“Сделать учебную работу насколько
возможно интересной для ребёнка и не превратить
её в забаву —
это одна из важнейших и труднейших задач
дидактики”.
К. Д. Ушинский
Как известно, знания, полученные без интереса, не становятся полезными. Поэтому одной из труднейших и важнейших задач дидактики как была, так и остается проблема воспитания интереса к учению. В связи с этим учителями ведется поиск эффективных форм и методов обучения математике, которые способствовали бы активизации учебной деятельности, формированию познавательного интереса. Одной из таких форм является математическая игра.
Структура математической игры
Математическая игра имеет устойчивую структуру, которая отличает ее от всякой другой деятельности. Основными структурными компонентами математической игры являются:
- игровой замысел,
- правила,
- игровые действия,
- содержание,
- оборудование,
- результат игры.
Организационные этапы математической игры
Первый этап – это предварительная работа. На этом этапе происходит выбор самой игры, постановка цели, разработка программы ее проведения.
Второй этап – подготовительный. Во время подготовительного этапа учащиеся знакомятся с правилами игры, происходит психологический настрой на игру.
Третий этап – это непосредственно сама игра, воплощение программы в деятельности, реализация функций каждым участником игры. Содержание данного этапа зависит от того, какая игра проводиться.
Четвертый этап – это заключительный этап или этап подведения итогов игры .Как правило, на этом этапе определяются победители, происходит их награждение. Так же на нем подводятся общие итоги игры: как прошла игра, понравилась ли она учащимся, нужно ли еще проводить подобные игры и т.п.
Требования к дидактической игре на уроке:
Каждая игра я решить какие-то определенные задачи: дать такое-то знание, сформировать такое-то умение, развить такие-то функции мозга (внимание, память, мышление, речь), воспитывать черты личности (сообразительность, находчивость, коллективизм и т.д.).
При организации дидактических игр необходимо придерживаться следующих положений:
- Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, а математическое содержание предлагаемого материала – доступно пониманию школьников. В противном случае игра не вызовет интереса и будет проводиться формально.
- Игра должна давать достаточно пищи для мыслительной деятельности, в противном случае она не будет содействовать выполнению педагогических целей, не будет развивать математическую зоркость и внимание.
- Дидактический материал, используемый во время игры, должен быть удобен в использовании.
- При проведении игры, связанной с соревнованиями команд, должен быть обеспечен контроль за ее результатами со стороны всего коллектива учеников или выбранных лиц. Учет результатов должен быть открытым, ясным и справедливым.
- Каждый ученик должен быть активным участником игры.
- Легкие и более трудные игры должны чередоваться, если на уроке проводится несколько игр.
- Игровой характер при проведении уроков по математике должен иметь определенную меру.
- В процессе игры учащиеся должны математически грамотно проводить свои рассуждения, речь их должна быть правильной, четкой, краткой
- Игру нужно закончить на данном уроке, получить результат. Только в этом случае она сыграет положительную роль.
Цель игры: закрепление и расширение предусмотренных школьной программой знаний умений и навыков по математике за 7-й класс.
Задачи игры:
- Актуализировать и систематизировать знания;
- Развивать интеллектуальные способности, память, быстроту мышления;
- Воспитывать умение работать в команде, ответственность,
Оборудование: презентация; денежные купюры; правила игры; бумага для черновиков, раздаточный текст задачи про богатырей.
Ход игры
1. Подготовительный:
2. Основной:
На втором слайде таблица. Команды по очереди выбирают вопрос, готовятся и отвечают. Если ответ не правильный, заслушиваются другие ответы.
Говорят о математике: | |||
1. |
|
100 | |
|
200 | ||
|
400 | ||
|
800 | ||
Узнай портрет:
3. 4. |
1. Рене Декарт 2. Пьер Ферма 3. Пафнутий Львович Чебышев 4. Михаил Васильевич Остроградский |
100 200 400 800 |
|
Старинные задачи 1. Лев съел овцу одним часом, а волк съел овцу в два часа, а пес съел овцу в три часа. Узнай, за сколько они все вместе ту овцу съедят? |
6/11 | 100 | |
2. Собака усмотрела в 150 саженях зайца, который перебегает в 2 минуты по 500 сажен, а собака в 5 минут – 1300 сажен. Спрашивается, в какое время собака догонит зайца? | 15 | 200 | |
3. Отец завещал 1/3 своего имения сыну, 2/5 – дочери; из оставшегося затем капитала 2500 рублей должны были пойти на уплату долга, а 3000 рублей в пользу вдовы. Как велик был оставленный отцом капитал? | 20625 | 400 | |
4. Женщина несла на рынок корзину яиц.
Прохожий нечаянно толкнул женщину, корзина
упала, яйца разбились. Виновник несчастья, желая
возместить потерю, спросил: – Сколько яиц было в корзине всего? – Точно не помню, ответила женщина, – но знаю, что когда я яйца вынимала из корзины по 2, по 3, по 4, по 5 или по 6 яиц, в корзине оставалось одно яйцо, а когда я вынимала по 7 яиц, в корзине ничего не оставалось. |
301 | 800 | |
Задачи на смекалку: 1. Имеется три
коробочки. |
Красная | 100 | |
2. На столе лежат в ряд квадрат, круг и треугольник (именно в этом порядке). Одна из фигур красного цвета, другая – желтого, третья – синего. Определите цвет каждой фигуры, если известно, что квадрат не красный. И еще: с одной стороны от синей фигурки лежит жёлтая фигурка, а с другой стороны – красная. | Желтый квадрат, синий круг, красный треугольник. | 200 | |
3. В США есть настольный календарь из двух кубиков, которые можно менять в зависимости от числа. Посмотрите на рисунок и определите цифры на невидимых гранях. | 0, 6, 7, 8 и 1, 2, 9 | 400 | |
4. Мальчик Пат и собачонка весят два
пустых бочонка. Собачонка без мальчишки весит две больших коврижки. А с коврижкой поросенок весит – видите – бочонок. Сколько весит мальчик пат? Сосчитай-ка поросят. |
Два поросенка | 800 | |
5. До царя Гороха дошла молва, что
кто-то наконец убил Змея-Горыныча. Царь
догадался, что это дело рук богатырей. Пригласил
их ко двору, стал расспрашивать. Трижды каждый
богатырь речь держал. И сказали они так:
Потом царь Горох узнал, что дважды каждый богатырь правду говорил, а один раз лукавил. Так кто же убил Змея Горыныча? |
Добрыня Никитичь | 000 | |
Геометрические задачи 1. В древности такого термина не было. Его ввел в 17 веке французский математик Франсуа Виет, в переводе с латинского он означает “Спица колеса” |
Радиус | 100 | |
2. Слово, которым обозначается эта фигура, в переводе с греческого означает “натянутая тетива”. Что это такое? | Гипотенуза | 200 | |
3. Существует только один треугольник с такими сторонами и углами, какой? | 4 | 400 | |
4. Сколько различных по величине углов можно увидеть на рисунке? | 800 | ||
Алгебраические задачи. 1. Укажите наибольший целый корень уравнения: х•(х-5,3) •(х+4)•(х-2)=0 |
2 | 100 | |
2. 0,4•3,5+0,4•6,5 | 4 | 200 | |
3. | 2 | 400 | |
4. | 3 | 800 |
3. Подведение итогов:
Жюри подсчитывает количество денег, подписывает грамоты, распределяет призы.
Команды смотрят слайды “Проверь себя”.
4. Рефлексия.
На специальных “купюрах” поставить сумму от 10 до 500 в зависимости от того, насколько понравилась игра, написать свои пожелания.