Викторина по физике "Почему?"

Разделы: Физика, Внеклассная работа


Физика занимает особое место среди учебных дисциплин. Она даёт учащимся представление о научной картине мира. Большой, сложный и разнообразный материал физики может быть осознанно усвоен лишь тогда, когда обучение происходит при оживлённом участии самих учащихся, когда у них развиты навыки самостоятельной работы. Только при этих условиях мы можем воспитать инициативных, умелых, творческих, энергичных людей. Развитие активности учащихся тесно связано с интересом, который возбуждают как содержание учебного материала, так и сам процесс организации познавательной деятельности учащихся. Следовательно, преподавание физики должно быть ориентировано на то, чтобы вызвать у учащихся живой, неослабевающий интерес, притягивающий их внимание. Поэтому игра на уроках физики приобретает большое значение.

Викторина – это игровая форма, которую любят учащиеся. Если эту игру сделать в нетрадиционной форме и перенести её в такую ситуацию, где все предметы и явления, о которых идёт речь, существуют реально, то викторина становится особенно интересной.

В повседневной жизни мы часто сталкиваемся со многими привычными вещами, о которых так мало знаем, а иногда даже не можем ответить на самый простой вопрос о различных физических явлениях, связанных с тем или иным предметом. Вызвать интерес учащихся к изучению физики можно с помощью проведения викторины, в которую включены вопросы из повседневной жизни. Задания викторины помогут учащимся заглянуть за страницы учебника, расширят их кругозор. Данный материал может быть использован как на уроках, так и при проведении внеклассных мероприятий.

Цели викторины:

- активизация познавательной деятельности учащихся;

- привитие интереса к предмету, углубление и расширение знаний;

- развитие коммуникативных способностей учащихся.

Задачи:

- дать учащимся возможность реализовать интеллектуальные способности;

- обеспечить условия для установления хороших взаимоотношений;

- способствовать развитию умения принимать коллективное решение.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, песочные часы.

Участники: команды-участницы, учителя, члены жюри.

Эпиграф:

Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
Мы в поход отправляемся смело –
В мир загадок и сложных задач.

Ход мероприятия

Учебная группа делится на две команды, выбираются капитаны. Командам - участницам сообщаются правила ведения игры. Одна из команд отвечает на чётные вопросы, а другая – на нечётные (по жребию). На обсуждение вопроса командой наложен регламент – 1 минута. За каждый верный ответ команда получает 1 балл. Если ответ неверный, то даётся возможность ответить другой команде. За правильный ответ – 1 балл. Оценивать правильность ответов будет компетентное жюри (представление жюри).

Вопросы викторины:

1. Прошёл человек по сырому песку –
Водой напитался оставленный след.
За ним и другой... Объясни, почему?
И дай мне быстрее ответ.

(Песок под ногами уплотняется. По образовавшимся капиллярам поднимается вода, и след намокает.)

2. Дым от костра восходит ввысь
И тает, уходя во тьму.
Ты у костра, ты приглядись:
Уходит ввысь…А почему?

(Дым от костра плотный, его плотность меньше, чем плотность более холодного воздуха, и он поднимается вверх под действием архимедовой силы.)

3. Во дворе мороз стоит,
Под ногами снег скрипит.
Ты подумай, расскажи,
Почему скрипит, скажи?

(Снежинки имеют кристаллическую структуру, и поэтому под ногами снег скрипит, так как ломаются сотни тысяч снежинок-кристалликов.)

4. А в зное тают облака.
Любуясь, можно удивиться,
Что в искрах катится река,
Но почему она искрится?

(На поверхности воды всегда есть рябь, а её можно представить как совокупность вогнутых и выпуклых зеркал. Вогнутые зеркала фокусируют солнечные лучи, поэтому на воде появляются яркие искорки. Но так как вода перемещается, то кажется, что искорки вспыхивают и гаснут.)

5. Мальчишки, радостный народ,
Коньками чистый режут лёд.
Но почему в том месте мы на льду
Увидим белой борозду?

(Если лёд чистый, без пузырьков воздуха, то он будет прозрачен. А если на таком льду оставить царапину, то свет, падающий на неё, будет рассеиваться, так как непрозрачность обусловлена рассеяньем света, поэтому царапины на льду видны хорошо.)

6. Зимним днём расселись гости
Всюду в комнате моей,
Окна быстро запотели
Почему, скажи скорей?

(В зимнее время на улице холодно, а в комнате тепло. Ненасыщенный пар, выдыхаемый лёгкими людей, при соприкосновении с холодными стёклами окон становится насыщенным, выпадает роса, то есть окна потеют, если в комнате много людей.)

7. Белый след за самолётом
Виден в синей вышине.
Почему он возникает,
Кто точней ответит мне?

(Летящий самолёт, выбрасывает частички дыма, вносит тем самым в пар центры конденсации. Пар быстро конденсируется, и за самолётом образуется облачный след.)

8. Над лучами, над водой
Хлынул дождик проливной.
Но почему потом повисло
Цветное в небе коромысло?

(Радуга возникает вследствие полного отражения и дисперсии лучей в дождевых каплях. При этом цветные лучи рассеиваются с наибольшей интенсивностью в направлении, образующем угол 420 с направлением солнечных лучей.)

9. Пред тобою звонкий мяч
Ударяется о землю, мчится вскачь.
Почему же этот мячик
Так красиво, быстро скачет?

(При ударе мяч деформируется, при этом возникает сила упругости, и мяч под действием этой силы устремляется вверх, а затем под действием силы тяжести вновь падает на землю.)

10. Алмаз и гранит не похожи на вид -
Но так разнолик углерод.
Почему же встречается чаще графит,
А алмазу, увы, не везёт?

(Для образования алмаза требуются высокие температуры и высокие давления, поэтому алмазы могли образоваться только в глубинах Земли. Графит мог образоваться при менее высоких температурах и давлениях, поэтому он встречается на земле чаще.)

11. Жарче день – обильней росы
Серебрят ночную тьму.
Осаждаются повсюду.
Кто ответит, почему?

(В жаркий день испаряется больше воды, чем в обыкновенный день, и абсолютная влажность воздуха возрастает, поэтому под утро при охлаждении воздуха конденсируется больше пара, и будет обильней роса.)

12. Объясните мне, ребята,
Отвечая на вопрос:
Почему такой расцветки
Чудо-крылья у стрекоз?

(Окраска крыльев стрекоз объясняется интерференцией солнечного света в прозрачной плёнке, покрывающей крылья стрекоз и имеющую разную толщину в разных местах.)

13. Загудел вдруг пароход,
Видно, задний дал он ход.
Но почему в тумане звук
Далеко услышан вдруг?

(В туманную погоду воздух более однороден, отсутствуют конвекционные потоки, поэтому звук будет слышен на более далёком расстоянии, чем в солнечную погоду.)

14. Слетают птицы с проводов,
Когда включают ток.
Включают ток – взлетают вдруг…
Но почему, ответь мне, друг?

(При включении тока высокого напряжения на перьях птиц возникает статический электрический заряд, вследствие чего перья птиц топорщатся и расходятся, а это пугает птиц, и они слетают с проводов.)

15. Бензина на воде пятно –
Переливается оно.
Зелёный, красный видим цвет,
Но почему, ты мне ответь?

(Радужные полосы в тонкой плёнке возникают в результате интерференции световых волн, отражённых от верхней и нижней границ пятна. Вследствие интерференции будет происходить гашение одних цветов спектра и усиление других. Поэтому места плёнки бензина, обладающие разной толщиной, будут окрашены в разные цвета.)

16. Если ртуть на пол прольётся,
Мигом в шарик соберётся.
Ты ответь мне, почему,
Поясни, и я пойму?

(Несмачивающая жидкость принимает форму шара, то есть минимальную поверхность, а смачивающая жидкость растекалась бы по поверхности пола. Ртуть не смачивает дерево.)

17. Гальванических покрытий
Нынче множество кругом.
Почему для них берутся
Чаще никель или хром?

(Металлы никель и хром обладают большой химической стойкостью, механической прочностью и после полировки дают красивый блеск.)

18. Если взять два разных тела
И в жидкость опустить.
Почему одно всплывает,
А другое вмиг ко дну?

(Если у тела плотность меньше, чем у жидкости, то оно всплывает, а если больше, чем у жидкости, то тело тонет.)

Подведение итогов.

Слово жюри. Награждение команд.

Презентация.

Список литературы:

  1. Горлова Л. А. Нетрадиционные уроки, внеурочные материалы.: Вако, 2006.
  2. Ланина И.Я. Не уроком единым. Развитие интереса к физике. М.: Просвещение, 2002.
  3. Интернет-ресурсы: www.wikipedia.ru