Основы православной культуры. Тема: "Христос и Его крест". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Тип урока: формирование новых знаний о Христе и Его жизненном пути

Цель: формирование понимания значения креста для христиан

Задачи

  • Раскрыть смысл креста как символа православной веры через работу с текстом;
  • Развивать коммуникативные навыки  и навыки учебного труда через работу в группах;
  • Формировать умения эмоционально воспринимать прочитанное;
  • Воспитывать уважение к тем, кто жертвует собой ради других;

Задачи в области формирования УУД:

  • Познавательные – умение  выделять существенную информацию из различных источников;
  • Регулятивные– в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий;
  • Коммуникативные – выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

 Оборудование: учебник «Основы православной культуры» (Автор А.В.Кураев), крестики,  карточки для самостоятельной работы в группах, карточка для творческой работы;  презентация к уроку «Христос и Его крест», компьютер, проектор, экран.

План урока:

  • Мобилизующий этап – 1 минута;
  • Вводно-мотивационный этап – 2 минуты;
  • Работа с текстом до чтения. Прием «антиципация». Сообщение темы урока. Постановка цели. Лексическая работа – 4 минуты;
  • Работа с текстом во время первичного чтения. Комбинированное чтение. Прием «Чтение с остановками» – 15 минут;
  • Физкультминутка – 1 минута;
  • Работа с текстом после чтения. Самостоятельная работа в группах. Творческая работа – 14 минут;
  • Итог урока – 2 минуты;
  • Рефлексия – 1 минута

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мобилизующий этап – 1 минута
– Добрый день! Я рада всех приветствовать на уроке ОРКСЭ.
– Ребята, возьмитесь за руки и образуйте круг. Проведем игру «Импульс». Мы передали друг другу тепло своей души, настроились на хорошую работу на уроке.
– Займите свои места.
Дети встают в круг и передают рукопожатие по кругу.

Дети садятся за 4 парты по 3 человека в зависимости от цвета карточки.

2. Вводно-мотивационный этап – 2 минуты
Учитель читает слова на 1 слайде:

Вначале было слово.
Оно было у Бога.
То было Божье слово.
То было слово – Бог!
Великое начало
Писания Святого,
Из времени былого
Принес нам Божий слог.

Леонид Брайловский

 
– Ребята, о каком Святом Писании идет речь?
– Сегодня мы продолжим разговор о времени былом, которое описано в священных православных книгах.
– О Библии, священной книге христианства.
– Что вы услышали? – Колокольный звон.
– Какие чувства у вас возникли? Высказывания детей.
– Зачем звонят в колокола? – Напоминают о событиях, праздниках, о Боге.
– А что является символом Бога? – Крест.
– Где вы видели крест?
– Для чего христиане носят нательный крест?
– Что означает выражение «нести свой крест»?
Высказывания детей.
– Поразмышляйте над вопросами, обсудите в группах, запишите ваши предположения. Записывают предположения:
– Кто желает прочитать предположения? – Охраняет, бережет от бед, болезней.
– А как вы думаете, почему христиане дорожат крестом? Высказывания детей
– Послушайте небольшой рассказ:

Прием «Яркое пятно»

Во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг в плен к туркам попал русский солдат. Враги велели ему снять нательный крест и отказаться от веры в Христа. За что обещали сохранить ему жизнь. Солдат отказался. Тогда турки решили бросить его в яму с голодными крысами. Но солдат схватил своих врагов и вместе с ними прыгнул в эту яму. Он погиб от сильного удара, крысы его не тронули. А палачей съели крысы.

 
– Как можно назвать поступок солдата? – Подвигом, самопожертвованием.
– Могут ли такие поступки совершать люди в наше время?
– Да, могут. Пример тому – поступок  русского солдата Жени Родионова, который также не стал снимать нательный крест и не отказался от православной веры.
– Верующие христиане очень дорожат крестом, потому что любят Бога.
Высказывания детей
– А как Бог доказал свою любовь к людям? – Послал Иисуса Христа.
– Какие синонимы можно подобрать к слову Христос? – Бог, Творец, Спаситель, Спас.
– Как вы думаете, Христос и крест связаны? Высказывания детей
3. Работа с текстом до чтения. Прием «антиципация». Сообщение темы урока. Постановка цели. Лексическая работа – 4 минуты
– Откройте учебник на странице 24. Открывают учебники по закладке
– Прочитайте название статьи. О чем сегодня пойдет речь на уроке? – О Христе и Его кресте.
– Назовите тему и цель урока. – Тема: «Христос и Его крест». Цель: формирование понимания значения креста для христиан.
Учитель называет задачи урока.  
– Прочитайте вопросы, на которые мы должны ответить в течение урока.  

– Мы узнаем:

  • Как Бог стал человеком;
  • Почему Христос не уклонился от казни;
  • Какова символика креста и значение креста для христиан.
– В статье встретятся такие слова: Богочеловек, Боговоплощение, крест, распятие, Голгофа, Назарянин, Понтий Пилат.
– Как вы понимаете лексическое значение этих слов? Если трудно, то можете высказать свои предположения.
– Прочитаем статью, проверим наши предположения.

Высказывания детей
4. Работа с текстом во время первичного чтения. Комбинированное чтение. Прием «Чтение с остановками» – 15 минут
– Во время чтения подумайте над вопросами:

1. Что вас особенно поразило, восхитило, удивило, огорчило?
2. Почему статья так называется?
3. Подтвердились ли ваши предположения?

Комбинированное чтение.

Прием «Чтение с остановками»

 
1 часть. Боговоплощение

После прочтения 1 части учитель задает вопросы:

– Как вы понимаете боговоплощение?

– Что христиане считают чудом?
– Что было у Иисуса от Бога?
– Что –  от человека?

– Как вы думаете, что могло случиться дальше?

 

 

– Бог сохранил в себе все от бога, но теперь стал человеком – Богочеловеком.
– Чудо – воплощение.
– От Бога – способность творить чудеса.
– Радовался и страдал, плакал от потери друзей, вкушал пищу и голодал.
Предположения детей.

2 часть. Голгофа

После прочтения 2 части учитель задает вопросы:

– Как вы понимаете значение слова Голгофа?
– О чем  говорит Евангелие о выборе Христа?

– Как вы думаете, смог кто-либо защитить Христа?
– Проверим наше предположение.

 

Высказывания детей, проверка предположений

– Голгофа – небольшая гора (Иерусалим), где казнили Христа.
– Христос добровольно принял крест. Смерть ему нужна была для того, чтобы пройти через человеческую смерть.
– Ангелы, апостолы, отец Бог.

3 часть. Жертва Христа

После прочтения 3части учитель задает вопросы:

– Защитил кто-нибудь Христа? Почему?
– Кто имел власть распять?
– Как вы думаете, чем закончилась эта история?

 

 

– Христос не позволил.
– Понтий Пилат, судья, правитель.
Высказывания детей.

4 часть. Распятие

После прочтения 4 части учитель задает вопросы:

– Чем закончилась история?
– Подтвердились ли ваши предположения?
– Какую страшную казнь придумали люди.
– Где похоронили Христа?
– Ответили мы на главный вопрос: «Какова символика креста».
– Предлагаю продолжить чтение, чтобы найти ответ на последний вопрос.

 

 

– Смертью Христа
Самостоятельное чтение  статьи
– Распятие.
– В каменной гробнице (пещере) у подножия Голгофы.
– Нет, не ответили.
Читают самостоятельно

5 часть. Символика креста

Самостоятельное чтение

После прочтения 5 части учитель задает вопросы:

– Чем закончилась история?
– Что вас особенно поразило, восхитило, удивило, огорчило?
–  Почему статья так называется?
–  Подтвердились ли ваши предположения?

 

 

 

Высказывания детей: поразила жестокость людей;
восхитило мужество Христа;
удивило то, что Христос отказался от помощи ангелов, апостолов;
огорчила смерть Христа.
Проверяют и дополняют таблицу, которую заполняли в начале урока.

5. Физкультминутка – 1 минута. Гимнастика для глаз. Мозговая гимнастика. Слайд 14.
6. Работа с текстом после чтения. Самостоятельная работа в группах. Творческая работа – 14 минут;
– В статье много важных мыслей. Их сразу не увидишь. Но их можно понять, если читать внимательно и думать над прочитанным.

– Поработайте самостоятельно в группах 3 минуты и найдите ответ на вопрос: «Какова символика креста». Сделайте пометки карандашом.

 
– Поработайте самостоятельно в группах 5 минут и выполните задания: Работают самостоятельно в группах:
1 группа. Прочитайте 1-ю часть на странице 24, 25 и составьте схему Боговоплощения 1 группа. Бог невидим/
человеческая душа + человеческое тело = Боговоплощение;
2 группа. Прочитайте 2-ю часть на странице 25,  и найдите ответ на вопрос: «Почему Христос не уклонился от казни?» 2 группа. Христос решил Сам войти в мир смерти, чтобы человек, который умер, встретил в мире смерти не пустоту, а любовь Христа. Он хотел принести всем людям дар светлого бессмертия.
3 группа. Прочитайте 3-ю часть на странице 25, 26  и найдите ответ на вопрос: «Как крест Христов воспринимался христианами?» 3 группа. Крест – орудие пытки и казни Христа.
Крест – знак любви Бога к людям.
4 группа. Прочитайте 4-ю часть на странице 26, 27  и найдите ответ на вопрос: «Какую корону надели Христу?» 4 группа. На голову Христа надели якобы царскую корону, но сплели её из терновника, иглы которого рвали кожу.
– Проверим работу – 2 минуты
– На все ли поставленные в начале урока вопросы мы нашли ответы?
– Не нашли ответ на вопрос «Символика креста»
– Проверим работу. – 1 минута  
Творческая работа – 2 минуты
Напишите ваше понимание «Для меня нести свой крест…»
– Православный крест восьмиконечный. На нем есть 3 перекладины: верхняя символизирует дощечку с надписью «ИНЦИ» (Иисус Назарянин царь иудейский»; к средней перекладине были прибиты руки Христа, а к нижней – ноги. Нижняя перекладина поднята в правую сторону в знак того,
один разбойник покаялся и поднялся ввысь, в Царство Небесное.
Пишут в таблицах
Проверим работу – 1 минута  
7. Итог урока – 2 минуты
– Какая тема урока? Какую цель ставили в начале урока?
– Что нового мы узнали о кресте?
– Тема: «Христос и Его крест». Цель: формирование понимания значения креста 
для христиан.
– Мы узнали:
  • Как Бог стал человеком;
  • Почему Христос не уклонился от казни;
  • Какова символика креста и значение креста для христиан.
8. Рефлексия – 1 минута
– Что испытывал Христос?
– Какие чувства испытывали вы после прочтения статьи.
– Боль, страдание, любовь к людям.
– Огорчение, жалость, желание помочь, скорбь.

Источники:

  1. А.В. Кураев. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Фундаментальное ядро содержания общего образования. Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2010.
  3. http://easterflashmob.blogspot.com
  4. http://www.stihi.ru/
  5. http://ru.wikipedia.org/wiki/Крест

Приложение 1

Приложение 2