Технология коммуникативно-диалоговой деятельности позволяет творчески подходить к организации учебного процесса, учит учащихся владению приёмами эвристической беседы, умению вести дискуссию с классом и создавать условия для возникновения дискуссии между школьниками. При использовании этой технологии учащиеся свободно владеют предметной речью, ведут диалог, выступают публично. Обсуждение проблем строим с учащимися на основе конкретных жизненных фактов, которые требуют конкретных жизненных решений.
При этом учебную деятельность с учащимися можно строить с использованием учебно-игровых ситуаций. Идея заключается в том, что данная технология дает возможность проявиться ребенку в различных сферах деятельности, в будущем определиться в социуме. Для развития интереса и любознательности разрабатываются и проводятся уроки нестандартного типа, успешно используются активные формы работы.
Основные положительные аспекты, которые дает эта технология:
- предмет география становится авторитетным для учащихся;
- учатся с увлечением;
- работают в полную силу;
- появляется сотрудничество, сотворчество учителя и детей.
В качестве примера рассмотрим урок, основной учебной целью которого является определение особенностей климата Северной Америки. Для реализации данной цели на уроке необходимо решить следующие задачи:
- конкретизировать понятие климат;
- определить климатообразующие факторы, влияющие на климат Северной Америки;
- развивать логическое мышление и речь учащихся;
- закрепить умения работы с картами атласа.
Коммуникативно-диалоговая деятельность реализуется в рассмотрении версий (утверждений) по теме "Климат Северной Америки". На уроке проверятся 11 версий, среди этих версий есть правильные и неправильные. Задача учеников доказать их или опровергнуть. Для работы используются карты атласа, учебник §53. Наглядность обеспечивает презентация. В конце урока учащиеся определяют номера версий, которые соответствуют данным климатообразующим факторам:
- положение в климатических поясах
- положение относительно северного тропика и северного полярного круга
- изрезанность берегов
- рельеф
- океанические течения
- положение в климатических поясах (1, 4, 9, 11);
- положение относительно северного тропика и северного полярного круга (3);
- изрезанность берегов (5);
- рельеф (6,2);
- океанические течения (7,8,9);
Оборудование: физическая карта мира, географический атлас 7 класса, учебник географии 7 класс, презентация, раздаточный материал, рабочие тетради.
ХОД УРОКА
1. Повторение
«Нет истины, кроме научной, вне науки нельзя не злоупотребляя, употреблять слово истина» (Презентация, сдайд 1)
– Как вы понимаете слово истина? (Правда,
закон, правильное утверждение).
– В словаре Ожегова дано следующее определение
истины: «То, что существует в действительности,
отражает действительность, утверждение
суждение, проверенное практикой, опытом, наукой».
– Какие истины про Северную Америку вы узнали на
прошлом уроке? (Повторить географическое
положение Северной Америки). (слайд 2)
– Какие истины про южные материки вы знаете? (Повторить
знания про южные материки)
– Как можно проверить истину "Климат – это
многолетний режим погоды?" (слайд 3)
2. Тема урока
– Про климат этого материка можно сказать: «На
материке Северная Америка сформировались все
типы климата южных материков, кроме
экваториального».
– Это истина или версия?
– Что такое версия? (Утверждение требующие
доказательства)
– Как можно проверить эту версию?
– Сегодня на уроке мы проверим 11 версий. среди
этих версий есть правильные и неправильные. Ваша
задача доказать их или опровергнуть. Для работы
нам потребуется карты атласа, учебник §53
3. Работа с версиями
– Ответ начинаем словами: «Эта версия верна» или «Эта версия не верна»:
1) Разнообразие климата Северной Америки
связано положением в климатических поясах (Слайд
4)
2) Протяженность Северной Америки с запада на
восток оказывает влияние на климат (Слайд5).
3) На территории за северным полярным кругом в
Северной Америке климат такой же суровый, как и в
Антарктиде за южным полярным кругом (Слайд 6)
4) Гудзонов залив – это мешок со льдом, по
образному выражению моряков (Слайд 7)
5) Гудзонов и Мексиканский заливы оказывают
существенное, но разное влияние на климат
материка (Слайд 8).
6) В Северной Америке нередко возникают мощные
атмосферные вихри – торнадо (Слайд 9).
7) На всем побережье Тихого океана в Северной
Америке выпадает большое количество осадков
(Слайл 10).
8) Климаты полуострова Калифорния и полуострова
Флорида схожи, так как они находятся в
тропическом поясе (Слайды 11, 12 ).
9) В Северной Америке преобладает климат. где
холодная зима и снег, сравнительно теплое лето и
дождь (Слайд 13).
10) В Северной Америке есть морской климат
умеренного пояса (Слайд 14).
11) Дождливая погода на берегу Панамского канала
стоит зимой (Слайд 15).
4. Закрепление
– Данные версии, которые мы доказали утверждены не нами а природой. Что же влияет на климат Северной Америки? (Работа в тетради). Определите номера версий, которые соответствуют данным климатообразующим факторам:
5. Домашнее задание: §53, описать климатограммы на стр. 212.