Структура урока, время | Деятельность учителя, библиотекаря | Характеристика деятельности обучающихся |
I. Организация начала урока. Эмоциональный настрой. (1 мин.) | Учитель: Ребята,
начинаем урок литературного чтения. Давайте
покажем, что мы умеем, как мы научились работать,
какими знаниями овладели. Садитесь. Помогать в работе нам будет педагог-библиотекарь нашей школы. - С каким настроением начинаете урок? Покажите (красный – отличное, жёлтый – хорошее, зеленый – плохое). - Спасибо. Мне приятно, что у вас хорошее настроение. Я уверена – урок у нас получится. |
1. Встают из-за парт. 2. Внутренняя мобилизация. 3. Демонстрируют цветовыми сигналами своё настроение. |
II. Мобилизующий этап. (6 мин.) | Учитель: На прошедшем
уроке мы познакомились с произведением Андрея
Платонова “Разноцветная бабочка”. Литературные
критики так определили тему этого произведения:
“Пропетая сердцем сказка про человека”. Как вы понимаете это определение? - Я попросила, чтобы вы дома попробовали выразить цветовой гаммой те эмоции, которые испытали при перечитывании легенды. Посмотрите, какая цветовая гамма у вас получилась! У кого есть желание поделиться своими чувствами? |
1. Бабочка – это мечта,
которая увлекла мальчика и он забыл о маме. Но
какой бы ни была мечта, на Земле нет ничего
дороже, чем любовь мамы. 2. Это песня о маме, которая льётся из самого сердца. 3. Человек должен добиваться своей мечты, но не забывать о родном доме. 4. Для рисунка я взяла “холодные” краски, потому что мне не понравился Тимоша. 5. У меня разные краски. Красный цвет – это то, что мне понравилось, жёлтый – было грустно. А вот эти точки – я останавливался, чтобы подумать. |
III. Актуализация знаний: а) представление информационного проекта; б) работа с выставкой книг. (12 мин.) |
Учитель: Продолжит
урок группа ребят, которая со школьным
педагогом-библиотекарем выполняли
информационный проект по теме “Жизнь и
творчество А.Платонова”. Сейчас мы познакомимся
с итогами их работы. Педагог-библиотекарь: Все виды вашей исследовательской деятельности представлены на книжной выставки. По окончанию изучения этой темы на уроке весь материал будет демонстрироваться в школьной библиотеке. Андрей Платонов в своих произведениях ставит перед своими читателями, т. е. перед нами (очень разные, как вы показали на своих художественных работах) важный вопрос: Что главное для человека, в чём состоит основа жизни? Проектор. Рисунок 2. Я предлагаю, ребята, всем вместе найти ответ на этот вопрос на основе произведения “Разноцветная бабочка”. |
Первый ученик. - За помощью в своей работе над этим проектом мы обратились к специалисту школьной библиотеки, что позволило нам организовать свою деятельность в рамках, определяющих эффективный результат. Второй ученик. - Тему нашего проекта определил учитель “Жизнь и творчество А. Платонова”. Целью нашей работы была организация книжной выставки “Душа, взыскующая счастье”. В своей работе мы использовали информационные технологии. Поиск и подбор литературы заключался в следующем: осуществляли сначала тематический выбор материала, затем выявлялась необходимость поиска фактографических данных и адресных уточнений. - В ходе обработки информации, нам потребовалось определить назначения книг и организовать их по 4 разделам. Третий ученик. - Это книги самого писателя, т.е. его литературное наследие, где центральное место занимает наше произведение “Разноцветная бабочка”. Четвёртый ученик. - Далее мы представляем отдельные источники, в которых содержится материал о жизни и творчестве писателя Андрея Платонова. Второй ученик. - И конечно в нашей работе всегда используются справочные издания: словари и энциклопедии. Первый ученик. - Для того чтобы материал был услышан или увиден, по информационной технологии, его нужно ярко или звучно озаглавить. Первому разделу мы подобрали несколько вариантов: “Здесь всё пропето его сердцем”, “Мир и надежды А. Платонова”, “Душа, взыскующая счастье”, “Мир правды и жизни”. Проектор. Рисунок1. Нам кажется самое точное и лаконичное название, которое раскрывает творчество Андрея Платонова и подходит к нашему уроку это “Душа, взыскующая счастье”. Четвёртый ученик. - Второй раздел расшифрует нам такое название “Литературный портрет”. Второй ученик. - А справочная литература отвечает на вопросы ЧТО? ГДЕ? КОГДА? И по ним мы всегда можем её узнать. Пятый ученик. - Мы считаем, что в нашей выставке необходимо сопровождение материала цитатами, которые делают его интереснее, глубже по содержанию и раскрывают разные грани личности писателя. Четвёртый ученик. - Важный акцент в демонстрации исследовательской работы является материал “Персоналия + история Курского края”. И в данном случае, это прозвучит, так: “ Андрей Платонов и Курский край”. Первый ученик. - Работа с книгой позволяет не только самостоятельно выявлять информацию, но самое главное и ценное, использовать её в целях практического значения. Итогом нашей работы стало оформление четвёртого раздела выставки – как экспозиции наших творческих работ - это доклады, информационные листки о творчестве А.Платонова, тематические закладки. Всё сделано нашими одноклассниками. Третий ученик. Оценить нашу работу мы предлагаем в тетради отзывов. |
IV. Определение цели урока и постановка задач. (1 мин.) | Учитель: Цель перед
нами поставлена. - Сформулируем учебные задачи сегодняшнего урока: |
- учиться рассуждать,
логически мыслить, - развивать умение грамотно выражать свои мысли, - формировать умение строить умозаключение, - учиться отстаивать своё мнение, - учиться уважать мнение товарища. |
V. Физминутка. (2 мин.) | Учитель: Давайте
немного отдохнём. Послушаем музыку. Проектор. Рисунок 3. |
Дети слушают музыку. |
VI. Установка на работу. (5 мин.) | Учитель: Работая с
произведением, мы выяснили, сколько главных
частей. Сколько? (5) - Сейчас предлагаю вам групповую работу. Каждая группа работает по своему индивидуальному заданию. В результате работы – вы попробуете вывести формулу основы жизни. Проектор. Рисунок 4. - Вопросы есть? - Приступаем к работе. Время пошло. Педагог-библиотекарь: В карточках у вас выделены слова. Их толкование найдите в информационном уголке с помощью специалиста и словарей. |
- Их пять. 1. Работа с информационными листами 2. Несколько обучающихся работают со справочной литературой. 3. Обсуждение в группах. 4. Поиск материала в информационном уголке (значение выделенных слов) |
VII. Стадия практического
осмысления. (12 мин.) |
Учитель: Продолжаем
нашу работу. 1-я группа. Характеристика героя. - Для чего Тимоша убегал из дому? - Как вёл он себя после прогулок? - Что говорила и советовала ему мама? - Слушал ли Тимоша советы мамы? Какие черты характера вы выделили у Тимоши?: жестокость, упорство, упрямство, Педагог-библиотекарь: Работа со словарём (“Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля”). любознательность - жадность до знаний, любопытство - поверхностное отношение к знаниям. Проектор. Рисунок 5. Учитель: - Как вы думаете, нужны ли эти качества человеку? (обсуждение со всем классом) - Что выберем? - Спасибо. Садитесь. 2-я группа. Характеристика поступков героя - О чём напоминали Тимоше разноцветные бабочки? - Для чего Тимоша ловил бабочек? - Как случилось, что Тимоша убил бабочку? - Какой вопрос мучает Тимошу? Как вы оцениваете эти поступки Тимоши? Каким он был? Безразличие, любовь, эгоизм, жестокость, жалость, доброта. Педагог-библиотекарь: Работа со словарём (Ожегов С.И. “Словарь русского языка”). Учитель: - Ребята, согласны вы с таким выбором? (если жалость, то можно задуматься: ведь жалость часто обижает человека). В словаре обратиться к словарю синонимов можно найти другое толкование этому качеству – это слово сострадание. - Это качество должно сопровождать человека по жизни? - Мы его берём? Проектор. Рисунок 6. - Спасибо. Садитесь. 3-я группа. Проследить взаимосвязь между словами БАБОЧКА, ЗВЕЗДА, ПРОПАСТЬ. - Куда увлекла Тимошу бабочка? - Какое желание оказалось сильнее желания вернуться к маме? - Что увидел Тимоша в конце тропинки? - Как был наказан мальчик за своё непослушание? - Какую роль сыграла в судьбе Тимоши эта бабочка? - А как Тимоша себя повёл? - Как эти поступки раскрывают для нас героя? - Эти качества ведут к падению в пропасть Учитель: - Ребята, а какими качествами должен обладать человек, чтобы добиться своей мечты и не упасть в пропасть? - Какие из этих качеств заложим в формулу основы жизни? Проектор. Рисунок 7. 4-я группа. Что для Тимоши стало главным? - Почему Тимоша больше не ловил бабочек? - Что предпринял Тимоша, чтобы вернуться к маме? - Почему плакал? - Какие сны видел? Учитель: - Сумел ли понять Тимоша, что жил неправильно? Докажите. - Какие черты характера открылись в Тимоше? - Ребята, согласны вы с таким выбором? Проектор. Рисунок 8. Учитель: - Можно теперь подвести итог нашей работы? Учитель: - Я предлагаю перечитать заключительную часть рассказа. Читать будем по ролям. Сколько действующих лиц? - Какие черты характера раскрылись в Тимоше? Учитель: - Как охарактеризовать поступок, когда жертвуют своей жизнью во имя дорогого человека? Учитель: - В русском языке есть такое слово – самопожертвование (В словаре Ожегова – жертвование своими личными интересами ради других) Проектор. Рисунок 9. - Мать умерла счастливой, подарив сыну возможность правильно прожить жизнь. Проектор. Рисунок 10. |
1. Мы выбираем следующие
качества: любознательность, упорство. 2. Наш выбор: эгоизм, жестокость, безразличие, жалость. 3. Нет. 4. Мы выбираем следующие качества: любовь ко всему живому, сострадание. 5. Мы считаем, что Тимоша был: непослушный, непостоянный, забыл родных. 6. Человек должен быть добрым, целеустремлённым, настойчивым, трудолюбивым. 7. Мы выбираем для нашей формулы жизни следующие качества: целеустремлённость, настойчивость. 8. - Да. Он начал скучать без мамы, даже плакал. - Его уже не увлекали бабочки. Он трудился, чтобы пробиться сквозь горы домой. 9. - Любовь, раскаяние. трудолюбие. 10. Мы одобряем данный выбор. 11. - Нет, т.к. не дочитали до конца. 12. - Автор, мама, Тимоша. 13. - Мы выбираем следующие качества: раскаяние, любовь к матери, трудолюбие. 14. - Смелый поступок, добрый. - Если человек жертвует жизнью ради другого, то такой поступок можно назвать подвигом. |
VIII. Стадия понимания. (3 мин) | Можем мы теперь ответить на
вопрос, поставленный перед нами в начале урока? Проектор. Рисунок 11. Что главное для человека, в чём состоит основа жизни? - Загляните каждый себе в душу. Какие качества вы хотите воспитать в себе, чтобы быть самому счастливым, чтобы ближние получали бы удовольствие от общения с вами? Педагог-библиотекарь: Кто нам помог определить, понять какой поступок хороший, какой – плохой? |
1.Ответы детей 2. Ответы детей. 3. - Герои произведения “Разноцветная бабочка”: бабочка, Тимоша и самый яркий образ старушки-матери Анисьи. - Жизнь и творчество Андрея Платонова пример для нас. Он ярко показал, что должно быть главное в основе жизни человека. Он был целеустремлённым, настойчивым, трудолюбивым, упорным. В своём сердце он держал сострадание и любовь ко всему живому. |
IX. Итог урока. Рефлексия.(4 мин.) | - Сохранилось ли у вас
настроение или изменилось? - Покажите. Спасибо. - Что было интересным на уроке? - Когда возникали затруднения? - Что помогало в работе? - Оцените работу своих товарищей. - Ребята, мне с вами было приятно работать. Спасибо за урок. |
1. Обратная связь сигналами
настроений. 2. Индивидуальные ответы обучающихся. |
X. Домашнее задание. (1 мин.) | - Выберите то задание,
которое вам по силам: 1. Чтение отрывка. 2. Составить рассказ от лица бабочки. 3. Сочинение “О чём задумался Тимоша?” |
1. Запись задания в
дневники. 2. Организованное окончание урока. |
Структура урока (в редакции автора) Приложение 1