются визуальная, аудиальная и кинестетическая системы.

Репрезентативные системы не являются взаимоисключающими. Мы используем все три первичные репрезентативные системы постоянно, хотя осознаем их не в равной степени, и имеем склонность отдавать предпочтение одним по сравнению с другими. Каждый человек имеет свою предпочитаемую репрезентативную систему и в зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на четыре категории:

визуалы – люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения;

аудиалы – те, кто в основном получает информацию через слуховой канал;

кинестетики – люди, воспринимающие информацию через ощущения (обоняние, осязание, тактильность, вкусовые ощущения и др.) и с помощью движений;

дискреты – у них восприятие информации происходит в основном через логику с помощью цифр и знаков. Эта категория самая немногочисленная вообще среди людей. А обучающимся младших классов такой способ восприятия информации вовсе не свойственен.

Каждая репрезентативная система имеет свой собственный язык. Существуют различные сигналы доступа, позволяющие определить предпочитаемую человеком репрезентативную систему, например, такие как движение глаз, дыхание, поза, словарь общения.

Идеи репрезентативных систем – это очень полезный способ понимания того, как различные люди думают, а чтение сигналов доступа является бесценным искусством для тех, кто хочет улучшить свои коммуникации с другими людьми. Это важно для педагогов, так как они могут определить, какие способы мышления работают лучше всего в разных ситуациях, и учить именно этим успешным способам.

3. Особенности организации уроков с учетом типа темперамента и репрезентативной системы обучающихся.

Изучив, опыт российских учителей по организации работы на уроке с учетом особенностей темперамента и репрезентативной системы, я создала таблицы, в которых отражены приемы, способы, формы организации работы в соответствии с особенностями темперамента (таблица № 1) и репрезентативной системы (таблица № 2).

Такие таблицы очень удобны в применении и являются прекрасным подспорьем при подготовке уроков и организации различных видов деятельности.

Таблица № 1

Типы темперамента Особенности проявления типов темперамента и способы организации работы в учебно-воспитательном процессе
Сангвиник Сангвиник обычно наделен любознательностью. Для него важно использование изучаемых знаний на практике.

Энергичный и работоспособный. В первое время изучения материала, рвется вперед, много усваивает. Но со временем охладевает и утомляется. Его легко дисциплинировать, благодаря сильной нервной системе и умению сдерживать себя.

Часто спешат при выполнении заданий, отвлекаются от работы, поэтому необходимо побуждать к самоконтролю.

Подходит фронтальный опрос в быстром темпе. Спрашивать можно и по только что объясненной теме. Нуждается в частом повторении материала.

В тоне замечаний положительное значение имеет твердость и решительность.

Холерик Применять приемы быстрого вовлечения в работу, привлекать к раздаче тетрадей, к помощи учителю в подготовке к использованию наглядных пособий.

Необходимо подчеркивать важность изучаемого вопроса, проблемно излагать материал, так как у холерика на первом месте значимость и полезность получаемых знаний. Обязательно отвечать на возникающие вопросы в процессе объяснения материала. Нуждается в частом повторении материала.

Соблюдать уравновешенность в общении, не делать резких замечаний. В общении должен преобладать спокойный, но по необходимости требовательный тон.

Высока потребность в самореализации.

Подходит фронтальный опрос, так как часто не хватает выдержки в преодолении трудностей при выполнении самостоятельных работ.

Флегматик Для флегматика важна мотивация, так как для его нервной системы характерна инертность. Медлительность мешает ему быстро запоминать, понять, сделать, но зато запоминает он обычно надолго. Ему необходимо время на обдумывание и подготовку.

Не требовать от флегматика немедленного включения в деятельность, поскольку их активность возрастает постепенно.

Наилучший вид контроля – самостоятельная индивидуальная письменная работа. Фронтальный опрос часто не показывает реальных знаний ребенка-флегматика.

Больших успехов достигает там, где требуется усидчивость, терпение, Начатое дело, как правило, доводит до конца.

Таким детям целесообразно давать задания на длительный период времени (проекты, доклады, творческие сочинения и т.д.)

Меланхолик Детей с этим типом темперамента отличает медленное сосредоточение внимания в начале урока. Устный опрос, контрольная работа – являются сильными раздражителями, так как ребенок не уверен в своих знаниях, часто сомневается. Учителю необходимо с самого начала любого вида работы поддерживать в ребенке чувство уверенности.

Полезно использовать алгоритмы изучения темы, решения задач.

Меланхолик любит работать по плану.

При обучении желательно поощрять за старание и настойчивость.

Желательно проводить опрос в письменной форме и давать достаточно времени на проверку написанного.

Необходимо осторожно оценивать неудачи ребенка-меланхолика.

В тоне замечаний детям меланхоликам должна быть мягкость и предупредительность.

Данные этой таблицы на уроках удобно использовать и в воспитательной работе. В частности я проводила с детьми цикл нравственно-психологических классных часов “Наука быть человеком”. На этих классных часах я проводила психологические игры, в которых обучающиеся “примеряли” на себя темперамент другого человека.

Во время игр разыгрывались разнообразные учебные ситуации, где дети показывали различные реакции в зависимости от типа темперамента, а также возможные последствия выбранного поведения в дальнейшем. Цель таких игр дать возможность ребенку увидеть себя со стороны, отметить положительные и отрицательные стороны своего преобладающего типа темперамента; учиться понимать другого человека, уважать его личностные особенности, которые даны ему природой.

Таблица № 2

Ведущая репрезентативная система Особенности проявления репрезентативной системы и способы организации работы в учебно-воспитательном процессе.
Визуальная репрезентативная система В процессе проведения уроков на различных этапах использовать таблицы, графики, рисунки, иллюстрации, фотографии, учебные фильмы или презентации.

У визуалов хорошо развито образное мышление, важное значение имеет раздаточный материал, причем значительную роль играет эстетика его оформления. Свою работу могут помногу раз переписывать, чтобы было “красиво”.

На уроках визуалы обычно усидчивы и сосредоточены.

Виды самостоятельной работы: находить что-то в учебнике, тетради, рассмотреть, сделать вывод, списать с образца, зрительные диктанты, задания на нахождение ошибок, работа по иллюстрации.

Аудиальная репрезентативная система Важно: устные объяснения учителя, сообщения обучающихся, дискуссии, чтение учебника вслух, диалоговый режим.

При общении необходимо использовать вариации голоса (громкость, паузы, высоту).

Легко отвлекается на звуки, на уроке желательна спокойная, тихая обстановка, так как аудиал не может заниматься в шумном помещении.

Типы заданий: прочитывать вслух задание, сочинить что-либо и рассказать классу, объяснить что-то соседу по парте, устный счет с закрытыми глазами, слуховые диктанты, задания по анализу, сравнению, сопоставлению фактов и явлений.

Кинестетическая репрезентативная система Важно: использовать жесты, прикосновения, обязательно давать возможность моторной разрядки (написать на доске, провести физкультминутку, и т.п.), так как запоминание материала у кинестетика легче происходит во время движения.

Если изучается какая-то справочная информация кинестетику обязательно нужно записать ее самому.

Использовать ролевые игры, работу в группах, выполнение заданий с использованием реальных предметов, экскурсии.

Замечание надо делать физическим воздействием, например, положить руку на плечо, взять за руку и т.п. Телесные наказания недопустимы.

Типы заданий: рисование, моделирование, пантомима.

Преподавание уроков с учетом доминирующей репрезентативной системы приводит к тому, что у ребенка развивается чувство уверенности в своих силах, исчезает страх неуспеха, боязнь перед заданием, ведь он получает возможность выполнять работу на своем “ репрезентативном языке”, т.е. в рамках тех отношений, которые адекватны его типу восприятия информации.

Опираясь на рассмотренный опыт применения особенностей репрезентативных систем, я разработала несколько видов заданий, цель которых, показать особенности проявления этих систем; научить понимать словарь общения каждого типа восприятия; развить умение сравнивать информацию, представленную или полученную разными репрезентативными системами.

Приведу пример одного задания.

Мини-сочинения – описания

С помощью таких заданий дети составляли тексты, тематика которых соотносилась с одним из видов репрезентативных систем. Например: “Как я вижу весну”, “Как я слышу весну”, “Как я чувствую весну”.

Для написания текстов в помощь предлагались слова-помощники, отражающие словарь общения той или иной репрезентативной системы. Такие задания помогали детям учиться различать репрезентативные системы в общении, т.е. способствовали формированию благоприятных межличностных отношений. Анализируя, написанные тексты, дети участвовали в коллективном обсуждении проблемы; учились строить продуктивное взаимодействие с одноклассниками; формировали умение слушать других и учитывать позицию другого человека (коммуникативные УУД).

4. Выводы.

1. Знания о личностных особенностях обучающихся, таких как типы темперамента и репрезентативных систем, могут оказать неоценимую помощь учителю при реализации ФГОС НОО. Учитель, владеющий этими знаниями и умеющий их применять в учебно-воспитательном процессе, получает колоссальные возможности по созданию благоприятных условий для формирования различных универсальных учебных действий. Понимание личности ребенка, умение признать и принять его индивидуальные особенности, способствует созданию той комфортной образовательной среды, в которой происходит развитие личности обучающегося, где он познает и осваивает окружающий мир, овладевает основами умения учиться.

2. Учитель, реализующий ФГОС второго поколения, находится в теснейшем контакте со своими учениками. Это проведение уроков, воспитательная работа, внеурочная деятельность, а также в тандеме с педагогом-психологом создание и по мере необходимости коррекция индивидуальных траекторий развития обучающихся. Учитывая, особенности психологического сопровождения ФГОС НОО можно предположить, что знания о личностных особенностях учеников помогут педагогу эффективно создавать образовательные маршруты, вносить в них необходимые коррективы, а систематическое применение особенностей типов темперамента и репрезентативных систем в учебно-воспитательном процессе будет обеспечивать положительную динамику учебной деятельности обучающихся.

Литература

  1. Немов Р.С. Психология. Учебник. Т . 1 . М.: 1995.
  2. О’Коннор Дж., Сеймор Дж. “Введение в нейролингвистическое программирование” Челябинск, “Версия”, 2003.
  3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. 2 М.: 1989.
  4. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М.: 1982.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.
  6. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011.

Презентация