Открытый урок русского языка по теме "Непроизносимые согласные в корне слова" (закрепление материала). 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Выбранная структура соответствует типу урока и поставленным задачам.  Этап урока «Инструктаж по выполнению домашнего задания» отсутствует, так как на выходные дни домашнее задание не дается.  Во время планирования  составлен хронометраж урока.

Задания выбраны в соответствие с программным материалом, особенностями личностно-ориентированного урока; требованиями, предъявляемыми к современному уроку. В течение всего урока создаются условия для формирования универсальных учебных действий (УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных; а также предметных результатов. Все формируемые на уроке универсальные учебные действия  подробно расписаны в технологической карте урока и конспекте урока.

Для успешного проведения урока и выполнения всех требования мною  разработан специальный дидактический материал «Карточка для самостоятельной работы по теме «Непроизносимые согласные в корне слова» (Приложение 1). Данный дидактический материал  включает не только задания, но и карточки для  самооценки, взаимооценки, саморефлексии   на протяжении выполнения всей самостоятельной работы.

Самостоятельная работа включает 3 упражнения:

1-е упражнение предполагало вариативность, то есть каждый учащийся для выполнения дифференцированной индивидуальной самостоятельной работы мог выбрать одно задание в соответствии со своими способностями, возможностями, своим желаниям.

2-е упражнение – для работы в паре – моделирование слов, соотнесение звука и буквы, закрепление знаний по фонетике; в результате выполнения данного упражнения учащиеся смогли сделать вывод о том, что звуков меньше, чем букв в слове, поэтому эти слова и относятся к теме: «Непроизносимые согласные в корне слова».

3-е упражнение –  для работы в группе – работа с пословицей, замена звуковой записи слов (транскрипции) буквенной записью; работа над лексическим значением высказывания.

На протяжении урока  учащиеся оперируют основными понятиями – непроизносимая согласная, проверочное слово, корень слова.

Применяется личностно-ориентированные, здоровьесберегающие технологии; частично-поисковый, исследовательский, репродуктивный методы; прием какографии при постановке темы, цели урока; работу с учебником, орфографическим словарем, с индивидуальным дидактическим материалом (карточкой). Осуществляла индивидуальный и дифференцированный подход при выполнении 1 упражнения самостоятельной работы.

Созданы условия для самоконтроля, самооценки, взаимооценки, саморефлексии обучающихся – специальные карточки и слайды для самопроверки и взаимопроверки выполненной работы. 

Успешному выполнению заданий и активной работе в течение урока способствует предварительное проведение мозговой гимнастики, физкультминутки, гимнастика для глаз и рук. Физкультминутка «У оленя дом большой», слайды с изображением зимней природы, языковой материал способствует психологическому настрою на плодотворную работу в паре и группе.

Тип урока: урок закрепления знаний, урок-тренинг

Цели урока:

  • для учителя:
    • закрепление способов проверки непроизносимых согласных в корне слова;
    • развитие внимания, речи учащихся; умения анализировать, сравнивать, делать выводы;
    • формирование универсальных учебных действий (УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных;
    • формирование навыков самоконтроля, самооценки  и саморефлексии;
  • для учащихся:
    • закрепление умения проверять непроизносимые согласные в корне слова;
    • развитие внимания, речи учащихся; умения анализировать, сравнивать;
    • формирование умения работать в парах, группах;
    • воспитание интереса к русскому языку.

Задачи урока:

  • Закрепить умения проверять непроизносимые согласнее в корне слова через тренинговую самостоятельную работу.
  • Создать условия для развития внимания, речи учащихся; умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
  • Создать условия для формирования коммуникативных компетенций учащихся при работе в парах, группах.
  • Создать условия для развития навыков самоконтроля, самооценки и саморефлексии через выполнение тренинговой самостоятельной работы.

План урока.

1. Оргмомент – 1 мин..
2. Мозговая гимнастика – 1 мин.
3. Постановка темы, цели урока – 3 мин.
4. Развитие речи. Творческая работа – 2 мин.
5. Актуализация опорных знаний – 3 мин.
6. Выполнение тренинговой самостоятельной работы. Физкультминутка.  
Гимнастика для глаз. Проверка тренинговой самостоятельной работы – 27 мин.
7. Итог урока – 2 мин.
8. Рефлексия – 1 мин.

Оборудование:

1. Учебник «Русский язык» для 2 класса /под ред. С.В. Иванова. – издательство «Вентана-Граф»
2. Карточки для тренинговой самостоятельной работы в группах и парах.
3.Листы для самоконтроля, самооценки и саморефлексии учащихся.
4. Мультипроектор, ноутбук (для учителя)

ХОД УРОКА

Этап урока

Содержание урока

Формирование УУД

1. Оргмомент Цель: психологический настрой на урок.
– Здравствуйте, ребята и гости!
– Ребята, скажите, пожалуйста, какое время года на дворе.
– Какое настроение вызывает картина зимнего леса?
– Как вы думаете, на фотографии запечатлена оттепель или морозный день?
– А какая сегодня погода?
– Вы замерзли, пока шли в школу?
– Предлагаю выполнить мозговую гимнастику.
Произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Умение умения работать с иллюстрацией, фотографией.
Умение высказывать свое предположение на основе с иллюстративным материалом.

2. Мозговая гимнастика Цель: тренировка психических процессов; активизация внимания, мышления
– Выполним упражнения «Ниточка», «Шапка», «Ленивые восьмёрки».
– Для чего мы пришли в школу?
– Сейчас все готовы
к плодотворной работе.
И мы начинаем урок русского языка.
– Для чего нужно изучать русский язык?
Умение слушать и понимать речь других.
Умение правильно выполнять движения в соответствие с образцом.
3. Постановка темы, цели урока Цель: формирование умения формулировать тему и цель урока под руководством учителя для четкого представления учащихся о том, что они будут закреплять, с помощью каких видов деятельности, чему научатся.
– Ученик 2 класса Иванов Петя выполнил домашнее задание по русскому языку и просит вас проверить. Вы готовы?
– Прочитайте «про себя». Катя, прочитай выразительно.
– Прочитайте ещё раз, исследуйте текст. Что интересного вы заметили?
– Так какая тема нашего урока? Какова цель урока?
Умение работать с языковым материалом.
Умение выразительно читать текст.
Умение видеть ошибкоопасные места; обозначать орфограмму «Непроизносимая согласная»
Умение находить и исправлять орфографические ошибки  на правило ««Непроизносимая согласная»
Умение анализировать, сравнивать, делать вывод.
Определение темы, цели деятельности
с помощью учителя
Умение сравнивать с образцом.
4. Развитие речи. Творческая работа – Какое настроение у вас сейчас после проверки работы Пети и определения темы, цели урока?
– Давайте, мы составим небольшой рассказ, используя фотографию зимнего леса и словосочетания
Умение рефлексировать.
Умение составлять небольшой текст (4-5 предложений) по картине и словосочетаниям на заданную тему.
5. Актуализация опорных знаний Цель:  актуализация знаний по теме «Непроизносимая согласная» для выполнения тренинговой самостоятельной работы.
– Для того, чтобы не допускать ошибок, давайте повторим правило о правописании непроизносимых согласных в корне слова.
– Прочитайте правило «про себя».
– Расскажите правило друг другу в парах.
– Кто хочет рассказать правило классу?
Умение ориентироваться  в учебной   книге, осуществлять поиск нужной информации.
Умение читать и понимать прочитанное.
Умение работать в паре, формирование коммуникативных компетенций.
Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую, пересказывать аудитории.
6. Тренинговая самостоятельная работа. Проверка тренинговой самостоятельной работы.

 

 

 

*Дифференцированная  индивидуальная работа

 

*Физкультминутка «У оленя дом большой»

* Проверка дифференцированной
индивидуальной работы

 

 

 

 

* Работа в парах

* Проверка

 

* Гимнастика для  глаз и рук

 

* Работа в группах

* Проверка

 

 

 

* Итог самостоятельной работы

Цель:  закрепить знания в самостоятельной работе (индивидуальной, парной, групповой).
– Хорошо повторили правило. А теперь закрепим способы проверки слов с непроизносимыми согласными в корне слова, выполняя самостоятельную работу индивидуально, в парах и группах.
– Возьмите карточки, подпишите фамилию, имя.
– Выполняя данную самостоятельную работу, можно набрать 11 баллов. Рассчитайте свои возможности, запишите, какое количество баллов вы хотели бы заработать, выполняя задания. Запишите в прямоугольник.
– В кругу обозначьте свое настроение в начале выполнения самостоятельной работы.
Цель:  применение способов проверки слов с непроизносимой согласной; организация работы учащихся в зоне их ближайшего развития; создание ситуации успеха.

 – Вы готовы выполнить 1 упражнение?  Тогда приступим. Первое упражнение содержит 3 задания по выбору. Прочитайте все задания. Выберите и выполните одно.
Цель: смена видов деятельности, здоровьесбережение, настрой на работу в паре.

– Ребята, вы успешно выполнили 1 – е упражнение, немного отдохнем. Представьте, что в  зимнем лесу вы встретили оленя.

Цель:  формирование умения самоконтроля, самооценки, саморефлексии.
–  Проверим выполнение 1 упражнения.
– Оцените свою работу. Укажите количество  баллов.  Нарисуйте настроение после выполнения 1-го упражнения.
Цель:  формирование умения работать в паре, договариваться с одноклассником; выполнять различные роли (исполнителя или лидера).
– Найдите 2-е упражнение. Что означает знак «парный велосипед»?
– Какое задание нужно выполнить?
– У кого возникли вопросы?
Цель:  формирование умения осуществлять взаимоконтроль, взаимооценку, саморефлексию.
–  Проверим выполнение 2 упражнения.
–  Поменяйтесь работами в парах. Проверьте и оцените работу своего товарища. Укажите количество баллов. 
– Верните работу соседу по парте. Каждый нарисуйте свое настроение после  выполнения 2-го упражнения.
– Какой вывод можно сделать после выполнения 2 упражнения?
Цель: смена видов деятельности, здоровьесбережение, настрой на работу в группе.
– Ребята, вы успешно выполнили 2-е упражнение, немного отдохнем.
Цель:  формирование умения работать в группе, договариваться с одноклассниками; выполнять различные роли (исполнителя или лидера).
– Ребята, вы хорошо выполнили задание в паре.  Давайте,  выполним упражнение в группе.
– Найдите 3-е упражнение. Прочитайте, обсудите задание. Выполните самостоятельно в группе.
Цель:  формирование умения самоконтроля, самооценки, саморефлексии.
–  Проверим выполнение 3 упражнения.
– Оцените свою работу. Укажите количество баллов.  Нарисуйте настроение после  выполнения 3-го упражнения.
– Прочитайте пословицу.
– Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Цель:  формирование умения анализировать и оценивать свою работу, выполнять работу над ошибками;  проводить саморефлексию.
– Самостоятельная работа завершена. Посчитайте итоговое количество баллов за выполнение 3-х упражнений.

Умение слушать и понимать речь других, пользоваться  приемами слушания.
Умение ориентироваться в дидактическом материале.
Умение прогнозировать свои результаты
Умение рефлексировать.
Самостоятельное планирование действий по выполнению задания.
Умение использовать способы проверки непроизносимой согласной в корне слова.
Умение анализировать, сравнивать, делать выводы, классифицировать.
Умение ориентироваться в орфографическом словарике.
Умение сравнивать с эталоном.
Умения самоконтроля, самооценки, саморефлексии.
Умение слушать и понимать речь других, пользоваться  приемами слушания.
Планирование учебного сотрудничества
Умение читать, понимать и рассказывать другим инструкцию по выполнению задания.
Умение производить звуко – буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв.
Умение сравнивать с эталоном.
Умения самоконтроля, самооценки, саморефлексии.
Умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
Умение слушать и понимать речь других, пользоваться  приемами слушания.
Планирование учебного сотрудничества со сверстниками.
Умение договариваться с одноклассниками о правилах поведения, общения; выполнение этих правил при работе в группе.
Умение применять знания в различных ситуациях.
Умение сравнивать с эталоном.
Умения самоконтроля, самооценки, саморефлексии.
Умение оформлять свои мысли в устной форме.
Умения самоконтроля, самооценки, саморефлексии.
7. Итог урока Цель:  формирование личной ответственности за результат своего труда.
– Какое правило сегодня закрепляли?
– Какое задание на уроке понравилось больше?
– Какое задание показалось сложным?
Умение оформлять свои мысли в устной форме.
8. Рефлексия Цель:  формирование умения соотносить прогнозируемый результат с реальным.
– У кого планируемый результат совпал с результатом в конце самостоятельной работы?
– Поднимите руки, у кого хорошее настроение в конце урока?
– Молодцы! Спасибо за урок.
Рефлексия способов действия, контроль, оценка процесса и результата деятельности.

Презентация к уроку

Приложение 1

Приложение 2