Цель: раскрыть многообразие класса пресмыкающихся, ознакомить со значением в природе и жизни человека
Задачи:
- Образовательные: познакомить обучающихся с основными отрядами класса рептилии, их распространением на планете, показать роль в природе и жизни человека
- Развивающие: продолжить совершенствовать навыки групповой работы и ведения монологической речи; приемы сравнения, анализа, синтеза; умения выделять главное при самостоятельной работе с учебником, дополнительной литературой
- Воспитательные: формирование бережного отношения к природе, представителям животного мира, через знакомство с ролью рептилий в природе и жизни человека.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Методы: групповая работа, проектная деятельность, работа с основной и дополнительной литературой, иллюстрациями, проблемный и частично-поисковый методы
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация «Многообразие пресмыкающихся», рабочие листы, ватман, конверты с иллюстрациями, задания для групповой работы
План работы:
I. Организационный этап
II. Мотивационно-ориентировочный
- Актуализация знаний
- Мотивация
- Целеполагание
III. Изучение нового материала
- Постановка проблемной ситуации
- Решение проблемы
- Самостоятельная работа обучающихся
- Обсуждение результатов работы
IV. Подведение итогов работы
V. Закрепление
VI. Рефлексия
VII. Информация о домашнем задании
ХОД УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Ожидаемые результаты |
I. Организационный этап | Здравствуйте ребята! Cадитесь. Добрый
день, мои друзья! Надеюсь, что наш урок пройдет в атмосфере рабочего настроения и полного взаимопонимания, интересно и с пользой для всех. Отвечать на мои вопросы во время урока можно сидя. Работать мы будем с рабочими листами, которые находятся у вас на столах у каждого (Приложение 1) |
Учащиеся настраиваются на работу, сосредатачиваютя. | Позитивный настрой на работу |
II. Мотивационно-ориентировочный 1. Актуализация знаний |
1. Ребята, скажите пожалуйста
какой большой раздел биологии вы изучаете
сейчас? А какой тип животных мы сейчас изучаем? А класс? Что же их объединяет со всеми остальными представителями этого типа? Какие же черты отличают? |
Обучающиеся отвечают на вопросы учителя | Повторение пройденного материала,
систематизация знаний, подготовка к
постановке темы урока. Формулировка темы урока Формулирование учащимися целей урока |
2. Мотивация | Ребята отгадайте загадки. По реке
плывет бревно. Вот лентяй Живет спокойно, не спешит, Что за чудо! Вот так чудо! Она, как змейка, Мимо Юрки, Мимо Верки, Шелестя шурша травой, Длинна, а не нитка |
Отгадывают загадки, предлагают темы урока | |
3. Целеполагание | На слайде показана схема (Приложение
2) при заполнении которой мы увидим, что
вы уже знаете и что бы хотели узнать. Выполнили? Давайте посмотрим что у вас получилось. |
Самостоятельная работа в группах на рабочих листах | |
III. Изучение нового материала 1. Постановка проблемной ситуации |
Итак когда поставлены тема и цели урока
мы приступаем к изучению нового материала. И первым перед вами стоит вопрос КТО ? У вас на столе лежит белый конверт в нем рисунки с изображением различных животных постарайтесь систематизировать (разделить) их на 4 группы. Ответьте на вопрос ПОЧЕМУ? (по каким признакам) проводилась классификация), (картинки прикрепляют на ватман, который вывешивают на доску) |
Работают в группах, классифицируют представленные изображения, изготавливают фотоколлаж (проект) | Возникновение проблемной ситуации |
2. Решение проблемы | А теперь давайте посмотрим на
представленные фотоколлажи. Почему деление произошло так, по каким признакам? |
Выдвигают собственный алгоритм деления класса на отряды | Решение проблемной ситуации |
3. Самостоятельная работа учащихся | Есть ли на вашем столе еще какие-либо
предметы, привлекающие ваше внимание? (Цветной
конверт) Откройте его? В нем представлена тема вашего задания для самостоятельной работы (задание 3 рабочий лист). На работу вам дается 5-7 минут. |
Отвечают на вопрос учителя, работают с дополнительной литературой | Групповое изучение предложенной темы. |
4. Обсуждение результатов работы | Каждая группа должна представить результат своей работы (выступление представителя каждой группы ) | Представляют результат своей работы | Знакомство с особенностями каждого отряда. |
V. Закрепление | Давайте поиграем в игру «Вопрос-ответ…
Верно или нет?» 1. Змеи-родственники крокодилов Ответ: В Е Р Н О. И те, и другие относятся к классу пресмыкающихся. 2. Змеи видят в темноте. Ответ: Н Е Т. Но даже при слабом зрении некоторые змеи могут охотиться в темноте. Это происходит потому, что в голове у них есть углубления, называемые лицевыми ямками, которые ощущают тепло находящегося поблизости животного. 3. Змеи гипнотизируют свою жертву. Ответ: Н Е Т. Ни одна змея не способна загипнотизировать свою жертву. 4. Некоторые змеи, чувствуя опасность, притворяются мертвыми. Ответ: В Е Р Н О. Когда появляется враг, уж иногда переворачивается на спину и высовывает язык. Он выглядит как мертвый. Мудрый поступок, так как большинство хищников предпочитают свежую пищу и чаще всего не обращают внимание на падаль. 5. Змеи отлично живут в неволе. Ответ: В Е Р Н О. Многие змеи совершенно безобидны и, если с ними хорошо обращаться, становятся совсем ручными. 6. Змеи живут дольше людей.. Ответ: Н Е Т. Самым старым из известных змей – долгожителем был удав по кличке Поп-Ай. Он жил в прекрасных условиях в зоопарке, где за ним ухаживали и хорошо кормили. Умер он в 40 лет. 7. Тело пресмыкающихся покрыто роговой чешуей или роговыми пластинками. 8. Все пресмыкающиеся за исключением змей, – четвероногие животные. 9. К пресмыкающимся относятся различные виды ящериц, змей, крокодилов, черепах. 10. Ящерицы и змеи постоянно высовывают язык, выполняющий у них функцию жала. 11. Самое древнее животное среди современных пресмыкающихся – гаттерия. |
Отвечают на вопросы игры | Сиситематизация нового «открытого» знания |
VI. Подведение итогов | – Итак, скажите какие цели, вы
поставили перед собой в начале урока? Вы ответили
на все вопросы урока? Достигнуты ли цели
урока? – Напишите в своих рабочих листах, что вы узнали сегодня на уроке? Чему вы научились на уроке? – А что вы хотите узнать? Напишите, что вы хотите узнать на следующем уроке, какой класс позвоночных животных мы еще не изучали? |
Рассуждают, отвечают. Пишут в рабочих листах ответы на вопросы: Я научился… Я узнал… Хочу узнать… |
Самоанализ, мотивация к обучению на следующем уроке |
VII. Рефлексия | – Скажите ребята, вам понравился урок? А
что понравилось больше всего? Перед вами лежит камень , поместите на него ящерицу сходную с вашим ( белая плохое, желтая среднее, зеленая хорошее) |
Собирают «камень настроения» | Удовлетворенность учащихся уроком. |
VIII. Постановка домашнего задания |
|
Записывают домашнее задание. |