Урок математики по теме "Закрепление знаний таблицы умножения. Решение задач"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Образовательные: закрепить табличные случаи умножения, продолжить совершенствовать вычислительные навыки. Формировать навык работы со словарём для понятия детьми термина «лубяная».
  • Развивающие: развивать интеллект через память, речь, внимание, воображение.
  • Воспитательные: воспитывать интерес к литературному творчеству.

Оборудование: Иллюстрации с героями сказки, карточки с заданиями, учебник математики, толковый словарь.

1. Организационный момент

(стихотворение читает ребёнок)

– Все науки познать очень сложно
Без наук нам прожить невозможно
Ведь без них как без рук человек
Всем желаем сноровки и силы
И удач, и отваги в труде,
Математика всем нам поможет
Оставаться на высоте.

2. Сообщение темы и цели урока

– Наверное, вы, догадались, какой сейчас будет урок?
– Мы с вами отправляемся в сказку для повторения таблицы умножения, будем решать задачи и примеры.

3. Устный счёт

– Жили-были лиса да заяц (появляется изображение лисы и зайца).
– Решили они построить себе дома. Лиса ледяную избушку, а заяц лубяную.
Давайте, ребята, поможем им.

(Дом для лисы)

На доске появляются снежные комочки с примерами. Ребята выбегают к доске и решают.

4  •  9;      7 • 7;    5 • 8;     7 • 3;      6 • 8;     3 • 8;    6 • 6;     2 • 9.

(Дом для зайца)

Цепочка с примерами из брёвен.

29 + 21            80 + 12             52 + 20         50 + 30       92 – 40        72 – 70

– Ребята, в словаре С. И. Ожегова, посмотрите, что означает слово «лубяная»? (кусок коры липы, вяза и некоторых других лиственных деревьев вместе с волокнистой внутренней частью).
– Вот и помогли мы построить избушки. Одна избушка ледяная, а другая лубяная. Лиса и заяц наводят в своих домиках порядок, а мы с вами запишем число и классная работа. Сегодня  2 декабря. Расскажите всё о числе 2.

4. Минутка чистописания

(стихотворение читает ребёнок)

– А вот это цифра два
Полюбуйся, какова:
Выгибает двойка шею,
Волочиться хвост за нею.

5. Арифметический диктант

– Живут они, поживают, тут солнышко проснулось, а на лучиках задание.

Дети записывают только ответы. Один ребёнок работает у доски.

– увеличь 6 в 7 раз;
– первый множитель 3, второй 9, найдите произведение;
– сколько вёсел у 9 лодок, если у каждой лодки по два весла;
– первое слагаемое 25, второе слагаемое 40, найдите сумму;
– запишите разность чисел 41 и 20;
– 6 умножить на 6;
– частное чисел 15 и 5;
(42, 27, 18, 65, 21, 36, 3)

– Какое число лишнее? Обоснуйте свой ответ. Назовите в порядке возрастания,   убывания. Назовите чётные числа, нечётные. Самое большое двузначное, самое маленькое двузначное. Назовите число, в котором 2 десятка и 7 единиц.
– А наше солнышко землю пригревает; как вы думаете, что случилось с избушкой лисы? А у зайчика стоит по-прежнему. Лиса попросилась переночевать, да и выгнала зайца. Идёт заяц, а навстречу ему волк:
– Ты, что зайчик плачешь?
– Лиса выгнала.
– Не плачь, я твоему горю помогу.
Подошли к избушке волк и говорит:
– Поди, лиса вон!
А лиса в ответ:
– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам. Волк убежал.

6. Физическая минутка

А зайчик очень испугался
Цифры спрятали его
Посмотри и назови
Какая где? Один, два, три.

На доске вывешивается (появляется) изображение зайца из цифр. Дети выбегают и показывают цифры.

– Цифры все назвали мы. Зайчик пошёл дальше. Навстречу ему медведь:
– Ты, что зайчик плачешь?
– Лиса выгнала.
– Не плачь, я твоему горю помогу.
Подошли к избушке медведь и говорит:
– Поди, лиса вон!
А лиса в ответ:
– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам. Медведь убежал, свой бочонок потерял, а в бочонке том – задача. Давайте решим её ребята.

7. Повторение пройденного материала.

1. Решение задачи (стр.58№4)

– Читаем внимательно задачу про себя.

/___________/________/________________/
7 м                5 м               ? м
________________35 м_________________

– Какова длина всей дорожки? Сколько расчистил Миша? Сколько расчистила Ирина?
Выделяем вопрос: Сколько метров дорожки расчистил папа? Можем сразу ответить на вопрос задачи? Почему? А что мы должны узнать? А когда узнаём, сколько расчистили дети, что нужно сделать? Сначала надо найти, сколько метров расчистили Миша и Ирина вместе. Затем из всей длины дорожки вычесть найденное число. Сколько действий в задаче? Какое первое? Второе?

I способ

1. 7 + 5 = 12(м) – расчистили дети.
2. 35 – 12 = 23(м) – расчистил папа.
35 – (7+5) = 23 (м)

 Ответ: 23 метра.

II способ

А как можно решить задачу по-другому? (от длины всей  дорожки будем вычитать то, что расчистили дети – Ирина и Миша).

1. 35 – 5 = 30(м) – осталось, когда расчистила Ира.
2. 30 – 7 = 23(м) – осталось папе.
35 – 5 – 7 = 23 (м)

Ответ: 23 метра.

А кто догадался, как ещё можно решить задачу? (от длины всей дорожки будем вычитать то, что расчистили дети – Миша и Ирина). Записываем решение самостоятельно, (учитель оказывает помощь детям, кто затрудняется записать решение задачи).

Ш способ

1. 35 – 7 = 28(м) – осталось, когда расчистил Миша.
2. 28 – 5  = 23(м) – осталось папе.
35 – 7 – 5 = 23 (м)

Ответ: 23 метра.

2. Геометрический материал

– Молодцы! Задачу мы решили. Дорожку расчистили.
А зайчик около дома тоже чистил дорожку. Длина дорожки 5 см, а ширина – 2 см.
Найдите периметр и площадь дорожки.

Р = 5 + 5 + 2 + 2 = 14 см  
Р = 5 • 2 + 2 • 2 = 14 см
Р = (5 + 2) • 2 = 14 см
S = 5 • 2 = 10 см2

8. Физическая минутка. Гимнастика для глаз

– Пока чистили дорожку, в наши глазки попал снег, давайте им дадим отдых. Следим за снежным комочком только глазками. Движение глазами влево, вправо, вверх, вниз.

3. Решение примеров

– Зайчик с нами отдохнул и пошёл дальше. Идёт, а навстречу ему петух.
– Ты, что зайчик плачешь?
– Лиса выгнала.
– Не плачь, я твоему горю помогу.
Подошли к избушке петух и говорит:
– Поди, лиса вон, а то заклюю, шпорами запорю. А в клюве у петуха задание (стр.58 № 1)

Некоторые ребята работают по карточкам.

54 : 9 • 4            6 • 4 + 6 • 3            7 • 8 •1                           70 – 6 • 7 + 6
9 • 4 : 6              56 : 7 • 2                49 : 7 • 9                        (43 – 7) : 4
8 • 9 – 5 • 8       45 : 5 • 2                 6 • 4 + 6 • 3                   8 • 3 : 6
7 • (18–9)          35 : 5 + 7 • 7           80 – 64 : 8                     45 : 5 • 2
5 • 9 • 0             26 + 8 – 4 • 7          72 – 32 :  4                   10 : (30 – 25)
72 : 8 • 3           9 • (11 – 2)              9 • (13 – 6)                   36 + 16 : 2

(Ребята решают 3 примера у доски, во время работы вспоминают порядок действий; остальные примеры самостоятельно).

79 – 16 + 40 : 8 = 63        72 : 9              7 • 9            56 : 8             8 • 8
70 – 49 : 7 – 30 = 33        54 : 6              2 • 8            63 : 9             7 • 7
63 : 7 + 56 + 6 = 71         30 : 5               9 • 6            42 : 6             6 • 6

Проверка выполненной работы (веер).
– Работу завершили? Вот какие молодцы! Лиса убежала, а петух и зайчик стали жить, поживать и добра наживать. Их добро: морковь и пшено. А зато, что вы помогли, зайчик угощает вас морковкой. В ней много витаминов. Она полезна для наших глаз. А морковь двух сортов, ещё имеется с домашним заданием. Каждый выберет себе работу сам.

9. Итог урока. Оценивание

– Ребята, что закрепляли мы сегодня на уроке? (Находили площадь и периметр, решали задачи и примеры, повторяли таблицу умножения).
– Спасибо за работу на уроке.