Цели:
- Образовательная: Изучить географическое положение Атлантического океана, историю исследования, особенности природы и животного мира. Обратить внимание на виды хозяйственной деятельности в океане.
- Развивающаяся: Развивать навыки анализа и синтеза изучаемого материала
- Воспитательная: Воспитывать любовь к природе, развивать умение воспринимать прекрасное в обычном.
Оборудование: Интерактивное наглядное пособие «Карта океанов», презентация по Атлантическому океану, мультимедийная установка, атласы, учебник, тетрадь на печатной основе И.В.Бариновой и В.В.Суслова.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Продолжается великий час Океанов. Сегодня нам
откроет свои тайны еще один океан –
Атлантический (Презентация,
слайд).
Постараемся же за 45 минут урока узнать больше
тайн и загадок Атлантического океана. Ну, чтобы
океан нам открылся, мы должны быть открыты к
восприятию новых знаний.
2. Повторение пройденного материала
Цифровой диктант по теме: «Тихий и Индийский океаны»
– Прослушав утверждение, определите, о каком океане идет речь. Если речь идет о Тихом океане, запишите цифру «1», если об Индийском – цифру «2».
Тихий океан – 1
Индийский океан – 2
(Разъяснение задания)
1) Третий океан на Земле по величине.
2) Название океану дал Ф. Магеллан.
3) В этом океане расположен Марианский желоб.
4) Северной частью океан омывает материк Евразия.
5) Одно из морей океана имеет самую высокую
соленость в мире.
6) Этот океан соединен с Северным Ледовитым
океаном Беринговым проливом.
7) Богатейшее месторождение нефти на шельфе
Персидского залива.
8) Самый теплый океан по температуре
поверхностных вод.
9) На западе океан омывает Евразию, на востоке –
Америку.
10) В северной части океана – мощное Муссонное
течение.
Учащиеся сдают листочки с ответами на проверку учителю.
3. Объяснение нового материала
– По какому плану мы изучаем океаны? (В рабочих
тетрадях или в тетрадях на печатной основе есть
план, с которым уже ребята работали)
– Начнем изучение Атлантического океана с географического
положения. (Презентация,
слайд).
Как и Тихий океан Атлантический вытянут от
субарктических широт до Антарктиды, но уступает
ему по ширине. Наибольшей ширины Атлантика
достигает в умеренных широтах и сужается к
экватору. Имеет S-образную форму.
– Происхождение океана связано с теорией
литосферных плит. Вспомним ее положения.
– Так вот, примерно 200 млн. лет назад океана не
существовало, в те времена Америка, Африка и
возможно, Антарктида составляли единый материк,
а на месте Карибского моря была суша, затем
согласно теории материк раскололся, плиты стали
раздвигаться, и образовалась впадина, на месте
которой находится океан.
Береговая линия океана сильно расчленена в
Северном полушарии, а в Южном изрезана слабо.
Большая часть островов лежит близ материков. (Презентация, слайд).
– Открываем тетради, записываем тему урока:
«Атлантический океан».
– В тетрадях сначала записываем визитную
карточку океана, смотрим в атласы: площадь, объём,
средняя глубина, наибольшая глубина, средняя
температура воды, течения (холодные и теплые).
– Следующий пункт плана?
История изучения и открытия океана
– С древних времен Атлантический океан стал
осваиваться человеком. На его берегах в разные
эпохи возникли центры мореплавания в Древней
Греции, Карфагене, Скандинавии. Его воды омывали
легендарную Атлантиду, о географическом
положении которой в океане до сих пор спорят
учёные.
Христофор Колумб – первый мореплаватель Нового
Времени, который отважился пересечь
Атлантический океан.
В эпоху Великих географических открытий
Атлантический океан стал главным водным путём на
Земле. (Презентация,
слайд)
– Переходим к рельефу дна
Атлантического океана (Презентация,
слайд).
Слушаем рассказ и по ходу рассказа заполняем таблицу.
Рельеф дна океана
Форма рельефа | Характеристика |
шельф | |
материковый склон | |
котловины | |
СОХ | |
желоба |
– Согласно теории литосферных плит
Атлантический океан сравнительно молод. Рельеф
его дна не так сложен, как в Тихом океане.
Шельф занимает около 1\3 подводных окраин
материков. Он обрамляет весь океан, но имеет
разную ширину. В Западной Атлантике шельф развит
в районах Лабрадора, Ньюфаундлена и Флориды.
Южнее несколько уже, только у берегов Аргентины
значительно расширяется. На востоке Атлантики
обширный шельф распространен в северной части,
но охватывает Северное и Исландское моря. Узкая
часть – обрамляет Западную Африку.
Материковый склон сравнительно крутой в
западной части Атлантики, его крутизна несколько
меньше в восточной части. Материковому склону
США свойственны многочисленные подводные
каньоны. Крупнейший каньон Конго расположен в
районе устья одноименной реки Африки.
Ложе океана характеризуется сочетанием
глубоководных равнин, подводных поднятий и гор.
Через всю Атлантику почти по меридиану
протянулся гигантский хребет. В одном месте он
выходит на поверхность – это остров Исландия.
Хребет делит ложе океана на две почти равные
части, его длина 17000км, ширина 1000км. Гигантский
раздробленный вал занимает треть океана. А по обе
стороны от хребта лежат относительно
выровненные котловины. Основных котловин 15,
подводных хребтов – 6, желобов – 2, морей – 9.
Проверим, что у вас получилось (1-2 ученика
зачитывают таблицу ). Исправление и дополнение по
необходимости.
Итак, следующий пункт плана – климат Океана
(Презентация, слайд).
Климат Атлантического океана разнообразен, так
как он лежит во всех климатических поясах. В
северной Атлантике, ощущается холодное дыхание
Арктики, в северо-западную часть океана
поступают холодные льды и воды Северного
Ледовитого океана. Северо-восточная часть
теплее, поскольку ее согревают теплые течения.
Умеренные широты – это область частых, сильных
штормов и прохладных вод. Тропическая часть
находиться под воздействием пассатов,
преобладает теплая ясная погода, воды океана
имеют повышенную солёность, что обуславливается
сильным испарением. Здесь зарождаются ураганы.
Экваториальная часть – это океан теплых вод,
жаркой и влажной погоды, сильных ливней.
В северной и южной части Атлантического океана
образуются айсберги, основные поставщики –
Антарктида и о. Гренландия. (Презентация,
слайд).
Зимой над северной Атлантикой усиливаются
западные ветры. С мая по ноябрь в районе тропиков
бывают тропические ураганы, скорость ветра может
достигать 50м/с, но повторяемость таких ветров
мала.
Южная Атлантика довольно бурная, особенно в
районе 40 градусов ю.ш., в этой части преобладают
западные ветры и широты называют « ревущими 40-ми»
А какова температура воздуха над океаном и
отчего будет зависеть температура поверхностных
вод?
В результате вышеперечисленного, в
Атлантическом океане сформировались течения –
какие? Перечислить
Течения двигаются в основном в меридиональном
направлении, формируют кольцеобразное движение (Презентация, слайд).
Перечислить какими свойствами обладают воды
океана?
Отчего зависит соленость? Какова соленость воды
Атлантического океана? Почему его можно назвать
самым соленым? Запись в тетрадь: Свойства воды
Атлантики – температура: с, юга – (– 20, – 24 –
зимой, +18, +20 – летом), экватор и тропики – (+22,+24
градусов в течении года); соленость – средняя
– 35,3 промилли, мак. – 37,5 промилли.
Заканчиваем изучение – органическим миром и
использование океана человеком
Комплексное исследование природы
Атлантического океана началось только в конце XIX
века. Английская экспедиция на судне
«Челленджер» произвела промеры глубин, собрала
материалы об органическом мире океана. (Презентация, слайд).
Богат органический мир Атлантического океана:
морской салат, морской мох, ламинарии, летучие
рыбы, акулы, много рыб: палтус, камбала, сельди,
кефали, район Канарских островов богат
лангустами, анчоусами, в северной части
встречаются морские ежи, моллюски. (Презентация,
слайд).
– Открыть атласы на странице 34. Что вы видите?
По обе стороны океана лежат развитые в
хозяйственном отношении страны. Через Атлантику
проходят самые важные морские пути. С
незапамятных времён Атлантический океан – место
интенсивного рыболовного и зверобойного
промысла.
Природные условия Атлантики благоприятны для
развития жизни, поэтому из всех океанов он самый
продуктивный. Большая часть улова рыбы и добычи
морских продуктов приходится на северную часть
океана Шельфы Атлантического океана богаты
месторождениям нефти и других полезных
ископаемых. (Презентация,
слайд).
Шельфы Атлантического океана богаты
месторождениями нефти, соли и других полезных
ископаемых. Через Атлантический океан проходят
самые важные морские пути. (Презентация,
слайд).
Все это используется людьми. Богатства
Атлантического океана используются давно и
слишком интенсивно, что уже привело к сокращению
рыбных ресурсов. Экология океана, особенно морей,
уже требует немедленного вмешательства.
Нефтяное загрязнение, загрязнение ядохимикатами
и.т.д. (атлас стр. 35) Кроме того моря
Атлантического океана используются как основное
место отдыха: Черное, Средиземное, Карибское
моря.
4. Обобщение изученного материала
Атлантический океан бывает очень разным, этим
он и прекрасен. Представляете, а кто-то живет
рядом с океаном, и каждый день видит это, и уже не
замечает этой безумной красоты. Хотя мы тоже, не
замечаем красоты того, с чем встречаемся каждый
день. Может нам быть внимательнее и тогда мир
окажется еще прекрасней.
Итак, какой же Атлантический океан самый…, что
его выделяет среди других?
Он еще много тайн хранит в себе, как и те сундуки с
золотом и серебром, лежащие на дне океана.
5. Домашнее задание
– Найдите информацию о загадочных и необычных
явлениях в Атлантическом океане и если вы меня
сможете удивить, то обещаю вам «5».
Учебник параграф №19,рабочая тетрадь на печатной
основе – География материков и океанов, 7 класс,
И.И.Баринова, В.Г.Суслов, Тема №6 – Океаны.