Логопедическое занятие по теме "Буква З и ее звуки". 1-й класс

Разделы: Логопедия

Класс: 1


Цель: учить детей различать звуки [з] -  [з’] изолированно, в слогах, в словах.

Задачи:

  • Развитие фонематического слуха, закрепление понятий «звук - буква», «гласный звук - согласный звук», «мягкие - твердые согласные», «слог».
  • Развитие умения проводить ассоциации между цветом и словом в процессе запоминания (Игра «Цветные слова»)
  • Развитие общеучебных умений и навыков, развитие памяти, мышления, внимания, зрительного воспрития..

Оборудование:

  • Рабочие папки, цветные ручки, карандаши.
  • Рабочий лист (Приложение 1).
  • Картинки: забор, берёза, звезда, зебра, корзина, редис, апельсин, солнце, листья, снеговик, сеть, слива. Карточки с цветами радуги. Карточки с местом звука в слове (начало, середина, конец). Звуки (синие, зеленые, красные кружки).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Основная часть

1. Повторение темы предыдущего задания. Игра «Цветные слова». Выход на новую тему.

Напомните мне, с какой буквой мы работали на прошлом занятии? (С буквой «С»). Что мы о ней узнали? (Она имеет два звука твёрдый и мягкий. Звуки могут стоять в начале, середине и конце слова.)

На доске прикреплены цветные карточки (цвета радуги) и под каждой карточкой расположена картинка. Логопед обращает внимание детей на доску.

Посмотрите внимательно на доску. Что вы можете сказать о карточках в верхнем ряду? (Цвета радуги.) Назовите карточки нижнего ряда. (Редис, апельсин, солнце, листья, снеговик, сеть, слива.) Посмотрите внимательно на картинки, подумайте и определите, что общего есть в этих словах. (Буква «С»,) Давайте попробуем определить закономерность чередования картинок. (Слово со звуком [c], слово со звуком [c’] и т.д.) При необходимости звуки подписываются под картинками. Картинки остаются на доске.

Буква «С» и её звуки глухие. А какая звонкая пара есть у этой буквы и её звуков? (Буква «З».) Учащиеся 1-ого класса к этому времени прошли буквы «С»-«З» и понятие звонкости-глухости; определяют, как показывал им учитель: либо закрывают уши, либо кладут руку на горло. Что вы уже знаете об этой букве? (Как пишется, имеет два звука.)

Выдаётся рабочий лист. Учащиеся закрашивают кружки соответственно синим и зелёным цветом. Далее идёт работа на зрительное внимание: дети находят буквы «З» среди других букв и обводят их по контуру цветными карандашами.

2. Работа по различению звуков [з] - [з’] в слогах, словах

По слоговой таблице пропеваются ряды: З-ЗА-ЗО-ЗУ-ЗЫ-ЗЭ и ЗЬ-ЗЯ-ЗЁ-ЗЮ-ЗИ-ЗЕ. Далее логопед произносит слова, и дети по цепочке определяют звук (примерно по 2-3 слова на каждого ученика. Примерный перечень слов: зубы, композитор, зяблик, зеркало, звонок, зебра, зубр, забор, обезьяна и т.д.

Одному известному художник загадывали загадки, а он должен был нарисовать отгадки, но места на листе было очень мало и вот что получилось (смотри Приложение 1). Итак, я читаю вам загадки, а вы по цепочке их отгадываете и обводите контуры отгадок цветами радуги, начиная с какого? (С красного.) На доске до сих пор висят карточки с цветами радуги.

Угадайте, что за шапка?
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору
У стволов грызет кору.  (Заяц)

С бородой, а не старик.
С рогами, а не бык.
С хвостом, а не корова.  (Коза)

Из-под крыши крыша
Под дождик вышла.  (Зонт)

Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик.  (Стрекоза)

Не лает, не кусает,
А в дом не пускает.  (Замок)

В каждой отгадке выделяется звук [з] -  [з’]. Слово делится на слоги. Параллельно логопед пишет на доске  слова-отгадки. Слово «заяц» пишется печатными буквами (буквы «Я» и «Ц» еще не пройдены по программе), остальные слова письменными буквами.(Всегда есть учащиеся, которые делают всё очень быстро, они успевают списать слова.)

3. Физминутка

4. Звукобуквенный анализ. Место звука  [з] или  [з’] в слове

На доске вывешиваются картинки: забор, берёза, звезда, зебра, корзина. Учащиеся по очереди выходят к доске и делают звукобуквенный анализ слова по следующей схеме:

  • определить какой звук в слове [з] или  [з’];
  • место звука в слове (начало, середина, конец);
  • выложить слово звуками;
  • разделить слово на слоги, поставить ударение.

Во время работы логопед убирает с доски картинки (редис, апельсин, солнце, листья, снеговик, сеть, слива) и перемешивает карточки с цветами радуги.

Необходимо обратить внимание детей, что звуки [з] или  [з’] могут находиться в начале слова, в середине слова, несколько раз в слове, но на конце мы всегда слышим звук [с] или  [с’].

5. Корректурная проба

Подчеркните все буквы «З» в предложенном тексте.

III. Заключительная часть

– О какой букве мы говорили на сегодняшнем занятии?
– Какие звуки она имеет?
– Где могут находиться эти звуки в слове?
– А теперь задание на выход. Давайте вспомним, какие слова принадлежали этим цветам радуги?

Проверка рабочих листов (Приложение 1) и выставление оценок.

Обратите внимание, на листе есть узкая линейка, соответствующая тетрадной, в зависимости от характера группы, количество занятий можно поработать и на ней. Картинки дают возможность учащимся, которым тяжело сосредоточиться, заняться раскрашиванием. Лист очень функционален.

Литература:

  1. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994. – 448 с. (Текст для корректурной пробы.)
  2. Зуева Л.Н. Занимательные упражнения по развитию речи: Логопедия для дошкольников. В 3 альбомах. Альбом 1. Звуки С, 3, Ц / Л. Н. Зуева, Н. Ю. Костылева, О. П. Солошенко. — М.: ООО «Изда­тельство Астрель»: 000 «Издательство ACT», 2003. — 79, [1] с: ил. (Картинки с наложением для зрительного восприятия и загадки к ним.)
  3. Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе / авт.-сост. Ю.В.Останкова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 130 с. (Игра «Цветные слова».)
  4. Картинки для звукобуквенного анализа и буквы для зрительного восприятия взяты с сайта www.logoburg.com