Роль ближайшего окружения на становление самооценки подростков

Разделы: Школьная психологическая служба


В последнее время растет интерес ученых и практиков к проблеме воспитания ребенка в семье. Вопросы семейного воспитания рассматривают социологи и педагоги. Большое внимание уделяют этим проблемам психологи и психотерапевты. Психологи обнаружили, что семейное воспитание оказывает сильное влияние на самооценку ребенка и его образ Я.

Как важнейший механизм регуляции поведения самооценка играет большую роль в овладении ребенком учебной деятельностью, в реализации его возможностей и способностей, в установлении дружеских отношений с одноклассниками.

Исследования показывают, что неудовлетворительная успеваемость, слабая мотивация, плохое поведение учащихся в школе во многом обусловлены отрицательным отношением к себе и заниженной самооценкой. Имеются данные, указывающие, что лица с заниженной самооценкой менее успешно справляются с выполнением интеллектуальных заданий, чем лица обладающие высокой самооценкой.

Среди четырех источников социальной поддержки: родители, учителя, одноклассники, близкие друзья — родительская поддержка и отношение одноклассников наиболее полно влияют на самооценку подростка.

Опираясь на выводы исследований Розенберга, Куперсмита и Бахмана, направленных на установление зависимости между формированием Я-концепции и взаимодействием внутри семьи, Гекас исследовал степень влияния, контроля и поддержки со стороны родителей на самооценку подростков. И в результате исследователь сделал вывод, что оба эти фактора, как общее выражение заинтересованности родителей в ребенке, положительно влияют на его самооценку. Данное предположение полностью подтверждается и практикой.

Другие исследования выявили при этом, что поддержка семьи и принятие ребенка и его устремлений родителями в наибольшей степени влияют на уровень его общей самооценки, а школьные успехи и некоторые факторы, связанные с учителями (например, когнитивно-эмоциональное принятие учителем подростка), значимы лишь для самооценки способностей.

В исследованиях также отмечается, что теплое, внимательное отношение родителей является основным условием формирования и дальнейшего подкрепления положительной самооценки подростков. Жесткое, негативное отношение родителей имеет обратное действие: такие дети, как правило, сфокусированы на неудачах, они боятся рисковать, избегают участия в соревнованиях, кроме того, им присущи такие черты характера, как агрессия и грубость, а также высокий уровень тревожности.

Кроме непосредственного влияния родительской оценки и их эмоционального отношения к ребенку, большое значение на формирование самоотношения имеет стиль общения в семье.

Все указанные исследования демонстрируют важность определенных типов поведения родителей для формирования у ребенка позитивной самооценки. Особую роль играет в этом процессе поддержка и контроль. Обычно самооценка интерпретирует как одномерную переменную, которая складывается из множества конкретных представлений индивида о себе.

Признавая научную ценность указанной проблемы, мы считаем актуальным изучение влияния стиля родительского отношения на формирование самооценки. В рамках указанной проблемы была избрана тема исследования: «Влияние стиля родительского отношения на формирование самооценки подростков».

Цель исследования – изучение влияния стиля родительского отношения на формирование самооценки. В соответствии с целью нами поставлены следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ психологической литературы по проблеме развития самооценки у подростков.
2. Изучить влияние стиля родительского отношения на самооценку подростков.
3. Организовать исследование и подготовить психодиагностические методики.
4. Проанализировать результаты исследования типа родительского отношения и их роль в формировании самооценки подростков.

Исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы №5 г. Нижнекамска (Республики Татарстан). Экспериментальным исследованием было охвачено 30 подростков в возрасте от 12 до 15 лет. Также в исследовании принимали участие родители – 30 человек. Общий объем выборки составил 60 человек.

Исходя из цели и задач исследования нами были выбраны следующие методики:

  1. Методика Дембо-Рубинштейна, в модификации В.Г. Щур «Лесенка».
  2. Тест-опросник родительского отношения к детям А.Я. Варги, В.В. Столина «ОРО»

Полученные результаты с помощью методики Дембо-Рубиншетейн в модификации В.Г. Щур «Лесенка» представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты исследования уровня самооценки по методики Дембо-Рубиншетейн в модификации В.Г. Щур «Лесенка»

Уровень самооценки Кол-во испытуемых в %
Низкий 0
Средний 16,7
Высокий 83,3

Как видно из таблицы 1, у 83,3% испытуемых отмечается высокая самооценка, то есть они правильно соотносят свои возможности и способности, достаточно критически относятся к себе, стремятся реально смотреть на свои неудачи и успехи, стараются ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле.

Однако высокий уровень развития самооценки в дальнейшем может стать причиной конфликтов в общении. Конфликты могут возникнуть из-за пренебрежительного отношения к сверстникам и неуважительного обращения с ними, слишком резких и необоснованных высказываний в их адрес, нетерпимости к чужому мнению, проявлению высокомерия.

У 16,7% испытуемых отмечается средний уровень самооценки. Это говорит о том, что они оценивают себя благополучно, хотя могут проявлять неуверенность в себе, не обоснованное сложившимися обстоятельствами. Они уважают себя и знают свои слабые стороны и стремятся к самосовершенствованию и саморазвитию. Родители таких детей в большей мере склонны занимать по отношению к ним покровительственную, снисходительную позицию. Скромные цели позволяют им принимать своих детей такими, какие они есть, проявлять терпимость к их поведению. В то же время, различные самостоятельные действия детей вызывают у родителей тревогу.

Результаты исследования самооценки подростков по методике Дембо-Рубинштейн отдельно по каждым шкалам представлены в таблице 2.

Таблица 2

Самооценка подростков по методике Дембо-Рубинштейн (в %)

Уровень развития самооценки

Факторы самооценки

здоровый умный красивый нравлюсь
людям
хороший характер добрый трудолюбивый честный
высокий 90 60 76,6 66,7 73,3 90 60 43,3
средний 10 26,7 16,7 23,3 16,7 10 33,3 26,7
низкий 0 13,3 6,7 10 10 0 6,7 30

Как видно из таблицы 2, 90 % испытуемых нашей выборки имеют высокий уровень развития самооценки по шкалам «здоровье» и «доброта»; 60% – «ум» и «трудолюбие», 76,6% – «красота», 66,7% – «нравлюсь людям»; 73,3% – считают, что у них хороший характер. Исходя из этого, мы можем сказать, что подростки относятся к себе как к личности, уважают себя, правильно соотносят свои возможности и способности.

Типы родительского отношения к детям мы изучили при помощи тест-опросника А.Я. Варга и В.В. Столина. Результаты исследования по данной методике представлены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты исследования типа родительского отношения по методике А.Я. Варга, В.В. Столина

Тип родительского отношения Средн.знач.
Принятие-отвержение 57,3
Кооперация 51,72
Симбиоз 88,26
Авторитарная гиперсоциализация 85,5
Инфантилизация 78,6

Как видно из таблицы 3, преобладающим типом родительского отношения является «симбиоз» 88,2, то есть родители стремятся к симбиотическим отношениям с ребенком. Родители ощущают себя с ребенком единым целым, стремятся удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Они постоянно ощущают тревогу за ребенка, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным. Их тревога повышается, когда ребенок начинает автономизироваться волей обстоятельств, так как по своей воле родители не предоставляют ребенку самостоятельности никогда.

«Авторитарная гиперсоциализация» наблюдается у 85,5 родителей. Данная шкала отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. Родители требуют от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Они стараются навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии стать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка могут сурово наказать. Родители внимательно следят за социальными достижениями ребенка и требует социального успеха. При этом они хорошо знают ребенка, его индивидуальные особенности, привычки, мысли и чувства.

Также анализ данных показывает, что у родителей подростков прослеживается стремление инфантилизировать детей (78,6), приписывать ему личную и социальную несостоятельность, т.е. они видят ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли, чувства ребенка кажутся им детскими и несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родители не доверяют своему ребенку, досадуют на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Тип родительского отношения «кооперация», отражающий социально-желательный образ родительского отношения наблюдается у 51,72 родителей подростков. Родители заинтересованы в делах и планах ребенка, стараются во всем помочь ребенку, сочувствуют ему.

Поскольку, основной задачей исследования являлось определение степени влияния типа родительского отношения на самооценку подростков, нами было проведено корреляционное исследование.

Анализ полученных данных, позволяет констатировать, что тип родительского отношения к подросткам определяет уровень и адекватность их самооценки. Так, влияние на их самооценку оказывает такой тип родительского отношения как «принятие-отвержение». Данный тип родительского отношения коррелирует с «открытостью» (0,531 при р<0,01), со шкалой «ум» (–0,449 при р<0,05), «несамостоятельность» (–0,401 при р<0,05) и «вялость» (0,400 при р<0,05). Из сказанного можно сделать вывод, что у подростков воспитывающихся в атмосфере эмоционального отвержения, недоверия и неуважения со стороны родителей чаще наблюдается повышенный уровень закрытости, неспособность или нежелание осознавать информацию о себе. Убежденность родителей в том, что их ребенок неприспособлен, не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей приводят ребенка к мысли о том, что он глупый, вялый следовательно, у него начинает формироваться неадекватная самооценка. Однако, дети воспитывающиеся в атмосфере отвержения выше оценивают свою самостоятельность.

На самооценку подростков также оказывает влияние такой тип родительского отношения как «кооперация». Являясь социально желательным типом родительского отношения – «кооперация» взаимосвязана со шкалой «здоровье» (0,612 при р<0,01), «доброта» (0,569 при р<0,01) и «невозмутимость» (05,19 при р<0,01). Следовательно, чем больше родитель заинтересован в делах и планах ребенка, сочувствует ему, высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, тем выше у подростков самооценка здоровья и доброты по отношению к окружающим. Чем выше данные показатели, тем выше его уверенность в способности вызывать у других уважение, симпатию, одобрение, тем позитивнее эмоциональный фон отношения к себе.

Тип родительского отношения «авторитарная гиперсоциализация», отражающий форму и направление контроля за поведением ребенка влияет на трудолюбие (0,431 при р<0,05) и деятельность (0,603 при р<0,01) подростка. Чем чаще родитель навязывает ребенку во всем свою волю, требует от него безоговорочного послушания, дисциплины и социального успеха, тем больше подросток будет уклоняться от выполнения их требований. Ведь в подростковом возрасте они стараются показать свою индивидуальность, а родители не дают им возможность раскрыться.

Также влияние на самооценку подростков оказывает такой тип родительского отношения, как «инфантилизация». Данный тип родительского отношения коррелирует с внутренней честностью (0,474 при р<0,05), безответственностью (–0,384 при р<0,05), враждебностью (0,411 при р<0,05) и общительностью (0,432 при р<0,05). Из этого можно сделать вывод, что чем больше родитель приписывает подростку личную и социальную несостоятельность, представляет себе его неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний, а также старается оградить его от трудностей жизни, тем чаще подросток становится безответственнее, враждебнее к окружающим. Он становится замкнутым, неспособным осознавать свои возможности.

Таким образом, на формирование адекватной личностной самооценки влияют следующие типы родительского отношения – «принятие-отвержение», «инфантилизация».

Рассматривая процесс формирования самосознания и самооценки как результат усвоения молодым человеком определенного жизненного опыта, мы видим, что влияние семьи и родительского отношения на формирование самооценки подростков имеет не меньшую значимость, чем в более младших возрастных группах. При этом необходимо отметить, что формирование самоотношения подростка определяется не столько реальной родительской оценкой и отношением, сколько тем, как подросток субъективно отражает и переживает родительское отношение и свое место в семье, т. е. ожидаемой оценкой.

Список использованной литературы

  1. Архиреева Т.В. Влияние родительского воспитания на самоотношение младшего школьника // Вопросы психологии. – 2006. – №3. – стр. 67-77.
  2. Бернс Р. Оценочная составляющая Я-концепции// Психология самосознания. Хрестоматия. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2003. – С. 338
  3. Бернс Р. Я-концепции и Я-образы// Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2003. – С. 146
  4. Психология подростка. Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей. Под редакцией члена-корреспондента РАО А.А. Реана. – СПб.: «прайм – ЕВРО-ЗНАК», 2003. – 128 с.