Урок-исследование по окружающему миру "Наши помощники – органы чувств". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели урока.

  1. Познакомить обучающихся с органами чувств и их значением для человека.
  2. Уточнить и расширить представления детей об органах чувств, их значении и гигиене.
  3. Развивать интеллектуальные и практические умения.
  4. Развивать валеологические навыки, связанные с заботой о собственном здоровье.
  5. Прививать любовь и заботу о собственном организме.

Задачи.

1. Упорядочить опыт обучающихся.

2. Положить начало формированию знаний о роли органов чувств в познании окружающего мира.

3. Способствовать развитию интереса в познании самого себя.

4. Научить исследовать (опытное определение) признаки предметов с помощью органов чувств.

Формы: индивидуальные, парные, фронтальные.

Оборудование: мультимедийный проектор, карточки с заданиями для групп , 5стаканов с разными вкусами воды:(солёная, сладкая, кислая, горькая, простая вода,) карточки фруктов и овощей, картинки органов и определения: органы зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса; аудиозапись спокойной музыки;; корзинка с предметами (помидор, резиновый мяч, клубок ниток, апельсин, яблоко), карточки с изображением носа, языка, глаза, уха, набор букв для слов: органы чувств, буклет с изображением кораблей, книги и журналы, геометрические фигуры.

План урока

1. Организационный момент

2. Актуализация

3. Постановка учебной задачи

4. Постановка проблемы

5. "Открытие" обучающимися новых знаний, работа в группах

6. Физкультминутка

7. Первичное закрепление

8. Самостоятельная работа

9. Рефлексия

1. Организационный момент

Прозвенел звонок.
Начинается урок.
Добрый день солнцу и птицам,
Добрый день улыбчивым лицам.
Улыбнитесь друг другу,
Нашим гостям и мне.

Урок окружающего мира.

Слайд 1, 2. Презентация

2. Актуализация

- Ребята, посмотрите на выставку своих рисунков, вы нарисовали замечательные портреты своей семьи. - Я тоже захотела нарисовать портрет своей знакомой девочки.

- Вот, что у меня получилось.

Слайд 3

- Как вы думаете, чего не хватает на портрете?   (У девочки нет лица- глаз, носа, ушей, рта)

- Ребята, подумайте, а как их можно назвать по-другому. (На доске: коргканы чуквствк)

- Уберите букву -к- и прочтите слова, которые у вас получатся.органы чувств

- Можно ли сказать, что глаза, уши, нос и рот - это наши помощники, без которых нам не обойтись. Прочтите тему урока: "Наши помощники - органы чувств".

Слайд 4

3. "Открытие" детьми новых знаний, работа в группах.

- Чтобы точно ответить на вопрос, нам предстоит провести настоящее исследование.

- Кстати, кто такие исследователи? (Показать толковый словарь)

Исследователь - человек, способствующий получению новых знаний и добывающий их сам.

Слайд 5

- Значит, и мы с вами можем назвать себя исследователями. Так что же будет предметом нашего исследования? (Человек)

Верно, предметом нашего исследования будет человек, точнее его организм.

Вы, на верное уже слышали это слово.

- У человека есть важный орган, а вот какой вы, узнаете, выполнив задание работая в группах. Приступим к исследованию.

Исследование № 1. Орган зрения

*(Каждая группа получает задание: на каждый стол выдаются предметы для исследования).

1-ая группа: получает файл с листками картона одинакового размера, но разных цветов (красный, синий, зелёный, голубой, фиолетовый, жёлтый).

2-ая группа: Получает файл с геометрическими фигурами (квадрат, прямоугольник, круг, треугольник) одного цвета, но разного размера.

3-я группа: получает книги.

4-ая группа: получает файл с буклетом открыток (корабли разного вида).

5-ая группа: получает файл с карточками фруктов и овощей.

Задания для групп:

1. Что общего и в чём различия предметов. (Одинаковый размер, но разный цвет фигур)

2. Рассмотрите фигуры, разбейте их на группы. (Один цвет, разный размер)

3. Рассмотрите книги, журналы, можете, почитать.

4. Рассмотрите картины, что на них изображено?

5. Разбейте на группы по общему признаку. (Фрукты и овощи)

- Какой орган чувств вам помог определить предметы, находящиеся на столах? (Глаза)

- Повернитесь и посмотрите в глаза друг другу. Какие красивые у вас глаза!

Вывод. Глаза - это неотъемлемая часть организма, т.е. орган. Очень важный орган для человека. Они помогают видеть всё, что нас окружает, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину.

Слайд 6

- Может быть, вы догадались, глаз - это орган чего? (Зрения)

- Найдите карточку с органом зрения. (Прикрепить к схеме на доске)

(Девочке вставить глаза)

Слайд 7

- Как вы, думаете, зрение необходимо беречь? (Ответы детей)

- Посмотрите, что же дети делают неправильно?

Слайд 8

- Какие правила можно составить, чтобы сохранить зрение?

Слайд 9

4. Физминутка для глаз.

Утром бабочка проснулась
Потянулась, улыбнулась.
Раз, росой она умылась
Два, изящно покружилась.
Три, нагнулась и присела
На четыре улетела.

Исследование 2. Орган слуха

- Посмотрите, перед вами 4 картинки.

Слайд 10

Определите, какую картинку я загадала. Теперь закройте глаза. (Звучит музыка Вальс А. Петрова). - Что помогло вам услышать это? (Уши)

- Речь людей, шум ветра, шелест трав, журчание ручья и пение птиц - всё это звуки окружающей нас природы. - Какой орган позволяет нам всё это почувствовать?

- Правильно. Это орган слуха.

- Найдите карточку с органом слуха. (Ухо) (Прикрепить к схеме)

Слайд 11

- Закройте уши ладонями, что произошло? (Сразу исчезли все звуки).

Вывод. Ухо - очень тонкий и сложный орган, который надо беречь. - Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, чтобы уши не болели?

Слайд 12

Исследование №3. Оран обоняния

Момент неожиданности: спрыснуть запах дезодоранта.

- Что вы почувствовали? (Запах)

- Какой орган помог вам определить запах? (Нос)

Вывод. Нос - орган обоняния. Благодаря нему мы чувствуем запахи цветом и вкусной пищи. Запах гари моет предупредить нас об опасности - о пожаре. То, что мы не видим и не слышим, можем различать по запаху.

Слайд 13

- Найдите карточку с ним. (Прикрепить к схеме).

Слайд 14

- Как вы думаете, необходимо ли беречь нос? Как это можно сделать?

Слайд 15

5. Физминутка для носа. (Встать-сделать вдох носом- потянуться, выдох-через рот).

Исследование №4. Орган вкуса

Выходят представители каждой группы. Перед ними 5 стаканов с прозрачной жидкостью.

- Посмотрите, послушайте, понюхайте. Что вы почувствовали? Значит, нам необходимо ещё одно исследование - на вкус. (Дети пробуют воду)

- Что помогло вам почувствовать вкус? (Язык)

Вывод. Язык - орган вкуса, который помогает нам познакомиться со свойствами предмета, когда нам не могут помочь органы зрения, обоняния и слуха.

Слайд 16

- Найдите карточку с органом вкуса. (Прикрепить к схеме)

- Язык находится в ротовой полости.

Слайд 17

- Какие правила необходимо соблюдать, чтобы рот был здоров.

- Какие правила можно составить?

Слайд 18

6. Физминутка для языка.

- Сейчас мы выполним несколько упражнений для язычка:

1. Чистим зубки язычком.

2. Футбол

3. Цоканье

4. Рычание

Исследование №5. Орган осязания.

Игра "Узнай, что в корзинке"

Обучающимся предлагается на ощупь определить предмет в корзинке. Все предметы подобраны по размеру и одинаковой формы (резиновый мяч, помидор, клубок, апельсин, яблоко и т.п.). Корзинка закрыта салфеткой. Приглашаются представители от группы.

- Что ты чувствуешь? - Можешь ли ты узнать предмет?

- Ребята, как вы смогли отгадать предметы? При помощи чего? (Руки)

- На коже нашего тела находится множество чувствительных клеток, которые воспринимают действие тепла, холода, форму, величину предметов, их поверхность.

Вывод. Кожа - орган осязания. Кожа - очень большой орган. Он покрывает всё наше тело.

Слайд 19

- Вот и закончилось наше исследование.

- Сейчас вы сможете ответить на вопрос: Кто же они наши верные помощники?

Слайд 20

7. Рефлексия

- Дополните предложения (клише).

Слайд 21

- Ребята, я хочу вам сказать спасибо. Вы помогли мне дорисовать девочку.

Слайд 22

- Всем спасибо за урок. Молодцы!

Слайд 23