Цели урока:
- Образовательные: закрепить табличные случаи умножения, продолжить совершенствовать вычислительные навыки. Формировать навык работы со словарём для понятия детьми термина «лубяная».
- Развивающие: развивать интеллект через память, речь, внимание, воображение.
- Воспитательные: воспитывать интерес к литературному творчеству.
Оборудование: Иллюстрации с героями сказки, карточки с заданиями, учебник математики, толковый словарь.
1. Организационный момент
(стихотворение читает ребёнок)
– Все науки познать очень сложно
Без наук нам прожить невозможно
Ведь без них как без рук человек
Всем желаем сноровки и силы
И удач, и отваги в труде,
Математика всем нам поможет
Оставаться на высоте.
2. Сообщение темы и цели урока
– Наверное, вы, догадались, какой сейчас будет
урок?
– Мы с вами отправляемся в сказку для повторения
таблицы умножения, будем решать задачи и примеры.
3. Устный счёт
– Жили-были лиса да заяц (появляется
изображение лисы и зайца).
– Решили они построить себе дома. Лиса ледяную
избушку, а заяц лубяную.
Давайте, ребята, поможем им.
(Дом для лисы)
На доске появляются снежные комочки с примерами. Ребята выбегают к доске и решают.
4 • 9; 7 • 7; 5 • 8; 7 • 3; 6 • 8; 3 • 8; 6 • 6; 2 • 9.
(Дом для зайца)
Цепочка с примерами из брёвен.
29 + 21 80 + 12 52 + 20 50 + 30 92 – 40 72 – 70
– Ребята, в словаре С. И. Ожегова, посмотрите,
что означает слово «лубяная»? (кусок коры липы,
вяза и некоторых других лиственных деревьев
вместе с волокнистой внутренней частью).
– Вот и помогли мы построить избушки. Одна
избушка ледяная, а другая лубяная. Лиса и заяц
наводят в своих домиках порядок, а мы с вами
запишем число и классная работа. Сегодня 2
декабря. Расскажите всё о числе 2.
4. Минутка чистописания
(стихотворение читает ребёнок)
– А вот это цифра два
Полюбуйся, какова:
Выгибает двойка шею,
Волочиться хвост за нею.
5. Арифметический диктант
– Живут они, поживают, тут солнышко проснулось, а на лучиках задание.
Дети записывают только ответы. Один ребёнок работает у доски.
– увеличь 6 в 7 раз;
– первый множитель 3, второй 9, найдите
произведение;
– сколько вёсел у 9 лодок, если у каждой лодки по
два весла;
– первое слагаемое 25, второе слагаемое 40, найдите
сумму;
– запишите разность чисел 41 и 20;
– 6 умножить на 6;
– частное чисел 15 и 5;
(42, 27, 18, 65, 21, 36, 3)
– Какое число лишнее? Обоснуйте свой ответ.
Назовите в порядке возрастания, убывания.
Назовите чётные числа, нечётные. Самое большое
двузначное, самое маленькое двузначное. Назовите
число, в котором 2 десятка и 7 единиц.
– А наше солнышко землю пригревает; как вы
думаете, что случилось с избушкой лисы? А у
зайчика стоит по-прежнему. Лиса попросилась
переночевать, да и выгнала зайца. Идёт заяц, а
навстречу ему волк:
– Ты, что зайчик плачешь?
– Лиса выгнала.
– Не плачь, я твоему горю помогу.
Подошли к избушке волк и говорит:
– Поди, лиса вон!
А лиса в ответ:
– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по
закоулочкам. Волк убежал.
6. Физическая минутка
А зайчик очень испугался
Цифры спрятали его
Посмотри и назови
Какая где? Один, два, три.
На доске вывешивается (появляется) изображение зайца из цифр. Дети выбегают и показывают цифры.
– Цифры все назвали мы. Зайчик пошёл дальше.
Навстречу ему медведь:
– Ты, что зайчик плачешь?
– Лиса выгнала.
– Не плачь, я твоему горю помогу.
Подошли к избушке медведь и говорит:
– Поди, лиса вон!
А лиса в ответ:
– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по
закоулочкам. Медведь убежал, свой бочонок
потерял, а в бочонке том – задача. Давайте решим
её ребята.
7. Повторение пройденного материала.
1. Решение задачи (стр.58№4)
– Читаем внимательно задачу про себя.
/___________/________/________________/
7
м
5 м ?
м
________________35 м_________________
– Какова длина всей дорожки? Сколько расчистил
Миша? Сколько расчистила Ирина?
Выделяем вопрос: Сколько метров дорожки
расчистил папа? Можем сразу ответить на вопрос
задачи? Почему? А что мы должны узнать? А когда
узнаём, сколько расчистили дети, что нужно
сделать? Сначала надо найти, сколько метров
расчистили Миша и Ирина вместе. Затем из всей
длины дорожки вычесть найденное число. Сколько
действий в задаче? Какое первое? Второе?
I способ
1. 7 + 5 = 12(м) – расчистили дети.
2. 35 – 12 = 23(м) – расчистил папа.
35 – (7+5) = 23 (м)
Ответ: 23 метра.
II способ
А как можно решить задачу по-другому? (от длины всей дорожки будем вычитать то, что расчистили дети – Ирина и Миша).
1. 35 – 5 = 30(м) – осталось, когда расчистила Ира.
2. 30 – 7 = 23(м) – осталось папе.
35 – 5 – 7 = 23 (м)
Ответ: 23 метра.
А кто догадался, как ещё можно решить задачу? (от длины всей дорожки будем вычитать то, что расчистили дети – Миша и Ирина). Записываем решение самостоятельно, (учитель оказывает помощь детям, кто затрудняется записать решение задачи).
Ш способ
1. 35 – 7 = 28(м) – осталось, когда расчистил Миша.
2. 28 – 5 = 23(м) – осталось папе.
35 – 7 – 5 = 23 (м)
Ответ: 23 метра.
2. Геометрический материал
– Молодцы! Задачу мы решили. Дорожку
расчистили.
А зайчик около дома тоже чистил дорожку. Длина
дорожки 5 см, а ширина – 2 см.
Найдите периметр и площадь дорожки.
Р = 5 + 5 + 2 + 2 = 14 см
Р = 5 • 2 + 2 • 2 = 14 см
Р = (5 + 2) • 2 = 14 см
S = 5 • 2 = 10 см2
8. Физическая минутка. Гимнастика для глаз
– Пока чистили дорожку, в наши глазки попал снег, давайте им дадим отдых. Следим за снежным комочком только глазками. Движение глазами влево, вправо, вверх, вниз.
3. Решение примеров
– Зайчик с нами отдохнул и пошёл дальше. Идёт, а
навстречу ему петух.
– Ты, что зайчик плачешь?
– Лиса выгнала.
– Не плачь, я твоему горю помогу.
Подошли к избушке петух и говорит:
– Поди, лиса вон, а то заклюю, шпорами запорю. А в
клюве у петуха задание (стр.58 № 1)
Некоторые ребята работают по карточкам.
54 : 9 • 4 6 • 4
+ 6 • 3 7 • 8 •1
70
– 6 • 7 + 6
9 • 4 : 6
56 : 7 •
2
49 : 7 • 9
(43
– 7) : 4
8 • 9 – 5 • 8 45 : 5 •
2
6 • 4 + 6 •
3
8 • 3 : 6
7 • (18–9) 35 : 5 + 7 •
7 80 – 64 :
8
45 : 5 • 2
5 • 9 • 0 26 +
8 – 4 • 7 72 – 32 :
4
10 : (30 – 25)
72 : 8 • 3 9 • (11 –
2) 9 • (13
–
6)
36 + 16 : 2
(Ребята решают 3 примера у доски, во время работы вспоминают порядок действий; остальные примеры самостоятельно).
79 – 16 + 40 : 8 = 63 72 :
9 7 •
9 56 :
8 8 • 8
70 – 49 : 7 – 30 = 33 54 :
6 2 •
8 63 :
9 7 • 7
63 : 7 + 56 + 6 = 71 30 :
5 9
• 6 42 :
6 6 • 6
Проверка выполненной работы (веер).
– Работу завершили? Вот какие молодцы! Лиса
убежала, а петух и зайчик стали жить, поживать и
добра наживать. Их добро: морковь и пшено. А зато,
что вы помогли, зайчик угощает вас морковкой. В
ней много витаминов. Она полезна для наших глаз. А
морковь двух сортов, ещё имеется с домашним
заданием. Каждый выберет себе работу сам.
9. Итог урока. Оценивание
– Ребята, что закрепляли мы сегодня на уроке? (Находили
площадь и периметр, решали задачи и примеры,
повторяли таблицу умножения).
– Спасибо за работу на уроке.