Цель: подготовить учащихся к написанию сочинения по заданному высказыванию.
Задачи:
- совершенствовать умение выделять ключевые слова в тексте, определять его тему и идею;
- научить формулировать тезис и доказывать его примерами из текста;
- сформировать умение создавать текст заданной конструкции.
Поскольку в 2012-2013 учебном году изменился формат задания С2, главная задача учителя – научить писать сочинение по тексту – усложнилась: учащийся в первую очередь должен показать умение понимать смысл заданного высказывания и уметь находить аргументы для доказательства своей мысли, привлекая примеры из художественного текста. Работа по подготовке к такому сочинению должна носить поэтапный характер.
1 этап – ознакомить учащихся с требованиями к сочинению (они указаны в задании С2).
1. Написать сочинение – рассуждение.
2. Дать собственное толкование цитаты или использовать её в качестве тезиса.
3. Доказать правильность высказывания: привести аргументы из представленного текста.
4. Раскрыть тему на лингвистическом материале, используя научный или публицистический стиль.
5. Примеры приводить в виде цитат или указывая номера нужных предложений.
6. Объём – не менее 70 слов.
Необходимо предложить учащимся удачный вариант сочинения по высказыванию Г.Степанова “Словарь языка свидетельствует о том, что думает человек, грамматика – как он думает”, чтобы они смогли увидеть, как надо излагать материал в соответствии со структурой сочинения-рассуждения. (Первый абзац – тезис, второй и третий – доказательства /одно – из лексики, второе – из грамматики/, четвёртый абзац – вывод).
2 этап – ознакомить учащихся с критериями оценивания сочинения.
СК1 – наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос /2б/
СК2 – наличие примеров-аргументов /2б/
СК3 – смысловая цельность, речевая связность и последовательность /2б/
СК4 - композиционная стройность /1б/
- ознакомить учащихся с критериями оценивания грамотности и фактической точности речи.
ГК1 – соблюдение орфографических норм /2б/
ГК2 – соблюдение пунктуационных норм /2б/
ГК3 – соблюдение грамматических норм /2б/
ГК4 – соблюдение речевых норм /2б/
ГК5 – фактическая точность речи /2б/
(10б – сумма оценки за изложение и сочинение)
/Более подробно – в демонстрационной версии, которую можно распечатать каждому учащемуся, чтобы они смогли понять, за что снимаются баллы./
3 этап – дать понятие о видах грамматических и речевых ошибок и способах их исправления. Приложение
Фактические ошибки связаны с неверным толкованием текста , нарушениями в передаче имён собственных, дат, искажении (преувеличении или преуменьшении) фактического материала.
5 этап – показать, какие лексические и синтаксические средства выразительности необходимо видеть в тексте, чтобы с их помощью доказывать свою мысль.
Лексические: многозначность (полисемия), переносное значение слова (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия), омонимы (омофоны, омографы, омоформы), синонимы, антонимы (оксюморон), лексический повтор, фразеологизмы, диалектные слова, профессионализмы, устаревшие слова (архаизмы и историзмы), неологизмы.
Синтаксические: риторический вопрос, обращение, восклицание, антитеза, синтаксический параллелизм, инверсия, многосоюзие и бессоюзие, градация.
Практическая работа на этом этапе будет связана с исследованием текстов, выявлением в них лексических и синтаксических средств выразительности.
6 этап - работа с высказываниями лингвистов и писателей может осуществляться по материалам Федерального института педагогических измерений “ГИА. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты” (под редакцией И.П.Цыбулько).
Чтобы понять смысл высказывания, надо найти в нём ключевые слова. Так, в высказывании Г.Степанова – это: “словарь – что думает, грамматика – как думает”.
Провести такую работу необходимо на примере нескольких цитат, чтобы научить не только находить верно ключевые слова, но и правильно их истолковывать.
А кроме того показать, что некоторые высказывания требуют доказательств только из одного раздела лингвистики. Например, слова А.А.Зеленецкого: “Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов” или высказывание С.И.Львовой “Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый “характер”.
Можно разбить все высказывания на группы в соответствии с разделами языкознания, к которым их можно отнести.
Поработать над истолкованием всех высказываний в данном сборнике можно и с помощью минисочинений, начинающихся словами “Я понимаю это высказывание так :…”, “Смысл данного высказывания заключается в следующем :…”
7 этап – создание текста сочинения с использованием речевых клише.
Я понимаю это высказывание так :…,
Смысл данного высказывания заключается в следующем :…
Докажем правоту …(автора) примерами из текста….(автора)
Во-первых, в данном тексте есть….
Они используются для того, чтобы…
Во-вторых, в предложениях №…
С помощью таких предложений автор хотел показать…
Таким образом (итак), мы доказали, что…
Подобные речевые клише помогут слабым учащимся освоить структуру сочинения-рассуждения.
8 этап – анализ сочинений. Его можно провести, предоставив учащимся возможность самостоятельно оценить работы товарищей по критериям СК и ГК и сравнить свои оценки с оценками учителя.