Обобщающий урок химии по теме "Атомы химических элементов. Простые вещества". 8-й класс

Разделы: Химия

Класс: 8


Цели урока.

Образовательная: отработать умения различать формулы веществ с различным типом связи, простых и сложных веществ, металлов и неметаллов. Закрепить умения решать задачи с использованием понятия моль, молярная масса, молярный объем, постоянная Авогадро.

Развивающая: продолжить развитие речевых навыков, наблюдательности, логического мышления, способности к рефлексии, умения делать выводы.

Воспитывающая: создать условия для воспитания желания активно учиться, с интересом, без принуждения и перегрузок.

Оборудование:

  • ПСХЭ на столах учащихся;
  • карточки с задачами на столах учащихся;
  • карточки для первого и третьего этапов урока.

Эпиграф урока:

В простых и сложных веществах
Все элементы изучались
Их сочетания в телах
Веками лишь распознавались. (С. Щипачев)

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие.

Формулирование целей урока.

Учитель: Ребята! Мы закончили изучение двух больших тем “Строение атома и химическая связь”, “Простые вещества”. На этом уроке нам необходимо закрепить полученные знания, окончательно разобраться с основными элементами этих тем. Это последний урок, контрольной работы после этой темы не будет и поэтому оценка, полученная на этом уроке, будет итоговой.

Работать мы будем по следующему плану: (записан на доске)

  • Основные определения и понятия изученных тем.
  • Типы химической связи.
  • Связь между строением атома, его положением в Периодической системе, типом химической связи.
  • Решение задач.

II. Итак, начнем наш урок.

Для того чтобы разобрать 1-ый пункт нашего плана, поступим следующим образом:

Четыре человека работают по карточкам.

Все остальные вместе со мной.

Текст карточек:

I вариант

1. Соотнесите:

Место химического элемента в Периодической знак: системе химических элементов Д. И. Менделеева.

1) 2 период; VI группа;

2) 3 период; II группа;

3)  4 период; II группа побочная подгруппа;

4)  4 период, Iгруппа главная подгруппа

Химический

а) О, б) Мп;

в) К, г) Мg;

д) Zn, е) С;

ж) Сu.

2. Соотнесите:

Понятия
  1. Химический элемент.
  2. Молекула.
Определение

а) Мельчайшая частица вещества, сохраняющая его химические свойства;

б) определенный вид атомов с одинаковым зарядом ядра

3. Номер периода таблицы Д. И. Менделеева, в котором расположен элемент указывает на:

а) заряд ядра атома;

б) число электронов на внешнем энергетическом уровне атома;

в) число энергетических уровней в электронной оболочке атома;

г) число электронов в атоме.

4. Выберите формулы веществ, молекулы которых образованы с помощью ковалентной неполярной связи:

а) Р4 б) СаF2 в) NF6 г) ВаО

д) 02 е) СsС1 ж) СО з) НВг

II вариант

1. Соотнесите:

Место химического элемента в Периодической системе химических элементов Д, И. Менделеева.

1) 3 период; VII группа;

2) 1 период; VIII группа ;

3) 4 период; VII группа побочная подгруппа;

4) 5 период, 1 группа

Химический знак

а) He; б) Cu;

в) Ag; г) S;

д) Cl; е) Ne;

ж) Mn

2. Соотнесите:

Понятия

1) атом;

2) простое вещество

Определение понятий.

а) вещество, состоящее из атомов одного химического элемента;

б) мельчайшая электронейтральная химически-неделимая частица

3. Число энергетических уровней в электронной оболочке атома равно:

А) атомному (порядковому) номеру химического элемента;

Б) номеру периода;

В) номеру группу;

Г) заряду ядра атома.

4. Выберите формулы веществ, молекулы которых образованы с помощью ковалентной полярной химической связи:

а) Р4 б) СаF2 в) NF6 г) ВаО

д) 02 е) СsСl ж) СО з) НВг

Фронтальная работа с классом:

1. Закончи определение:

  1. Наука о веществах и их свойствах (химия).
  2. Вещества - (то из чего состоят тела).
  3. Молекула состоит из (атомов).
  4. Химический элемент - это (определенный вид атомов с одинаковым зарядом ядра).
  5. Атом химического элемента имеет следующую электронную конфигурацию 1з22638826 . Что это за элемент? (Аг) Перечислите ионы, имеющие такую же электронную формулу (СГ, 82\ К+, Са2+, Р3+ и т.д.).
  6. Какие формы существования химического элемента вы знаете? (Атомы, простые вещества, сложные вещества).
  7. На какие группы делят простые вещества? (Металлы и неметаллы).
  8. Каковы особенности строения атомов металлов?
  9. Каковы особенности строения атомов неметаллов? Правильны ли утверждения?
  10. Алмаз и графит аллотропные модификации кислорода (Нет)
  11. Кислород и озон это аллотропные модификации фосфора (Нет)
  12. Что такое аллотропия?

Собираю карточки.

Молодцы! Хорошо поработали. Вспомнили основные понятия, а теперь поговорим о химической связи.

Учитель: Какие типы химической связи вы знаете?

Ученик: Ионная, ковалентная полярная и ковалентная неполярная, металлическая.

Учитель: А сейчас проведем химический диктант. Работать будим по вариантам (4 варианта)

I вариант - ковалентная неполярная связь.

II вариант - ковалентная полярная связь.

III вариант – ионная связь.

IV вариант – металлическая связь.

В тетради записали № варианта и тип химической связи.

Я буду читать формулы веществ, а вы выписываете те, которые имеют тот тип химической связи, который записан у вас в тетради.

У доски работают 4 человека.

Формулы веществ: Н2О, Мg, Сl2, Nа2О, НСl,Li, А1Сl3, NН3, N2 , Р4, NaF, SО2, О2, КСl, Аl, Са.

Запись на доске:

Ковалентная неполярная связь Ковалентная полярная связь Ионная связь Металлическая связь
Сl; N2; Р4; О2 Н2О; НСl; NН3; SО2 2О; АlСl3; NaF; КСl Мg; Li; Аl; Са

Проверим свои записи в тетради и записи на доске. Все ли правильно записано на доске?

Ученики: исправляют ошибки.

Объясните, пожалуйста, почему вы так сгруппировали формулы этих веществ? Ученик (1): так как ковалентную неполярную связь образуют атомы одинаковых химических элементов - неметаллов.

Ученик (II): ковалентную полярную связь образуют атомы разных химических элементов - неметаллов.

Ученик (III): ионная связь образуется между атомами металлов и неметаллов.

Ученик (IV): металлическая связь образуется между атомами металлов.

Учитель: Скажите, в каких группах записаны простые вещества?

Ученик: В I и в IV.

Учитель: А сейчас попробуем записать механизм образования каждого типа связи.

У доски работают 4 человека:

Остальные ребята выбирают одну из записанных формул у себя в тетради и работают самостоятельно.

После окончания работы у доски проверяем правильность написанного, и объясняем как образуется каждый тип связи.

Учитель: Молодцы! Справились и с этим этапом работы. А сейчас работаем все вместе устно. Я показываю вам табличку с характеристикой частиц: X и У. Вы должны определить эти частицы и назвать тип связи, который они образуют.

А) Х (Са2+); У (Сl-)

Ученик: ионная связь

Ученик: X - Мg; У - О - ионная связь

В) +12Х; +7У;

Ученик: X - Мg; У - N - ионная связь

Г) X (гл. п/гр. VI гр. III период); У (гл. п/гр. I гр. I период)

Ученик: X - S; У - Н - ковалентная полярная связь

Д) X (1s22s263s23); У (1s1)

Ученик: X - Р; У - Н - ковалентная полярная связь.

Учитель: Хорошо. А сейчас самое сложное задание – решение задач. У вас на столах лежат карточки с задачами, написанными разным цветом.

Задача красного цвета — “5”

зеленого — “4”

синего — “3”

Вы выбираете одну из задач по своим силам и решаете ее.

  1. Вычислите массу 0,1 моль СО2
  2. Определите количество вещества аммиака (NНз), содержащееся в 44,8 л.
  3. По формуле угарного газа (СО) вычислите: а) массу 2,5 моль этого вещества и число всех атомов в указанном количестве вещества; б) какой объем займет данное количество угарного газа?
  4. По формуле аммиака NНз вычислите: а) массу 0,8 моль этого вещества и число атомов водорода в указанном количестве вещества; б) какой объем займет аммиак количеством 1,33 моль.
  5. Вычислите массу оксида хлора (VII) С12О7, в котором содержится столько же атомов кислорода, сколько их содержится в оксиде азота (IV) NO2 объемом 31,36 л.
  6. Вычислите объем аммиака NНз, в котором содержится столько же атомов водорода, сколько их содержится в воде массой 10,8 г.

К доске по карточкам идут решать задачи 2 человека: (один объясняет, один решает самостоятельно).

Сравнить: Число атомов водорода в 30 г фосфорной кислоты (Н3РО4) и число атомов водорода в 40 г воды.

Сравнить: 5*1024 молекул хлороводорода и 200 г хлороводорода (НС1).

Карточку со своей задачей вкладываем в тетрадь и оставляем тетради на партах. Я тетради соберу и проверю все задания сегодняшнего урока.

Итог урока.

Сегодня вы хорошо поработали, очень много успели сделать, разобрали все пункты нашего плана; на мой взгляд можем приступить к изучению еще одной формы существования химического элемента - сложных веществ.

Оценки за урок: ответы с места, работа по карточкам, ответы у доски.

III. Домашнее задание: составить две любых задачи и решить их.

Учитель: Спасибо за урок.