Урок изобразительного искусства по теме "Лепка фигурок по мотивам дымковских игрушек"

Разделы: Начальная школа


Цели: познакомить с историей возникновения дымковских игрушек, углубить эстетические понятия о народном декоративно-прикладном искусстве, развивать фантазию, творческое воображение, художественный вкус, воспитывать любовь к искусству народных мастеров.

Оборудование: образцы дымковских игрушек, рисунки, картон, глина для детского творчества или пластилин, баночки с водой, стеки, тряпочки, музыкальное сопровождение.

ХОД УРОКА

Класс убран в русском народном стиле. Стены украшены салфетками, рушниками и т.д. Стоят прялки-веретена, ухват. На столе самовар, старинная посуда. Под мелодию русской народной песни в класс входит часть учащихся (часть сидит в классе). На девочках – белые расшитые рубашки и сарафаны, у мальчиков косоворотки одеты поверх брюк, подпоясаны тесьмой.

Хозяйки:

– Добро пожаловать, гости дорогие!
– Веселья вам да радости желаем.
– Давно мы вас ждем – поджидаем, праздник без вас не начинаем.
– У нас для каждого найдется и местечко, и словечко.

Гость: Гостям-то известное дело хватило места, да не тесновато ли хозяевам?

Хозяйка: В тесноте – не в обиде. Расскажите, гости дорогие, откуда прибыли, что интересного в ваших краях?

Гости: Мы к вам прибыли из старинного села Дымково, что под Вяткой и привезли вам в подарок игрушки.

Ели спят у большака
В инее седом,
Спят деревья, спит река,
Скованная льдом.
Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок,
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом
Голубые дали
И село большое
Дымково назвали.
Там любили песни, пляски,
В селе рождались чудо-сказки.
Вечера зимою длинны
И лепили там из глины.
Все игрушки непростые,
А волшебно-расписные.

Учитель: Дымковская игрушка называется так потому, что она родилась в слободе Дымково, неподалеку от города Хлынова – так раньше назывался город Вятка. Игрушки были самым ярким украшением ярмарки, где проходило праздничное гуляние с озорным и веселым названием – свистунья. А почему свистунья? Послушайте, что об этом говорит легенда.Однажды к городу подошли враги. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда вятиче измыслили хитрость. Все жители города, даже малые дети получили по глиняной свистульке. Подкравшись ночью к вражескому стану, они подняли отчаянный свист. Так, наверно, свистел Соловей-Разбойник, от свиста которого отлетали маковки на теремах, шатались деревья и замертво падали кони. Кочевники решили, что их окружают подоспевшие на помощь дружины, и в страхе бежали. С тех пор и отмечали горожане свой праздник – свистунью. И не один праздник не обходился без ярких игрушек. Но ушел в далекое прошлое старинный праздник – свистунья. На смену старым мастерам пришли новые. Но не забыта дымковская игрушка. Живет и восхищает всех людей, прославляя талант, красоту и мастерство русского народа. Поэтому ими украшают квартиры, дарят друг другу в качестве сувениров. Их можно видеть в музеях и на выставках, а фотографии и рисунки с их изображением на открытках и в книгах.

Гости:  Мы пришли к вам не только с подарками, но и припасли для вас забавушек на всякий вкус: кому сказку, кому правда, кому песенку.

– Я про свою игрушку загадаю вам загадку.

Зонтик грибком,
Руки крендельком,
Ходит девица – красавица
По улице пешком.
Что это за красавица?

– Я прочту вам стихотворение.

Бока крутые,
Гривы золотые,
Копыта с оборкой
На спине Егорка.

–  У меня тоже приготовлено стихотворение

Барашек – свисток,
Левый рог – завиток,
Правый рог – завиток,
На груди – цветок.

– А теперь послушайте и меня.

Индя-индючок, ты похож на сундучок.
Сундучок не простой:
Красный, белый, золотой.

– Я про свою игрушку расскажу вам сказку.

Хозяйки:

– Спасибо, гости дорогие. Порадовали вы нас своими подарками.– Много интересного узнали мы от вас. А теперь послушайте и нас.

Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.
Я купил себе свистульку,
Буду трели выводить.
Мастеров из славной Дымки
Никогда нам не забыть.
Ты, играй, моя гармошка,
Ты, подруга, подпевай,
Мастеров Руси великой
Во весь голос прославляй!

Учитель: Сегодня я предлагаю вам самим стать дымковскими мастерами. Мы будем лепить игрушки. Нужно очень постараться, чтобы ваши игрушки  получились такими же красивыми, нарядными и забавными, как у народных умельцев. Вы можете вылепить любую фигурку: коня с золотистой гривой или козла с длинной бородой, или барана с большими рогами. Можете вылепить курочку или уточку, или же красивую барышню.

Дымковскую игрушку лепят по частям, которые тщательно соединяют между собой. Туловище животных напоминает усеченный конус, к более узкой части которого прикрепляют голову с шеей. Ножки животного – четыре одинаковые колбаски, чуть суженные книзу, прикрепляют к торсу животного, хвост и рога лепят отдельно и прикрепляют позже других деталей. Если вы хотите вылепить барышню, сначала надо сделать пышную юбку или ступку. Ступку делают либо методом кольца – спирали, либо сворачиванием пласта. На ступку прикрепляют торс, а к нему шарик-головку, скатанные калачиком руки и другие детали одежды.Мужские образы лепят несколько по-другому. Торс прикрепляют не к ступке, а к двум толстым, соединенным наверху колбаскам, немного суженным книзу. Загнув эти колбасики, получают ножки фигурки. Все остальное прикрепляется потом.

Лепка игрушек учащимися под музыку.

Выставка работ.

Итог урока. Рефлексия деятельности.

  1. Какие чувства вы испытали на уроке?
  2. Что нового и интересного вы узнали на уроке? Чему научились? Что помогло вам научиться?
  3. Где могут пригодиться знания, которые вы получили сегодня?
  4. За что вам хотелось бы себя похвалить?

Литература:

[1]. В материале урока использованы произведения устного народного творчества.
[2]. Фотографии с интернет-ресурсов.