Цели: познакомить с историей возникновения дымковских игрушек, углубить эстетические понятия о народном декоративно-прикладном искусстве, развивать фантазию, творческое воображение, художественный вкус, воспитывать любовь к искусству народных мастеров.
Оборудование: образцы дымковских игрушек, рисунки, картон, глина для детского творчества или пластилин, баночки с водой, стеки, тряпочки, музыкальное сопровождение.
ХОД УРОКА
Класс убран в русском народном стиле. Стены украшены салфетками, рушниками и т.д. Стоят прялки-веретена, ухват. На столе самовар, старинная посуда. Под мелодию русской народной песни в класс входит часть учащихся (часть сидит в классе). На девочках – белые расшитые рубашки и сарафаны, у мальчиков косоворотки одеты поверх брюк, подпоясаны тесьмой.
Хозяйки:
– Добро пожаловать, гости дорогие!
– Веселья вам да радости желаем.
– Давно мы вас ждем – поджидаем, праздник без вас
не начинаем.
– У нас для каждого найдется и местечко, и
словечко.
Гость: Гостям-то известное дело хватило места, да не тесновато ли хозяевам?
Хозяйка: В тесноте – не в обиде. Расскажите, гости дорогие, откуда прибыли, что интересного в ваших краях?
Гости: Мы к вам прибыли из старинного села Дымково, что под Вяткой и привезли вам в подарок игрушки.
Ели спят у большака
В инее седом,
Спят деревья, спит река,
Скованная льдом.
Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок,
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом
Голубые дали
И село большое
Дымково назвали.
Там любили песни, пляски,
В селе рождались чудо-сказки.
Вечера зимою длинны
И лепили там из глины.
Все игрушки непростые,
А волшебно-расписные.
Учитель: Дымковская игрушка называется так потому, что она родилась в слободе Дымково, неподалеку от города Хлынова – так раньше назывался город Вятка. Игрушки были самым ярким украшением ярмарки, где проходило праздничное гуляние с озорным и веселым названием – свистунья. А почему свистунья? Послушайте, что об этом говорит легенда.Однажды к городу подошли враги. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда вятиче измыслили хитрость. Все жители города, даже малые дети получили по глиняной свистульке. Подкравшись ночью к вражескому стану, они подняли отчаянный свист. Так, наверно, свистел Соловей-Разбойник, от свиста которого отлетали маковки на теремах, шатались деревья и замертво падали кони. Кочевники решили, что их окружают подоспевшие на помощь дружины, и в страхе бежали. С тех пор и отмечали горожане свой праздник – свистунью. И не один праздник не обходился без ярких игрушек. Но ушел в далекое прошлое старинный праздник – свистунья. На смену старым мастерам пришли новые. Но не забыта дымковская игрушка. Живет и восхищает всех людей, прославляя талант, красоту и мастерство русского народа. Поэтому ими украшают квартиры, дарят друг другу в качестве сувениров. Их можно видеть в музеях и на выставках, а фотографии и рисунки с их изображением на открытках и в книгах.
Гости: Мы пришли к вам не только с подарками, но и припасли для вас забавушек на всякий вкус: кому сказку, кому правда, кому песенку.
– Я про свою игрушку загадаю вам загадку.
Зонтик грибком,
Руки крендельком,
Ходит девица – красавица
По улице пешком.
Что это за красавица?
– Я прочту вам стихотворение.
Бока крутые,
Гривы золотые,
Копыта с оборкой
На спине Егорка.
– У меня тоже приготовлено стихотворение
Барашек – свисток,
Левый рог – завиток,
Правый рог – завиток,
На груди – цветок.
– А теперь послушайте и меня.
Индя-индючок, ты похож на сундучок.
Сундучок не простой:
Красный, белый, золотой.
– Я про свою игрушку расскажу вам сказку.
Хозяйки:
– Спасибо, гости дорогие. Порадовали вы нас своими подарками.– Много интересного узнали мы от вас. А теперь послушайте и нас.
Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.
Я купил себе свистульку,
Буду трели выводить.
Мастеров из славной Дымки
Никогда нам не забыть.
Ты, играй, моя гармошка,
Ты, подруга, подпевай,
Мастеров Руси великой
Во весь голос прославляй!
Учитель: Сегодня я предлагаю вам самим стать дымковскими мастерами. Мы будем лепить игрушки. Нужно очень постараться, чтобы ваши игрушки получились такими же красивыми, нарядными и забавными, как у народных умельцев. Вы можете вылепить любую фигурку: коня с золотистой гривой или козла с длинной бородой, или барана с большими рогами. Можете вылепить курочку или уточку, или же красивую барышню.
Дымковскую игрушку лепят по частям, которые тщательно соединяют между собой. Туловище животных напоминает усеченный конус, к более узкой части которого прикрепляют голову с шеей. Ножки животного – четыре одинаковые колбаски, чуть суженные книзу, прикрепляют к торсу животного, хвост и рога лепят отдельно и прикрепляют позже других деталей. Если вы хотите вылепить барышню, сначала надо сделать пышную юбку или ступку. Ступку делают либо методом кольца – спирали, либо сворачиванием пласта. На ступку прикрепляют торс, а к нему шарик-головку, скатанные калачиком руки и другие детали одежды.Мужские образы лепят несколько по-другому. Торс прикрепляют не к ступке, а к двум толстым, соединенным наверху колбаскам, немного суженным книзу. Загнув эти колбасики, получают ножки фигурки. Все остальное прикрепляется потом.
Лепка игрушек учащимися под музыку.
Выставка работ.
Итог урока. Рефлексия деятельности.
- Какие чувства вы испытали на уроке?
- Что нового и интересного вы узнали на уроке? Чему научились? Что помогло вам научиться?
- Где могут пригодиться знания, которые вы получили сегодня?
- За что вам хотелось бы себя похвалить?
Литература:
[1]. В материале урока использованы произведения
устного народного творчества.
[2]. Фотографии с интернет-ресурсов.