Тип урока: формирование новых знаний о Христе и Его жизненном пути
Цель: формирование понимания значения креста для христиан
Задачи
- Раскрыть смысл креста как символа православной веры через работу с текстом;
- Развивать коммуникативные навыки и навыки учебного труда через работу в группах;
- Формировать умения эмоционально воспринимать прочитанное;
- Воспитывать уважение к тем, кто жертвует собой ради других;
Задачи в области формирования УУД:
- Познавательные – умение выделять существенную информацию из различных источников;
- Регулятивные– в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий;
- Коммуникативные – выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
Оборудование: учебник «Основы православной культуры» (Автор А.В.Кураев), крестики, карточки для самостоятельной работы в группах, карточка для творческой работы; презентация к уроку «Христос и Его крест», компьютер, проектор, экран.
План урока:
- Мобилизующий этап – 1 минута;
- Вводно-мотивационный этап – 2 минуты;
- Работа с текстом до чтения. Прием «антиципация». Сообщение темы урока. Постановка цели. Лексическая работа – 4 минуты;
- Работа с текстом во время первичного чтения. Комбинированное чтение. Прием «Чтение с остановками» – 15 минут;
- Физкультминутка – 1 минута;
- Работа с текстом после чтения. Самостоятельная работа в группах. Творческая работа – 14 минут;
- Итог урока – 2 минуты;
- Рефлексия – 1 минута
ХОД УРОКА
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Мобилизующий этап – 1 минута | |
– Добрый день! Я рада всех
приветствовать на уроке ОРКСЭ. – Ребята, возьмитесь за руки и образуйте круг. Проведем игру «Импульс». Мы передали друг другу тепло своей души, настроились на хорошую работу на уроке. – Займите свои места. |
Дети встают в круг и передают
рукопожатие по кругу. Дети садятся за 4 парты по 3 человека в зависимости от цвета карточки. |
2. Вводно-мотивационный этап – 2 минуты | |
Учитель читает слова на 1 слайде:
|
|
– Ребята, о каком Святом Писании идет
речь? – Сегодня мы продолжим разговор о времени былом, которое описано в священных православных книгах. |
– О Библии, священной книге христианства. |
– Что вы услышали? | – Колокольный звон. |
– Какие чувства у вас возникли? | Высказывания детей. |
– Зачем звонят в колокола? | – Напоминают о событиях, праздниках, о Боге. |
– А что является символом Бога? | – Крест. |
– Где вы видели крест? – Для чего христиане носят нательный крест? – Что означает выражение «нести свой крест»? |
Высказывания детей. |
– Поразмышляйте над вопросами, обсудите в группах, запишите ваши предположения. | Записывают предположения: |
– Кто желает прочитать предположения? | – Охраняет, бережет от бед, болезней. |
– А как вы думаете, почему христиане дорожат крестом? | Высказывания детей |
– Послушайте небольшой рассказ: Прием «Яркое пятно» Во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг в плен к туркам попал русский солдат. Враги велели ему снять нательный крест и отказаться от веры в Христа. За что обещали сохранить ему жизнь. Солдат отказался. Тогда турки решили бросить его в яму с голодными крысами. Но солдат схватил своих врагов и вместе с ними прыгнул в эту яму. Он погиб от сильного удара, крысы его не тронули. А палачей съели крысы. |
|
– Как можно назвать поступок солдата? | – Подвигом, самопожертвованием. |
– Могут ли такие поступки совершать
люди в наше время? – Да, могут. Пример тому – поступок русского солдата Жени Родионова, который также не стал снимать нательный крест и не отказался от православной веры. – Верующие христиане очень дорожат крестом, потому что любят Бога. |
Высказывания детей |
– А как Бог доказал свою любовь к людям? | – Послал Иисуса Христа. |
– Какие синонимы можно подобрать к слову Христос? | – Бог, Творец, Спаситель, Спас. |
– Как вы думаете, Христос и крест связаны? | Высказывания детей |
3. Работа с текстом до чтения. Прием «антиципация». Сообщение темы урока. Постановка цели. Лексическая работа – 4 минуты | |
– Откройте учебник на странице 24. | Открывают учебники по закладке |
– Прочитайте название статьи. О чем сегодня пойдет речь на уроке? | – О Христе и Его кресте. |
– Назовите тему и цель урока. | – Тема: «Христос и Его крест». Цель: формирование понимания значения креста для христиан. |
Учитель называет задачи урока. | |
– Прочитайте вопросы, на которые мы должны ответить в течение урока. | – Мы узнаем:
|
– В статье встретятся такие слова: Богочеловек,
Боговоплощение, крест, распятие, Голгофа,
Назарянин, Понтий Пилат. – Как вы понимаете лексическое значение этих слов? Если трудно, то можете высказать свои предположения. – Прочитаем статью, проверим наши предположения. |
Высказывания детей |
4. Работа с текстом во время первичного чтения. Комбинированное чтение. Прием «Чтение с остановками» – 15 минут | |
– Во время чтения подумайте над
вопросами: 1. Что вас особенно поразило,
восхитило, удивило, огорчило? Комбинированное чтение. Прием «Чтение с остановками» |
|
1 часть. Боговоплощение После прочтения 1 части учитель задает вопросы: – Как вы понимаете боговоплощение? |
– Бог сохранил в себе все от бога, но теперь
стал человеком – Богочеловеком. |
2 часть. Голгофа После прочтения 2 части учитель задает вопросы: – Как вы понимаете значение слова Голгофа? |
Высказывания детей, проверка предположений – Голгофа – небольшая гора (Иерусалим), где
казнили Христа. |
3 часть. Жертва Христа После прочтения 3части учитель задает вопросы: – Защитил кто-нибудь Христа? Почему? |
– Христос не позволил. |
4 часть. Распятие После прочтения 4 части учитель задает вопросы: – Чем закончилась история? |
– Смертью Христа |
5 часть. Символика креста Самостоятельное чтение После прочтения 5 части учитель задает вопросы: – Чем закончилась история? |
Высказывания детей: поразила жестокость людей; |
5. Физкультминутка – 1 минута. Гимнастика для глаз. Мозговая гимнастика. Слайд 14. | |
6. Работа с текстом после чтения. Самостоятельная работа в группах. Творческая работа – 14 минут; | |
– В статье много важных мыслей. Их сразу
не увидишь. Но их можно понять, если читать
внимательно и думать над прочитанным. – Поработайте самостоятельно в группах 3 минуты и найдите ответ на вопрос: «Какова символика креста». Сделайте пометки карандашом. |
|
– Поработайте самостоятельно в группах 5 минут и выполните задания: | Работают самостоятельно в группах: |
1 группа. Прочитайте 1-ю часть на странице 24, 25 и составьте схему Боговоплощения | 1 группа. Бог невидим/ человеческая душа + человеческое тело = Боговоплощение; |
2 группа. Прочитайте 2-ю часть на странице 25, и найдите ответ на вопрос: «Почему Христос не уклонился от казни?» | 2 группа. Христос решил Сам войти в мир смерти, чтобы человек, который умер, встретил в мире смерти не пустоту, а любовь Христа. Он хотел принести всем людям дар светлого бессмертия. |
3 группа. Прочитайте 3-ю часть на странице 25, 26 и найдите ответ на вопрос: «Как крест Христов воспринимался христианами?» | 3 группа. Крест – орудие пытки
и казни Христа. Крест – знак любви Бога к людям. |
4 группа. Прочитайте 4-ю часть на странице 26, 27 и найдите ответ на вопрос: «Какую корону надели Христу?» | 4 группа. На голову Христа надели якобы царскую корону, но сплели её из терновника, иглы которого рвали кожу. |
– Проверим работу – 2 минуты – На все ли поставленные в начале урока вопросы мы нашли ответы? |
– Не нашли ответ на вопрос «Символика креста» |
– Проверим работу. – 1 минута | |
Творческая работа – 2 минуты Напишите ваше понимание «Для меня нести свой крест…» |
– Православный крест восьмиконечный.
На нем есть 3 перекладины: верхняя символизирует
дощечку с надписью «ИНЦИ» (Иисус Назарянин царь
иудейский»; к средней перекладине были прибиты
руки Христа, а к нижней – ноги. Нижняя
перекладина поднята в правую сторону в знак того, один разбойник покаялся и поднялся ввысь, в Царство Небесное. Пишут в таблицах |
Проверим работу – 1 минута | |
7. Итог урока – 2 минуты | |
– Какая тема урока? Какую цель ставили в
начале урока? – Что нового мы узнали о кресте? |
– Тема: «Христос и Его крест». Цель:
формирование понимания значения креста для христиан. – Мы узнали:
|
8. Рефлексия – 1 минута | |
– Что испытывал Христос? – Какие чувства испытывали вы после прочтения статьи. |
– Боль, страдание, любовь к людям. – Огорчение, жалость, желание помочь, скорбь. |
Источники:
- А.В. Кураев. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы. – М.: Просвещение, 2010.
- Фундаментальное ядро содержания общего образования. Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2010.
- http://easterflashmob.blogspot.com
- http://www.stihi.ru/
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Крест