Индивидуальный подход в развитии общеречевых компетенций учащихся в логопедических занятиях

Разделы: Логопедия


Цели урока.

Образовательные

  • дифференциация твердых и мягких согласных на слух и при произношении, обозначение твердости/мягкости согласных посредством гласных букв;
  • формирование “семантического поля” слова “лиса”, подбор родственных слов в лексико-грамматической теме “Дикие животные”;
  • закрепление понятия “родственные слова”.

Коррекционные:

  • развитие общей, мелкой и артикуляторной моторики, работа над дыханием;
  • развитие фонематического слуха и восприятия;
  • развитие навыков звукослогового анализа и синтеза;
  • дифференциация звуков “с”, “сь” в слогах и словах;
  • уточнение, расширение и активизация словаря через формирование “семантического поля” слова “лиса” посредством подбора родственных слов и работой над полисемией слов (“лисий взгляд”);
  • развитие психологической базы речи:
  • - активизация мыслительной деятельности (загадки, логические задачи и игры),
    - развитие зрительного восприятия, зрительной памяти, зрительно-пространственной ориентировки,
    - развитие слухового восприятия, слухового внимания и слуховой памяти.

Воспитательные:

  • развитие наблюдательности к природным изменениям;
  • воспитание самоконтроля за устной и письменной речью;
  • формирование учебно-познавательной мотивации.

Ход урока

1. Организационный момент.

— Какое сейчас время года? (Зима)

— На улице холодно и чтобы нам не замерзнуть, давайте сделаем зарядку:

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Правую руку вверх — ах!

Левую руку вверх — ух!

Ах — ух! Ах — ух!

— Стало рукам тепло, но пальчики мерзнут, согреем пальчики, наденем “перчатки”.

На правую руку (левую руку):

Стало тепло мизинчику,

стало тепло безымянному пальчику,

стало тепло среднему пальчику,

стало тепло большому пальчику.

— А теперь разотрем замерзшее лицо.

Растираем лоб,

растираем щеки,

растираем подбородок,

растираем шею.

— Погреем наши губки и язык (артикуляционная гимнастика):

  • “Трубочка” — удерживать на счет до пяти.
  • “Улыбка” — Удерживать на счет до пяти.
  • Чередование “трубочки” и “улыбки”.
  • “Пароходик” — удерживание на счет до пяти.

— На какой звук язык поднимается “пароходиком”?

2. Сообщение темы занятия.

— Сегодня на уроке мы будем учиться различать звуки “С-СЬ”.

3. Изолированное произнесение звуков.

— Д/И “Произнеси нужный звук”.

4. Сравнительный анализ артикуляции звуков по плану (пособие “Звуковой домик”).

— Что общего в артикуляции звуков “С-СЬ”?

— Чем отличается их артикуляция?

5. Характиристика звуков.

— Дай характеристику звуку “С” и “СЬ”.

— Чем похожи эти звуки?

— Чем они отличаются?

6. Связь звуков и буквы.

— Какими буквами на письме обозначают эти звуки? (Выкладывание из шнурка буквы С)

7. Развитие фонематического слуха.

Дифференциация звуков в слогах. (Работа по слоговой таблице)

са ся са ся
со сё со сё
су сю су сю
сы си сы си
сэ се сэ се

— Прочитай первый столбик. (Какой звук “С-СЬ” слышится в этих слогах)

— Какие гласные буквы указывают на твёрдость согласного, стоящего перед ними?

— Прочитай слоги из второго столбика.

— Д/И “Будь внимателен” — движение по слоговой таблице:

1 кл. вправо

1 кл. вниз

2 кл. влево

Дифференциация звуков в слогах.

— Послушай и отгадай загадку:

“Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый - краса,
А зовут её -… (Лиса)

— Д/И “У лисы…”.

— Повтори начало предложения и закончи его.

У лисы одна голова, одно ….(туловище), один ….(хвост, нос, рот), четыре ….(лапы).

— Д/И “Четвёртый лишний”.

Семантическое поле слова “лиса”.

Уточнение значения слова — лиса.

Лиса — это дикое животное с длинным пушистым хвостом.

Звуковой анализ слова “лиса”.

— На каком месте звук “С”?

Подбор родственных слов.

Вспомни, какие слова называются родственными?

  • Папа — лис …..
  • Мама — лиса …..
  • По другому лису называют …..
  • Ласково называют …..
  • Детёныш лисы …..
  • Чей хвост у лисы? …..

— Что означает выражение “лисий взгляд”? … (Хитрый)

8. Итог занятия с оценкой работы ребёнка.