Цели урока.
Образовательные
- дифференциация твердых и мягких согласных на слух и при произношении, обозначение твердости/мягкости согласных посредством гласных букв;
- формирование “семантического поля” слова “лиса”, подбор родственных слов в лексико-грамматической теме “Дикие животные”;
- закрепление понятия “родственные слова”.
Коррекционные:
- развитие общей, мелкой и артикуляторной моторики, работа над дыханием;
- развитие фонематического слуха и восприятия;
- развитие навыков звукослогового анализа и синтеза;
- дифференциация звуков “с”, “сь” в слогах и словах;
- уточнение, расширение и активизация словаря через формирование “семантического поля” слова “лиса” посредством подбора родственных слов и работой над полисемией слов (“лисий взгляд”);
- развитие психологической базы речи:
- активизация мыслительной деятельности
(загадки, логические задачи и игры),
- развитие зрительного восприятия, зрительной
памяти, зрительно-пространственной
ориентировки,
- развитие слухового восприятия, слухового
внимания и слуховой памяти.
Воспитательные:
- развитие наблюдательности к природным изменениям;
- воспитание самоконтроля за устной и письменной речью;
- формирование учебно-познавательной мотивации.
Ход урока
1. Организационный момент.
— Какое сейчас время года? (Зима)
— На улице холодно и чтобы нам не замерзнуть, давайте сделаем зарядку:
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Правую руку вверх — ах!
Левую руку вверх — ух!
Ах — ух! Ах — ух!
— Стало рукам тепло, но пальчики мерзнут, согреем пальчики, наденем “перчатки”.
На правую руку (левую руку):
Стало тепло мизинчику,
стало тепло безымянному пальчику,
стало тепло среднему пальчику,
стало тепло большому пальчику.
— А теперь разотрем замерзшее лицо.
Растираем лоб,
растираем щеки,
растираем подбородок,
растираем шею.
— Погреем наши губки и язык (артикуляционная гимнастика):
- “Трубочка” — удерживать на счет до пяти.
- “Улыбка” — Удерживать на счет до пяти.
- Чередование “трубочки” и “улыбки”.
- “Пароходик” — удерживание на счет до пяти.
— На какой звук язык поднимается “пароходиком”?
2. Сообщение темы занятия.
— Сегодня на уроке мы будем учиться различать звуки “С-СЬ”.
3. Изолированное произнесение звуков.
— Д/И “Произнеси нужный звук”.
4. Сравнительный анализ артикуляции звуков по плану (пособие “Звуковой домик”).
— Что общего в артикуляции звуков “С-СЬ”?
— Чем отличается их артикуляция?
5. Характиристика звуков.
— Дай характеристику звуку “С” и “СЬ”.
— Чем похожи эти звуки?
— Чем они отличаются?
6. Связь звуков и буквы.
— Какими буквами на письме обозначают эти звуки? (Выкладывание из шнурка буквы С)
7. Развитие фонематического слуха.
Дифференциация звуков в слогах. (Работа по слоговой таблице)
са | ся | са | ся |
со | сё | со | сё |
су | сю | су | сю |
сы | си | сы | си |
сэ | се | сэ | се |
— Прочитай первый столбик. (Какой звук “С-СЬ” слышится в этих слогах)
— Какие гласные буквы указывают на твёрдость согласного, стоящего перед ними?
— Прочитай слоги из второго столбика.
— Д/И “Будь внимателен” — движение по слоговой таблице:
1 кл. вправо
1 кл. вниз
2 кл. влево
Дифференциация звуков в слогах.
— Послушай и отгадай загадку:
“Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый - краса,
А зовут её -… (Лиса)
— Д/И “У лисы…”.
— Повтори начало предложения и закончи его.
У лисы одна голова, одно ….(туловище), один ….(хвост, нос, рот), четыре ….(лапы).
— Д/И “Четвёртый лишний”.
Семантическое поле слова “лиса”.
Уточнение значения слова — лиса.
Лиса — это дикое животное с длинным пушистым хвостом.
Звуковой анализ слова “лиса”.
— На каком месте звук “С”?
Подбор родственных слов.
— Вспомни, какие слова называются родственными?
- Папа — лис …..
- Мама — лиса …..
- По другому лису называют …..
- Ласково называют …..
- Детёныш лисы …..
- Чей хвост у лисы? …..
— Что означает выражение “лисий взгляд”? … (Хитрый)
8. Итог занятия с оценкой работы ребёнка.