Цели урока.
Образовательная: отработать умения различать формулы веществ с различным типом связи, простых и сложных веществ, металлов и неметаллов. Закрепить умения решать задачи с использованием понятия моль, молярная масса, молярный объем, постоянная Авогадро.
Развивающая: продолжить развитие речевых навыков, наблюдательности, логического мышления, способности к рефлексии, умения делать выводы.
Воспитывающая: создать условия для воспитания желания активно учиться, с интересом, без принуждения и перегрузок.
Оборудование:
- ПСХЭ на столах учащихся;
- карточки с задачами на столах учащихся;
- карточки для первого и третьего этапов урока.
Эпиграф урока:
В простых и сложных веществах
Все элементы изучались
Их сочетания в телах
Веками лишь распознавались. (С. Щипачев)
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие.
Формулирование целей урока.
Учитель: Ребята! Мы закончили изучение двух больших тем “Строение атома и химическая связь”, “Простые вещества”. На этом уроке нам необходимо закрепить полученные знания, окончательно разобраться с основными элементами этих тем. Это последний урок, контрольной работы после этой темы не будет и поэтому оценка, полученная на этом уроке, будет итоговой.
Работать мы будем по следующему плану: (записан на доске)
- Основные определения и понятия изученных тем.
- Типы химической связи.
- Связь между строением атома, его положением в Периодической системе, типом химической связи.
- Решение задач.
II. Итак, начнем наш урок.
Для того чтобы разобрать 1-ый пункт нашего плана, поступим следующим образом:
Четыре человека работают по карточкам.
Все остальные вместе со мной.
Текст карточек:
I вариант
1. Соотнесите: Место химического элемента в Периодической знак: системе химических элементов Д. И. Менделеева. 1) 2 период; VI группа; 2) 3 период; II группа; 3) 4 период; II группа побочная подгруппа; 4) 4 период, Iгруппа главная подгруппа |
Химический а) О, б) Мп; в) К, г) Мg; д) Zn, е) С; ж) Сu. |
2. Соотнесите:
Понятия
|
Определение а) Мельчайшая частица вещества, сохраняющая его химические свойства; б) определенный вид атомов с одинаковым зарядом ядра |
3. Номер периода таблицы Д. И. Менделеева, в котором расположен элемент указывает на:
а) заряд ядра атома;
б) число электронов на внешнем энергетическом уровне атома;
в) число энергетических уровней в электронной оболочке атома;
г) число электронов в атоме.
4. Выберите формулы веществ, молекулы которых образованы с помощью ковалентной неполярной связи:
а) Р4 б) СаF2 в) NF6 г) ВаО
д) 02 е) СsС1 ж) СО з) НВг
II вариант
1. Соотнесите:
Место химического элемента в
Периодической системе химических элементов Д, И.
Менделеева. 1) 3 период; VII группа; 2) 1 период; VIII группа ; 3) 4 период; VII группа побочная подгруппа; 4) 5 период, 1 группа |
Химический знак а) He; б) Cu; в) Ag; г) S; д) Cl; е) Ne; ж) Mn |
2. Соотнесите:
Понятия 1) атом; 2) простое вещество |
Определение понятий. а) вещество, состоящее из атомов одного химического элемента; б) мельчайшая электронейтральная химически-неделимая частица |
3. Число энергетических уровней в электронной оболочке атома равно:
А) атомному (порядковому) номеру химического элемента;
Б) номеру периода;
В) номеру группу;
Г) заряду ядра атома.
4. Выберите формулы веществ, молекулы которых образованы с помощью ковалентной полярной химической связи:
а) Р4 б) СаF2 в) NF6 г) ВаО
д) 02 е) СsСl ж) СО з) НВг
Фронтальная работа с классом:
1. Закончи определение:
- Наука о веществах и их свойствах (химия).
- Вещества - (то из чего состоят тела).
- Молекула состоит из (атомов).
- Химический элемент - это (определенный вид атомов с одинаковым зарядом ядра).
- Атом химического элемента имеет следующую электронную конфигурацию 1з22з22р638823р6 . Что это за элемент? (Аг) Перечислите ионы, имеющие такую же электронную формулу (СГ, 82\ К+, Са2+, Р3+ и т.д.).
- Какие формы существования химического элемента вы знаете? (Атомы, простые вещества, сложные вещества).
- На какие группы делят простые вещества? (Металлы и неметаллы).
- Каковы особенности строения атомов металлов?
- Каковы особенности строения атомов неметаллов? Правильны ли утверждения?
- Алмаз и графит аллотропные модификации кислорода (Нет)
- Кислород и озон это аллотропные модификации фосфора (Нет)
- Что такое аллотропия?
Собираю карточки.
Молодцы! Хорошо поработали. Вспомнили основные понятия, а теперь поговорим о химической связи.
Учитель: Какие типы химической связи вы знаете?
Ученик: Ионная, ковалентная полярная и ковалентная неполярная, металлическая.
Учитель: А сейчас проведем химический диктант. Работать будим по вариантам (4 варианта)
I вариант - ковалентная неполярная связь.
II вариант - ковалентная полярная связь.
III вариант – ионная связь.
IV вариант – металлическая связь.
В тетради записали № варианта и тип химической связи.
Я буду читать формулы веществ, а вы выписываете те, которые имеют тот тип химической связи, который записан у вас в тетради.
У доски работают 4 человека.
Формулы веществ: Н2О, Мg, Сl2, Nа2О, НСl,Li, А1Сl3, NН3, N2 , Р4, NaF, SО2, О2, КСl, Аl, Са.
Запись на доске:
Ковалентная неполярная связь | Ковалентная полярная связь | Ионная связь | Металлическая связь |
Сl; N2; Р4; О2 | Н2О; НСl; NН3; SО2 | Nа2О; АlСl3; NaF; КСl | Мg; Li; Аl; Са |
Проверим свои записи в тетради и записи на доске. Все ли правильно записано на доске?
Ученики: исправляют ошибки.
Объясните, пожалуйста, почему вы так сгруппировали формулы этих веществ? Ученик (1): так как ковалентную неполярную связь образуют атомы одинаковых химических элементов - неметаллов.
Ученик (II): ковалентную полярную связь образуют атомы разных химических элементов - неметаллов.
Ученик (III): ионная связь образуется между атомами металлов и неметаллов.
Ученик (IV): металлическая связь образуется между атомами металлов.
Учитель: Скажите, в каких группах записаны простые вещества?
Ученик: В I и в IV.
Учитель: А сейчас попробуем записать механизм образования каждого типа связи.
У доски работают 4 человека:
Остальные ребята выбирают одну из записанных формул у себя в тетради и работают самостоятельно.
После окончания работы у доски проверяем правильность написанного, и объясняем как образуется каждый тип связи.
Учитель: Молодцы! Справились и с этим этапом работы. А сейчас работаем все вместе устно. Я показываю вам табличку с характеристикой частиц: X и У. Вы должны определить эти частицы и назвать тип связи, который они образуют.
А) Х (Са2+); У (Сl-)
Ученик: ионная связь
Ученик: X - Мg; У - О - ионная связь
В) +12Х; +7У;
Ученик: X - Мg; У - N - ионная связь
Г) X (гл. п/гр. VI гр. III период); У (гл. п/гр. I гр. I период)
Ученик: X - S; У - Н - ковалентная полярная связь
Д) X (1s22s22р63s23р3); У (1s1)
Ученик: X - Р; У - Н - ковалентная полярная связь.
Учитель: Хорошо. А сейчас самое сложное задание – решение задач. У вас на столах лежат карточки с задачами, написанными разным цветом.
Задача красного цвета — “5”
зеленого — “4”
синего — “3”
Вы выбираете одну из задач по своим силам и решаете ее.
- Вычислите массу 0,1 моль СО2
- Определите количество вещества аммиака (NНз), содержащееся в 44,8 л.
- По формуле угарного газа (СО) вычислите: а) массу 2,5 моль этого вещества и число всех атомов в указанном количестве вещества; б) какой объем займет данное количество угарного газа?
- По формуле аммиака NНз вычислите: а) массу 0,8 моль этого вещества и число атомов водорода в указанном количестве вещества; б) какой объем займет аммиак количеством 1,33 моль.
- Вычислите массу оксида хлора (VII) С12О7, в котором содержится столько же атомов кислорода, сколько их содержится в оксиде азота (IV) NO2 объемом 31,36 л.
- Вычислите объем аммиака NНз, в котором содержится столько же атомов водорода, сколько их содержится в воде массой 10,8 г.
К доске по карточкам идут решать задачи 2 человека: (один объясняет, один решает самостоятельно).
Сравнить: Число атомов водорода в 30 г фосфорной кислоты (Н3РО4) и число атомов водорода в 40 г воды.
Сравнить: 5*1024 молекул хлороводорода и 200 г хлороводорода (НС1).
Карточку со своей задачей вкладываем в тетрадь и оставляем тетради на партах. Я тетради соберу и проверю все задания сегодняшнего урока.
Итог урока.
Сегодня вы хорошо поработали, очень много успели сделать, разобрали все пункты нашего плана; на мой взгляд можем приступить к изучению еще одной формы существования химического элемента - сложных веществ.
Оценки за урок: ответы с места, работа по карточкам, ответы у доски.
III. Домашнее задание: составить две любых задачи и решить их.
Учитель: Спасибо за урок.