Согласно принципам развивающего обучения, я забочусь о том, чтобы научить главному, тогда основная нагрузка в процессе обучения будет приходиться не на память учащихся, а на их мышление.
Высшая ценность человека - способность думать, а не быть энциклопедистом, для этого есть компьютер.
В новых образовательных стандартах по химии объявляется о реализации в обучении системно – деятельностного подхода, при котором дети сами выводят новые знания, двигаясь по пути, который предлагает учитель или учебник.
Самая сильная мотивация – это интерес. Интересно учиться, тогда, когда сам ученик открывает новое для себя знание. Эту возможность дает системно – деятельностный подход в обучении.
Интересно, когда предлагаемые задания не похожи друг на друга, а каждый раз требуют нового поворота в мышлении. Если трудно-то есть деятельность.
I. Упражнения уровня различения.
Суть их в умении отличать объект или процесс от других по наиболее существенным признакам. Учащиеся учатся выполнять задания, требующие сравнить, выбрать, сопоставить, найти лишнее.
- По таблице в учебнике сопоставьте свойства щелочных металлов по увеличению их относительных атомных масс.
- Что похожее у веществ:
магния, алюминия, железа;
оксида магния, оксида кальция, оксида железа(II);
углекислого газа, сернистого газа, оксида азота(IV).
- Выберите среди веществ металлы: магний, железо, медь, графит, сера, фосфор, натрий, литий, хлор, бром, йод, кальций.
- Сравните по химическим свойствам калий и кальций.
- В предложенных рядах исключите “лишнее”, т.е. такое, которое не образует с остальными однородную группу.
- H2SO4, H2CO3, HCl, H2SO3, HClO;
- KOH, NaOH, Mg(OH)2, Zn(OH)2, Ba(OH)2;
- KOH, NaOH, Ca(OH)2, Mg(OH)2, Ba(OH)2;
- K2O, CaO, Ag2O, CO2, MgO;
- Найдите соответствие:
Их семь. | А. неспаренный |
1. В нем один или два электрона. | Б. малый |
2. Им заканчивается период. | В. порядковый номер |
3. Она состоит из подгрупп. | Г. высшая валентность |
4. III период. | Д. число электронных слоев |
5. Формы электронных облаков. | Е. периоды |
6. Один электрон. | Ж. инертный газ |
7. Заряд ядра. | З. s и p |
8. Номер периода. | И. первый электронный слой |
9. Номер группы. | К. группа |
- Важнейшие минералы железа:
Формула | Название |
а) Fe3O4 | а) пирит |
б) Fe2O3 | б) лимонит |
в) Fe2O3 . H2O | в) магнетит |
г) FeS2 | г) гематит |
II. Упражнения уровня узнавания.
Учащиеся развивают умения отличать, дифференцировать объекты (утверждают, что он другой), но и воспроизводят их определения, характеризуют свойства. Для выявления этого уровня умения и понимания можно использовать тесты, т. е. из нескольких ответов выбрать один верный.
- Пример теста.
Из трех предложенных ответов выбрать один верный, из верных ответов составить определение для щелочных металлов.
1. К щелочным металлам относятся:
а) K, Аg, Си
б) Li, Ве, Na
в) Li, Na, K
2. Электронная формула щелочных металлов:
а) …ns2; б)…ns1; в)…ns2np1; г)…ns2np3
3. Щелочные металлы в соединениях имеют степень окисления:
а) +1 б) +2 в) +3
4. Щелочные металлы
а) легкие, окисляются на воздухе, не реагируют с водой
б) мягкие, хранятся под слоем керосина, легкоплавкие
в) тугоплавкие, тяжелые, реагируют с водой
5. Щелочные металлы с водой образуют:
а) оксид и водород
б) щелочь и водород
в) щелочь
6. Щелочные металлы в природе встречаются:
а) в составе солей
б) в самородном виде
в) в составе оксидов и гидроксидов.
III. Упражнения уровня воспоминания.
Пытаясь проверить, случайна ли заминка учащегося при ответе, ученику предлагается подсказка, связанная временем и местом с воспроизводимой информацией. Если учащийся ее берет и воспроизводит требуемую информацию, то можно сделать вывод о владении им конкретного понятия.
Предлагаются следующие задания:
- Подсказка:
Индекс – это число…; Воздух-это смесь
- Расскажите друг другу, что вы узнали о натрии, наблюдая взаимодействие его с водой.
- Назовите с помощью периодической системы вещества с формулой R2 , где R – элемент.
IV. Упражнения уровня припоминания.
Это более сложные, требующие большей самостоятельности и значительных усилий задания, соответствующие уровню активного поискового произвольного воспроизведения. Характерны для контрольной работы, зачета, семинара и др.
Семинар “Круговорот азота на планете Земля”.
В чем особенность атмосферы нашей планеты? Как вы считаете можно ли использовать эти слова при характеристике азота? Как азот атмосферы “рождает” жизнь и при этом его в атмосфере меньше не становиться? В какой химической форме может находиться азот в атмосфере, гидросфере, почве, организмах? В результате каких природных процессов молекулярный азот превращается в соединения и возникает вновь? Как вы думаете, какой процесс является самым мощным естественным поставщиком связанного азота? Как вы понимаете, что такое нарушение круговорота? Что можно отнести к грубейшему нарушению в естественном круговороте азота? Внесение удобрений - это благо или зло? Есть ли надежда у человечества, что ему не грозит “азотный голод” или эта проблема может быть решена более мягко для планеты Земля?
- Составьте речь от имени “Степень окисления” или “Восстановитель” и другое…
V. Упражнения на применение знаний и оперирование ими по образцу.
Это уровень умений и навыков выполнять задания по образцу, правилу, формуле: пересказывать информацию в соответствии с заданным эталоном, устанавливать определенные закономерности или свойства, отыскивать их.
- Используя алгоритм из учебника, назовите органическое вещество по его структурной формуле.
- Дополните информацию, которая начинается по разному, а заканчивается одинаково:
а) … изменяются периодически;
б) … с возрастанием заряда ядра увеличиваются.
- Вставьте пропущенную формулу:
а) Са – СаО – Са(ОН)2
S – SO2 - .…
б) К2О – СаО - MgO
CO2 - SO2 - SiO2
Na2O – BaO -….
в) K2O – SnO - SO2
CaO - …. -N2O3
MgO - Al2O3 - CO2
г) MnO - Mn2O7 – CrO -….
д) СaO - N2O5 - SO3
Ca(OH)2 - …. - H2SO4
е) Mn2O7 – MoO3 – V2O5 – TiO2-….
- Используя алгоритмы, решите задачи по уравнениям химических реакций:
Если ученик затрудняется с выполнением задания, то он обращается к нужному алгоритму действий.
- Алгоритмы для выполнения следующих действий:
Составление электронной формулы вещества.
- Написать рядом химические символы:
- Найти, в каких группах Периодической системы находятся эти элементы:
- Подсчитать, сколько электронов недостаточно до завершения внешнего слоя:
- Обозначить точками столько общих электронных пар между атомами, сколько электронов не хватает до завершения внешнего слоя
N N
N - 5A; H - 1A
N – 3; H – 1
N:::N
VI. Упражнения ассоциативного уровня.
Развивают способности учащихся устанавливать причинно-следственные связи между понятиями, процессами и явлениями, различать и выводить причины и следствия Для этого используются вопросы типа: почему, зачем, откуда, в связи с чем, что может быть общего; предлагается выделить единичное, обобщить; установить отношения, объяснить и т.д.
- Например, что может быть общего в строении и свойствах глюкозы и альдегидов.
- Установите группы слов.
Даны слова: галоген, завершенный слой, инертный газ, хлор, щелочной металл, начало периода, неон, натрий, фтор.
Ответ: галоген-хлор-фтор; инертный газ - завершенный слой-неон; щелочной металл-начало периода - натрий.
Даны слова: йод, натрий, хлор, барий, гелий, калий, бром, неон, литий, аргон.
Составьте группы слов со следующими признаками:
а) вытесняют водород из воды
б) имеют цвет
в) химические “лентяи”.
VII.Наиболее оптимальный и наиболее надежный - уровень переноса. Здесь проверяется способность применять знания, умения и навыки в новой нестандартной ситуации посредством таких заданий: как “сочините…, спроектируйте…, смоделируйте…, спланируйте…, выведите…”.
- Сочините рассказ “Если бы я оказался среди кислот…”.
- Выведите, какие свойства можно предсказать у франция (астата), пользуясь закономерностями в изменении свойств элементов в главных подгруппах?
- Спланируйте, изучив инструкцию к практической работе, ход распознавания ионов в растворах электролитов.
- Смоделируйте производственное совещание по теме……
- Предложите несколько способов проведения одной и той же химической реакции, например, получение кислорода.
- Спроектируйте, учитывая принципы наглядности, научности, глубины понимания, круговорот углерода в природе.
- Спроектируйте на бумаге взаимодействие выданных веществ друг с другом.
- Решение задач поискового типа:
Это вещество в раствор изменяет окраску индикатора. Из какого класса может быть это вещество?
Раствор этого вещества взаимодействует с гидроксидом цинка. К какому классу принадлежит это вещество?
Раствор этого вещества реагирует с металлами, выделяя водород. Что это может быть?
Это вещество реагирует с кислотой, образуя соль и воду, а со щелочью не взаимодействует. Это характерно для веществ какого класса?
Это вещество реагирует со щелочью, образуя соль и воду. Что это?
- Сочините рассказ, используя к нему эпиграф: “Глупо просить у богов то , что человек способен сам себе доставить”.
- Выведите причину, почему синтетические полимеры называют бессмертными жителями планеты.
VIII. Уровень классификации на общие и частные свойства, признаки.
Этот уровень развивает умения дифференциации (деления) известных учащимся предметных характеристик на общие и частные. Общие же свойства обязательно присущи всем представителям данного класса (множества), они обязательно отражены в определениях, и их всегда не так уж много.
- Какие свойства обязательно присущи кислоте: сложное вещество; кислородсодержащее вещество; кислый вкус; жидкость; бесцветное вещество; центральный элемент, образующий кислоту – неметалл; взаимодействие с металлами; взаимодействие с основаниями.
- Найдите в тексте параграфа примеры, подтверждающие классификацию углеводов:
а) низкомолекулярные и высокомолекулярные;
б) кристаллические и аморфные;
в) растворимые и нерастворимые;
г) способные окислятся и устойчивые к окислению;
д) гидролизуемые и негидролизуемые;
е) сладкие и несладкие.
- Предложите перечень от общего к частному для хлора:
- желто-зеленый;
- в молекуле два атома;
- имеет степени окисления +7 и -1;
- при обычных условиях газ;
- неметалл.
IX. Создание и оперирование образами.
У учащихся развивается умение построения зрительных образов того или иного понятия, признака, свойства, оперирование ими в визуальной форме - это уровень невербальный (несловесный) – уровень творчества. Нужно построить именно пространственное изображение, а не значок, не линии или цифры. Учащимся предоставляется возможность проявить свою индивидуальность.
- Нарисуйте образ ученого Ч. Гудьира.
- Изобразите графически понятие гомологи.
- Представьте образно генетическую связь неорганических веществ.
- Нарисуйте эскиз, рекламирующий полинилхлорид.
Обучение – это совместно-распределительная деятельность обучающего и обучаемого в целях развития не только памяти, но и мышления, а также творчества. I - уровень развивает только восприятие; с II по IV – память; с V по VIII – мышление; IX - креативность (создание и оперирование визуальными образами – то есть творчество).
Литература
1. Добротин Д.Ю. О формировании приемов познавательной деятельности. //Химия в школе.-2004.-№8, с.5-7.
2. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся. Под ред. И.С. Якиманской. - М.: Педагогика. 1989.
3. Гликман И.З. Почему школьники не хотят учиться // Химия в школе. - 2003.- № 7. - с.26.
4. Дункер К. Психология мышления. - М.: Прогресс, 1965.
5. Шабанов А.В., Стрюков Г.А. Использование приемов мышления при обучении химии.//Химия в школе.- 1993, №6.
6. Емельянова Е.О. Многокомпонентные задания как средство развития интеллектуальных умений учащихся. // Химия в школе.- 2001 №5.
7. Емельянова Е.О., Иодко А.Г., Организация познавательной деятельности учащихся на уроках химии.
8. Минченков Е.Е. Практическая дидактика. // Химия : методика преподавания.- 2002 № 7.
9. Шиленков Р.В., Чернобельская Г.М. Изучение психолого-педагогических особенностей учащихся. // Химия в школе. - 2004. - № 3.
10. Т.М. Енякова, Ю.С. Кардычко Алгоритмы как инструмент дифференцированного подхода //Химия в школе №1, 2004 с. 33.