Урок окружающего мира по теме "Охрана животных". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели урока: познакомить детей с Красной книгой и животными, которые в неё внесены; учить бережно относиться к животным; рассмотреть экологические правила, которые должны выполнять люди.

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок!

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку.

2. Проверка домашнего задания.

Опрос по пройденному на прошлом уроке:

- Как размножаются животные?

- Чем отличается размножение зверей от размножения всех других животных?

- Как заботятся о своём потомстве птицы и звери?

- Расскажите о том, как размножаются и развиваются насекомые.

3. Сообщение темы и целей урока. (Cлайды № 2-5. Презентация)

Берегите эти воды, эти земли,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверят внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя. Е. Евтушенко

- Как вы понимаете эти строки?

- О каких зверях внутри нас говорит автор? (Это человеческие пороки: жадность, злость, лень и т.п.)

- К чему призывает автор?

- Какова же тема нашего урока?

Найдите в учебнике.

4. Введение в тему. (Слайды № 6-15)

- Посмотрите на экран: как прекрасен этот мир! Не правда ли, прекрасны творения природы, представленные на этих фотографиях и рисунках! Ими б только восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, если бы не одно тягостное обстоятельство: почти все они занесены в Красную книгу. А это означает, что, если сегодня не защитить их от истребления, завтра они исчезнут с лица Земли.

5. Постановка учебной задачи.

- Как вы думаете, на какой вопрос мы должны будем ответить в течение урока? (Как уберечь животных от исчезновения?)

- Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю поработать по следующему плану и провести небольшое исследование.

План на доске:

  1. Красная книга. Для чего она нужна?
  2. Причины исчезновения животных.
  3. Животные из Красной книги.
  4. Меры по охране животных.

6. Физкультминутка.

Мы немножко отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в сторону, вперёд,
На опушке зайка ждёт.

(Дети выполняют движения.)

Зайка прыгал под кустом,
Приглашая нас в свой дом.

(Прыгают на одной ноге, затем на двух.)

Руки вниз, на пояс, вверх,
Убегаем мы от всех.

(Бег на месте.)

Побежим скорее в класс.
Там послушаем рассказ.

(Садятся за парты.)

7. Знакомство с Красной книгой. (Слайд № 16 )

Начиная с 1600 г., на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причём более половины из них – за последние 50 лет. За малым исключением, все эти животные вымерли по вине человека. К началу 20-го века стало очевидно, что необходимо принимать специальные меры по спасению животного и растительного мира.

В 1948 году в небольшом городке Фонтенбло на международной конференции был основан Международный союз охраны природы и природных ресурсов. Его главной задачей было выявление видов животных, а позднее растений, которые находились на грани исчезновения и требовали незамедлительной заботы человека (также нужны были рекомендации по их спасению).

Тогда была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба спасения составила мировой список с пояснениями, в который входили животные и растения, находящиеся на грани исчезновения, и редкие виды. В этом списке нужно было указать причину такого состояния. И учёные решили назвать этот список Красной книгой.

Учитель читает стихотворение “Красная книга”.

Охраняется Красной книгой
Столько разных животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
Красная книга, Красная!
Значит природа в опасности!
Значит нельзя терять даже мига.
Всё живое хранить зовёт,
Пусть зовёт не напрасно
Красная книга, Красная книга! В. Дубровин

- Для чего нужна Красная книга?

Красная книга нас информирует, какие растения и животные в опасности. Она призывает изучать природу. Эта книга предупреждает, что, то или иное животное, растение в беде. Его надо охранять.

- Как вы думаете, почему назвали именно Красной книгой, а не жёлтой, синей? (Красный цвет – это значит внимание, стоп, не убивайте животных, не губите растения.)

Красная книга – это сигнал опасности. Красная книга не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учёными о животных и растениях. Составление первого варианта Красной книги потребовало 14 лет. Позднее она ещё раз переиздавалась.

- Как вы думаете, почему Красная книга переиздавалась? (Появились новые виды животных и растений, которые находятся на грани исчезновения.)

8. Причины исчезновения животных.

- Посмотрите слайды. (Слайд № 17)

- О чём они говорят?

- Прочитайте текст на стр. 112 и сделайте вывод: каковы причины исчезновения животных?

Дети читают текст и делают вывод.

Вырубая леса, загрязняя реки, моря, люди губят множество животных. А для животных леса, реки, озёра – это дом.

9. Животные Красной книги. (Слайды № 18-24)

- Животные играют большую роль в природе. Вспомните, какую?

Без них многие растения не могли бы размножаться и расселяться. Необходимы животные и людям.

- Как вы думаете, для чего? (Употребляем в пищу. У некоторых животных ценный мех.)

Давайте послушаем сообщения о животных, которые нуждаются в охране.

Выступления детей.

Розовый фламинго

Это удивительно красивые птицы с нежно-розовым оперением живут у воды. Питаются они рачками, насекомыми, семенами водных растений. Живут фламинго 25–30 лет. Птица эта стала редкой, поскольку многие десятилетия подвергалась преследованию ради вкусного мяса, пера и пуха. Розовый фламинго занесён на страницы Красной книги. Охота на эту птицу запрещена.

Белый медведь

Белые ледяные просторы, ни травинки, ни былинки круглый год. В таких условиях живёт владыка Арктики – белый медведь. Это самый крупный хищный зверь. Живёт он долго, почти 40 лет. Издавна люди охотятся на белых медведей. Они используют их мясо в пищу – для хозяйственных целей, шкуру – для одежды и предметов обихода. В результате началось сокращение численности белых медведей. Это послужило сигналом тревоги. Сейчас численность белых медведей хотя и медленно, но растёт.

Журавль

В нашей стране обитает семь видов журавлей: серый, красавка, канадский, даурский, чёрный, белый (или стерх), японский. Всего в мире 14 видов журавлей. Японский, даурский, чёрный и белый журавли внесены в Красную книгу. Эти птицы находятся под угрозой исчезновения. Пока не поздно, журавлей надо спасать. Журавли разных видов имеют много общего. Они стройны, у них длинные ноги, длинная шея, большой клюв. Большим клювом они добывают насекомых, семена, моллюсков, корни растений, ягоды.

Тигр

В семействе диких кошек тигр – самый крупный зверь. Тело его длиной до 4 метров, весит приблизительно 390 кг. В 1947 году в нашей стране была запрещена охота на полосатого красавца, а отлов тигрят для зоопарка допускается только по специальному разрешению. В конце 19 века тигров было около 100 000 особей. Затем количество тигров резко сократилось. Некоторые убивали тигров из-за суеверий. Китайские и корейские знахари дорого платили за тушу тигра, говорили, что они готовят из разных частей тела лекарства от трусости, слабости, когти тигра служили талисманами.

Лебеди

Со времён глубокой древности лебедь, одна из самых крупных и сильных птиц, служит символом красоты и любви, чистоты и нежности. Огромные белые птицы на синем апрельском небе – это незабываемо красивое зрелище. Но ещё красивее кажется лебедь на уединённом озере в глухом лесу. Гнездятся лебеди по глухим, малодоступным озёрам, в густейших камышах – это чуткие и осторожные птицы. В неволе белый лебедь быстро становится ручным, мирно живёт в зоологических садах. Лебедь – прекрасное и теперь редкое животное, охота на него в нашей стране запрещена.

- Меры по охране природы, которые предпринимает человек, дают хорошие результаты. Об этом свидетельствуют уже спасённые животные. Например, соболь, бобр.

Соболь

Соболь обладает превосходным мехом, который высоко ценится. В далёком прошлом соболи населяли всю тайгу царской России и были золотым фондом казны. Но затем вследствие хищнического истребления запасы соболя катастрофически упали, и ему грозило полное исчезновение в природе. Большую роль в сохранении этого вида сыграл запрет охоты и создание заповедников. Их стали разводить на зверофермах. Кроме того, соболи были выпущены на волю в подходящие для них районы Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока, где они хорошо прижились.

Бобры

Грызун крупных размеров: длина тела до 120 см. населяет медленно текущие реки с берегами, поросшими кустарником и деревьями. Для питания или строительства плотин и хаток могут подгрызать деревья разной толщины, иногда до 1 метра. Хорошо плавает и ныряет. Иногда бобры делают плотины, поднимая уровень воды. Имеют ценный мех. За что и истреблялись человеком.

10. Физкультминутка.

Филин.

Закрыть глаза на 3–4 секунды.

Широко раскрыть глаза, смотреть вдаль и не моргать в течение 5–6 секунд.

11. Экологические правила.

- Посмотрите, нам в класс поступили жалобы от животных:

Жалоба 1

“Ох, и не любят же меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится, и глаза, говорят у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба”.

- Кто это? (Это сова) (Слайд № 25 )

Сова с 1964 года находится под охраной государства. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна.

Жалоба 2

“Сама знаю, что не красавица. А окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то ещё камнем бросят или ногой пнут. А за что? польза от меня большая”. (Слайд № 26 )

Это жаба. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу – и они исчезнут.

- Помните, беречь нужно и тех животных, которые не внесены в Красную книгу. Это хорошо известные вам животные: белка, ёж, синица, дятел, лягушки и др. Их жизнь часто зависит от тебя, от твоего поведения в природе.

(Слайды № 27–29)

Ученица читает стихотворение.

На одной планете
Дружно жили дети.
Не разоряли гнёзда птиц
Ради нескольких яиц.
Не ловили по дубравам
Рыжих белок для забавы,
Травку не топтали,
Рек не загрязняли!
Все старательно, с умом
Берегли свой общий дом
Под названием Земля,
Где живём и ты, и я! С. Крупина

- А теперь объясните, что обозначают эти запрещающие знаки.

(Слайд № 30)

- Какие экологические правила вы можете ещё добавить?

Ответы детей.

12. Закрепление.

Многое делается по охране животных. В нашей стране принят закон об охране и использовании животного мира. Под особой охраной находятся животные в заповедниках. В нашей стране около 150 заповедников. В каждом заповеднике есть особенно ценные объекты, охране которых уделяют особое внимание. (Слайды № 31–35)

В нашей области тоже есть заповедник. Это Воронежский государственный природный биосферный заповедник. Первоначально целью создания заповедника в 1923 г. являлась охрана немногочисленной популяции речного бобра, находящегося в то время на грани исчезновения, а с 1927 г. целью его работы стала охрана и изучение всех природных комплексов и объектов, находящихся на территории Усманского бора. Осенью мы побывали на экскурсии в этом заповеднике, посмотрели бобровую ферму, посетили музей природы.

Чтение учителем стихотворения. (Слайд № 36)

Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой;
И шепчут мне материки:
Ты береги нас, береги!
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза!
И тихо просят родники:
Ты береги нас, береги!
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега,
И слышу голос я реки:
Ты береги нас, береги!
Остановил олень свой бег:
- Будь человеком, человек!
В тебя мы верим – не солги.
Ты береги нас, береги!
Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру:
“Я сберегу вас, сберегу!”.

13. Итог урока.

- Как же уберечь животных от исчезновения?

- Что можете сделать вы для этого?

Литература

  1. Бакал С. Н., Бардин А. В., Даревский И. С. “Редкие животные нашей страны” - Л.: Наука, 1990. – 311 с.
  2. Буклет “Воронежский государственный природный биосферный заповедник”.
  3. Иллюстрации взяты с сайта Яндекc.картинки.
  4. Дмитриева О. И., Максимова Т. В. Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир”: 3 класс. М.:ВАКО, 2010.
  5. Плешаков А. А. Зеленый дом: Методическое пособие к системе учебных курсов с экологической направленностью для начальной школы. – М.: Просвещение, 1997.