Цели урока:
- дать учащимся понятие о разрядах имен прилагательных, о переходе прилагательных из одного разряда в другой;
- сформировать навыки и умения определять разряд имен прилагательных;
- развивать орфографическую зоркость; умение рассуждать…обобщать изученный материал; делать выводы;
- воспитывать бережное отношение к русскому языку.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование урока: компьютер, проектор, экран.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
– Здравствуйте! Давайте настроимся на наш урок, улыбнемся друг другу, ведь положительные эмоции помогут нам в трудных учебных ситуациях.
2. Повторение
а) учащиеся задают друг другу вопросы по теме «Имя прилагательное»
– Что называется именем прилагательным?
– Как правильно определить род, число, падеж имен
прилагательных?
– Синтаксическая роль имен прилагательных.
– Назовите известные способы образования
прилагательных.
б) мини-тест
1. Укажите способ словообразования выделенного в предложении прилагательного.
Мне очень понравилась Маруся, черноглазая девушка, которая сидела напротив.
а) суффиксальный
б) приставочный
в) приставочно-суффиксальный
г) сложение
2. Укажите имя прилагательное, строение которого соответствует схеме «приставка + корень + суффикс + окончание
а) медовый
б) забывчивый
в) задумчивый
г) красноватый
3. Укажите имя прилагательное, строение которого соответствует схеме: «корень + суффикс + окончание
а) протяженность
б) ворчливый
в) беспечный
г) наивный
4. В каком словосочетании имя прилагательное употреблено в форме творительного падежа единственного числа женского рода?
а) в январские сумерки
б) майской ночью
в) возле каменного забора
г) через широкую реку
Учитель: Без прилагательных наша речь бедна и невыразительна. По частоте употребления прилагательное занимает третье место после имени существительного и глагола. Давайте прочитаем текст, в котором нет прилагательных.
Однажды невесть откуда пришла в деревеньку молодка, да такая …что кто ее ни видел, все диву давались. Глаза у ней были …, словно омуты, в которых тайна была скрыта … Иной раз так молодица глянет, словно … молнией полыхнет.
Учитель: В этом тексте отсутствуют прилагательные. Я предлагаю вам вставить в него подходящие по смыслу прилагательные. После чтения текстов, предложенных учащимися, учитель читает исходный текст.
Однажды невесть откуда пришла в деревеньку молодка, да такая, красивая и статная, что, кто ее ни видел все диву давались. Глаза у ней были необыкновенные, темные, словно омуты, в которых тайна была скрыта страшная. Иной раз так молодица глянет, словно быстрой молнией полыхнет.
Учитель предлагает выполнить следующее задание: подобрать как можно больше прилагательных к данным словам (класс делится на 3 группы):
1 группа: трава, дождь, книга, снег, улыбка.
2 группа: волосы, лица, рука, брови.
3 группа: звук, дорога, море, концерт.
После выполнения задания учитель задает вопросы о степенях сравнения имен прилагательных.
– Как образуются сравнительная и превосходная
степени сравнения?
– Перед вами прилагательные: белый, тонкий,
сладкий, сухой, трудный, высокий. Образуйте
прилагательные в сравнительной и превосходной
степени.
Учитель: После повторения темы о степенях сравнения, я думаю, вам легко будет усвоить новую тему. Анализируя признаки, которые обозначают прилагательные, можно сказать, что они разные по значению. И вы сами убедитесь в том, что не все имена прилагательные могут иметь степени сравнения. По этим значениям прилагательные делят на 3 разряда: качественные, относительные, притяжательные.
– Как вы думаете, почему разряды получили такие названия?
После краткой беседы о значении слов, учащиеся знакомятся с новой темой (Презентация)
Качественные – называют признаки,
обозначающие различные качества предмета: по
величине (большой, громадный), по возрасту
(старый, молодой); по внешнему виду (угрюмый,
стройный), по цвету (серый, голубой); по внутренним
качествам (злой, добрый). Такие признаки могут
быть в большей или меньшей степени.
Качественные имена прилагательные могут иметь
полную и краткую форму. Вопросы: Какой? Каков?
Относительные имена прилагательные
обозначают: материал, из которого сделан предмет:
серебряное кольцо, глиняный горшок); указывают на
признак предмета по месту (сельская местность),
по назначению предмета (токарный станок), по
времени его существования (зимняя стужа). (Какой?
Каков?)
Эти признаки не могут проявляться в большей и
меньшей степени.
Притяжательные прилагательные обозначают
признак по его принадлежности по его
принадлежности какому-нибудь лицу или
животному (мамин платок, воронье горло) Вопросы:
Каков? Чей?
4. Закрепление
Работа в группах: каждая группа работает с одним разрядом прилагательных.
1. Среди ряда словосочетаний выбрать те, которые относятся к нужному разряду.
Темное небо, летний вечер, огромный сад, лиловое небо, каменное здание, ясное небо, небольшой чемодан, утренняя прогулка, быстрый ручей, зубастая щука, козье молоко, мышиные норки, привокзальная площадь, ранняя заря, барынина кофта, снежная даль, охотничье ружье, медвежья берлога, лисья тропа, пассажирский поезд, Колин дневник, Сережино пальто, коричневое платье, интересное кино, медвежья шкура, собачья конура. январская стужа, московский вокзал, кроличье потомство, сельский сход, богатырская сила, крысиный укус, бригадирская лошадь, местная знаменитость, весенняя капель, длинная юбка, ветреный день, рыжеватый мальчик, легкий труд.
После выполнения задания проверка, подведение итогов взаимное оценивание друг друга учащимися. Учитель отмечает активных учащихся
2. Из отрывков стихотворений выпишите прилагательные, определите их разряд.
а) Востока ясное светило
На небе юное взошло
И моря синее стекло
Лучами утра озарило.
Вот милый берег! Вот она –
Обетованная страна
Вот испещренная цветами
Густой лимонной рощи сень,
Вот перед святыми воротами
Часовня…южный теплый день
Играет яркими лучами
По белым башням и стенам. (Отрывок для 1 группы)б) И перед ним иной картины
Красы живые расцвели:
Роскошной Грузии долины
Ковром раскинулись вдали;
Счастливый, пышный край земли!
Столпообразные раины,
Звонко – бегущие ручьи
По дну из камней разноцветных,
И кущи роз, где соловьи
Поют красавиц, безответных
На сладкий голос их любвив) Веет, веет, повевает
Тихий ветр с днепровских вод,
Войско храбрых выступает
С шумной радостью в поход.
Полк за полком безбрежной степью
иль тянутся лесистой цепью,
Или несутся на рысях.
По сторонам на скакунах
Гарцуют удальцы лихие:
То быстро, как орлы степные,
Из глаз умчатся, то порой,
дразня друг друга, едут тихо,
То вскачь опять, опять стрелой –
И вдоль полков несутся лихо.
3. Игра «Угадай»
Из волшебной шкатулки учитель достает предметы и просит их описать, употребив качественные притяжательные, относительные прилагательные.
Ручка (шариковая, синяя, удобная, разноцветная и
т.п.)
маркер (красный, толстый, текстовой, удобный,
ученический, папин).
книга (интересная, старая, красивая, Митина,
приключенческая, научная).
папка (файловая черная, нужная, директорская и
т.п)
шарф (теплый, зимний, клетчатый, шерстяной,
длинный и т.п.)
игрушка (детская, мягкая, пушистая, большая, это
предмет дарится).
4. Запишите словосочетания и составьте предложения:
Аккуратный ученик, шоссейная дорога, срочная дорога, оранжевый цветок, срочная телеграмма, Катина коллекция.
Предложения читаются вслух. Учащиеся самостоятельно отмечают правильно построенные предложения. У доски выполняется синтаксический разбор одного предложения по выбору.
5. Предупредительный диктант
Записать предложения с притяжательными прилагательными.
Зубастой щуке в мысль пришло за кошачье
приняться ремесло. В овечьи старосты у льва
просился волк.
Зверолов зорко осматривал лисью тропу. Далеко в
поле раздается пастуший рожок. Собачий след
больше кошачьего. На деревьях было много
вороньих гнезд.
Данный диктант проверяется в классе, учащиеся меняются тетрадями, выставляют друг другу оценки. Учитель по ходу обращает внимание учащихся на то, что притяжательные прилагательные образуются только от одушевленных имен прилагательных. Дополнительное задание: выписать притяжательное прилагательное, определить способ их образования.
6. Сравните данные пары словосочетаний
Свинцовые пуля – свинцовое небо; воздушные
массы – воздушный пирог; собачья шерсть –
собачья преданность: изумрудные серьги –
изумрудная зелень; малахитовая шкатулка –
малахитовые глаза: стальной прут – стальной
характер; крутой берег – крутой нрав; теплый шарф
– теплые отношения.
Сравните данные словосочетания: какие из них
будут относительными, какие качественными?
Почему это стало возможным?
7. Подведение итогов урока
– О каких разрядах прилагательных вы узнали на
уроке?
– Какие отличия между ними?
– Приведите примеры.
8. Домашнее задание: повторить теоретический материал, составить предложения с прилагательными 3 разрядов (8 предложений)