Сценарий спортивного праздника "Масленица"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Форма проведения: соревнования.

Цели.

  1. Пропаганда здорового образа жизни.
  2. Укреплять здоровье учащихся.
  3. Развивать физические способности.
  4. Развитие личности ребёнка на основе овладения физической культурой .
  5. Воспитание чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки, творческого мышления.

Инвентарь: скакалки, обручи, кубики.

Ход праздника

Действующие лица! первый скоморох; второй скоморох; Ярило — предвестник весны; Морена - застаревшая зима; дети.

Действие происходит в спортивном зале.

1-й скоморох. Добрый день, дорогие гости.

2-й скоморох. Хорошо, что пришли размять кости.

1-й скоморох. На дворе широка Масленица.

2-й скоморох. Да Морена с Ярилой дразнятся.

1-й скоморох. Свои косточки ломают.

2-й скоморох. И на игрища нас зазывают.

1-й скоморох.Зима в трубу — весна к порогу, согревает землю “Блин” — понемногу. Приди, приди, Весна-красна, дадим тебе хлеба и кросна.

2-й скоморох.Но что-то Масленица задержалась, иль в дороге где-то потерялась, ты приди скорее к нам, к забавам нашим и блинам.

1-й скоморох. Ребята, а вы знаете, что такое Масленица?

Дети. Да (нет).

2-й скоморох.Этот праздник пришел из старины. Из нашей древней глубины. К восходу весны золотой, к уходу зимы лютой.Так же праздник для ребят. Для честных людей со всех волостей. Мы проводим Зимушку - злую, лютую, повстречаем Веснушку -теплую, любую.

1-й скоморох.

Пусть уходит, пусть спешит,
Ручьем талым убежит.
Чтоб быстрей она ушла,
Нам играть пора пришла.

2-й скоморох (обращаясь ко 2-му скомороху). Слышишь, братец, стук да гром? Кто там чинит нам погром?

1-й скоморох (прикладывая руку к уху). Слышу я Ярилы клик и Морены дикий крик.

Входят Ярило и Морена. Ярило во всем красном: колпак, сапоги, рубаха, штаны. Морена — в синем, на ней висят сосульки.

Морена (зло). Не быть весне, не быть блинам. А быть пурге, снегам, снегам!

Ярило. Не злись. Морена, уходи, и больше к нам не приходи. Видишь, Масленицу все ждут, твою куклу в поле жгут.

Морена. Ничего, вам я докажу, силушку свою покажу.

Ярило. Да не хвались ты зря, подруга. давай игрой побьем друг друга. Вот тогда узнаем мы, кому есть лапти, кому — пимы.

Морена. Что ж, в заклад играю. Уйду тогда, коль проиграю. Если выиграю в игре, уходить, дружок, тебе.

Ярило. Будем биться по рукам (протягивает руку).Пусть же блин поможет нам. А ну скорей делись, ребятки, мы с Мореной нынче матки.

Все ученики делятся на две команды.

Морена. Скоморохи, не сидите, четко за игрой следите (пауза).

Вот разбились, разделились и в заклад с тобой побились.

Во что же будем мы играть?

Ярило. Намгорелочки б позвать. Поиграли бы, погрелись, да с весною песню спели.

Все участники играют в двойные горелки.

Морена (тяжело дыша). Хороша игра твоя, вот тебе в ответ моя. В снежны бабки поиграем, Поглядим, кто проиграет.

Команды играют в “Бабки”.

1-й скоморох. Хорошо играют детки, глаза зорки, руки метки

2-й скоморох. Чем бы их еще занять, может невод погонять?

Ярило. Хороша игра, ее мы знаем.

Морена. За компанию сгоняем.

Дети играют в русскую народную игру “Невод”.

Морена. Ох, устала я, Ярило, то игра меня сморила.

Ярило.Вижу, ты уже сдалась, в путь-дорогу собралась?

Ты весне даешь дорогу?

Морена. Отдохнуть мне дай немного, мои ноженьки пристали, да детишечки устали.

Ярило. Дети, дайте мне ответ, вы устали или нет.

Дети. Нет (Не-е-е-т).

Ярило. Сейчас узнаем точно мы, Власть весны-илизимы? Возьмем-ка в руки перетяжки, Посмотрим, чьи сильнее бляшки.

Морена. Ну что же, давай посмотрим.

1-й скоморох. Да, битва будет здесь большая, а где же подтяжка?

2-й скоморох. Есть стальная.

1-й скоморох. Нет, дай подтяжку нам другую, они сломают же стальную.

Скоморохи берут канат и дают командам. Команды соревнуются в перетягивании каната.

2-й скоморох. Хороши команды наши, много видно едят каши.

1-й скоморох. Запивают молочком, заедают калачом.

Ярило. Ты, Морена, не сердись, в путь-дорогу соберись. Ну, а завтра поутру отправляйся в Воркуту. А потом на Север Крайний, где снегов простор бескрайний.

Морена. Делать нечего, друзья, кончилась игра моя. Но надеюсь я на встречу, что меня опять приветят. В ноябре с большим снежком слепят дети бабий ком.

1-й скоморох. В завершенье поиграем, в балалаечку сыграем.

2-й скоморох. Зайку старого споем, хороводповедем.

1-й скоморох. Ну-ка в круг вставайте, дети.

2-й скоморох. Маши, Паши, Вани, Пети.

Дети играют в русскую народную игру “Заинька”.

По окончании праздника всех участников мероприятия угощают блинами.

Правила русских народных игр, используемых в празднике “Масленица”

Игры,

“Просо”. Дети становятся в круг, поют:

А мы землю парили, парили.
А мы землю пахали, пахали.
А мы просо сеяли, сеяли.
А мы просо пололи, пололи.
А мы просо косили, косили.
А мы просо рушали, рушали.
А мы просо веяли, веяли.
А мы пшено сушили, сушили.
А мы кашу варили, варили.
Каждый куплет поется два раза.

При пении дети подражают движениям, которые обозначают слова.

Деление по командам. Игроки сходятся попарно. Надо обращать внимание на то, чтобы каждая пара состояла из игроков, приблизительно равных по силе, ловкости, умению играть. Сойдясь попарно, игроки сговариваются между собой о названиях, которые они намерены дать друг другу. Один дает себе название какой-нибудь птицы, другой – зверя, один -земли, другой -воды и т.д. Сговорившись, таким образом, пары подходят поочередно к той или другой матке и спрашивают: “Матка! Матка! Чего тебе надо? Это или то?” — и выговаривают принятые ими прозвища. Матка назначает, что ей нужно. Требуемый остается около нее, а другой идет ко второй матке.

“Двойные горелки”. Играющие делятся на две половины - правую и левую. Каждая становится одна от другой на расстоянии 10-12 м, но также парами в ряд одна за другою, как в обыкновенных горелках. Немного впереди и в середине между командами располагается отдельно пара водящих. Во время игры задние пары из каждой команды расцепляются и бегут один к другому по обеим сторонам своих колонн. Водящие их ловят, и те, которых поймали, становятся парой водящих. А непойманные образуют новые пары, которые становятся впереди команд.

“Бабки”. На пол ставят любые предметы в линию (небьющиеся, небольшого размера и неустойчивые). Играющие либо броском, либо катанием мяча стараются сбить эти предметы. Команда, сбившая наибольшее количество предметов, побеждает.

“Невод”. Играющие разбегаются по площадке. Один игрок — водящий. Он ловит детей, которые убегают от него, меняя направление движения. Поймав игрока, водящий берет его за руку, и они в паре ловят остальных. Каждый следующий пойманный присоединяется к ним. И так, пока не останется один, самый ловкий игрок.

“Заинька”. Играющие становятся в круг, а один — заинька — в середине круга. Он выполняет действия, о которых поется в песне:

Заинька, серенький, я хожу, гуляю вдоль по хороводу. Заинька, серенький, некуда заиньке выскочить. Заинька, серенький, некуда заиньке выпрыгнуть. Заинька, серенький, поскачи! Заинька, серенький, попляши!