Выбранная структура соответствует типу урока и поставленным задачам. Этап урока «Инструктаж по выполнению домашнего задания» отсутствует, так как на выходные дни домашнее задание не дается. Во время планирования составлен хронометраж урока.
Задания выбраны в соответствие с программным материалом, особенностями личностно-ориентированного урока; требованиями, предъявляемыми к современному уроку. В течение всего урока создаются условия для формирования универсальных учебных действий (УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных; а также предметных результатов. Все формируемые на уроке универсальные учебные действия подробно расписаны в технологической карте урока и конспекте урока.
Для успешного проведения урока и выполнения всех требования мною разработан специальный дидактический материал «Карточка для самостоятельной работы по теме «Непроизносимые согласные в корне слова» (Приложение 1). Данный дидактический материал включает не только задания, но и карточки для самооценки, взаимооценки, саморефлексии на протяжении выполнения всей самостоятельной работы.
Самостоятельная работа включает 3 упражнения:
1-е упражнение предполагало вариативность, то есть каждый учащийся для выполнения дифференцированной индивидуальной самостоятельной работы мог выбрать одно задание в соответствии со своими способностями, возможностями, своим желаниям.
2-е упражнение – для работы в паре – моделирование слов, соотнесение звука и буквы, закрепление знаний по фонетике; в результате выполнения данного упражнения учащиеся смогли сделать вывод о том, что звуков меньше, чем букв в слове, поэтому эти слова и относятся к теме: «Непроизносимые согласные в корне слова».
3-е упражнение – для работы в группе – работа с пословицей, замена звуковой записи слов (транскрипции) буквенной записью; работа над лексическим значением высказывания.
На протяжении урока учащиеся оперируют основными понятиями – непроизносимая согласная, проверочное слово, корень слова.
Применяется личностно-ориентированные, здоровьесберегающие технологии; частично-поисковый, исследовательский, репродуктивный методы; прием какографии при постановке темы, цели урока; работу с учебником, орфографическим словарем, с индивидуальным дидактическим материалом (карточкой). Осуществляла индивидуальный и дифференцированный подход при выполнении 1 упражнения самостоятельной работы.
Созданы условия для самоконтроля, самооценки, взаимооценки, саморефлексии обучающихся – специальные карточки и слайды для самопроверки и взаимопроверки выполненной работы.
Успешному выполнению заданий и активной работе в течение урока способствует предварительное проведение мозговой гимнастики, физкультминутки, гимнастика для глаз и рук. Физкультминутка «У оленя дом большой», слайды с изображением зимней природы, языковой материал способствует психологическому настрою на плодотворную работу в паре и группе.
Тип урока: урок закрепления знаний, урок-тренинг
Цели урока:
- для учителя:
- закрепление способов проверки непроизносимых согласных в корне слова;
- развитие внимания, речи учащихся; умения анализировать, сравнивать, делать выводы;
- формирование универсальных учебных действий (УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных;
- формирование навыков самоконтроля, самооценки и саморефлексии;
- для учащихся:
- закрепление умения проверять непроизносимые согласные в корне слова;
- развитие внимания, речи учащихся; умения анализировать, сравнивать;
- формирование умения работать в парах, группах;
- воспитание интереса к русскому языку.
Задачи урока:
- Закрепить умения проверять непроизносимые согласнее в корне слова через тренинговую самостоятельную работу.
- Создать условия для развития внимания, речи учащихся; умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
- Создать условия для формирования коммуникативных компетенций учащихся при работе в парах, группах.
- Создать условия для развития навыков самоконтроля, самооценки и саморефлексии через выполнение тренинговой самостоятельной работы.
План урока.
1. Оргмомент – 1 мин..
2. Мозговая гимнастика – 1 мин.
3. Постановка темы, цели урока – 3 мин.
4. Развитие речи. Творческая работа – 2 мин.
5. Актуализация опорных знаний – 3 мин.
6. Выполнение тренинговой самостоятельной
работы. Физкультминутка.
Гимнастика для глаз. Проверка тренинговой
самостоятельной работы – 27 мин.
7. Итог урока – 2 мин.
8. Рефлексия – 1 мин.
Оборудование:
1. Учебник «Русский язык» для 2 класса
/под ред. С.В. Иванова. – издательство
«Вентана-Граф»
2. Карточки для тренинговой самостоятельной
работы в группах и парах.
3.Листы для самоконтроля, самооценки и
саморефлексии учащихся.
4. Мультипроектор, ноутбук (для учителя)
ХОД УРОКА
Этап урока |
Содержание урока |
Формирование УУД |
1. Оргмомент | Цель: психологический настрой
на урок. – Здравствуйте, ребята и гости! – Ребята, скажите, пожалуйста, какое время года на дворе. – Какое настроение вызывает картина зимнего леса? – Как вы думаете, на фотографии запечатлена оттепель или морозный день? – А какая сегодня погода? – Вы замерзли, пока шли в школу? – Предлагаю выполнить мозговую гимнастику. |
Произвольное построение речевого
высказывания в устной форме. Умение умения
работать с иллюстрацией, фотографией. |
2. Мозговая гимнастика | Цель: тренировка психических
процессов; активизация внимания, мышления – Выполним упражнения «Ниточка», «Шапка», «Ленивые восьмёрки». – Для чего мы пришли в школу? – Сейчас все готовы к плодотворной работе. И мы начинаем урок русского языка. – Для чего нужно изучать русский язык? |
Умение слушать и понимать речь других. Умение правильно выполнять движения в соответствие с образцом. |
3. Постановка темы, цели урока | Цель: формирование умения
формулировать тему и цель урока под руководством
учителя для четкого представления учащихся о
том, что они будут закреплять, с помощью каких
видов деятельности, чему научатся. – Ученик 2 класса Иванов Петя выполнил домашнее задание по русскому языку и просит вас проверить. Вы готовы? – Прочитайте «про себя». Катя, прочитай выразительно. – Прочитайте ещё раз, исследуйте текст. Что интересного вы заметили? – Так какая тема нашего урока? Какова цель урока? |
Умение работать с языковым материалом. Умение выразительно читать текст. Умение видеть ошибкоопасные места; обозначать орфограмму «Непроизносимая согласная» Умение находить и исправлять орфографические ошибки на правило ««Непроизносимая согласная» Умение анализировать, сравнивать, делать вывод. Определение темы, цели деятельности с помощью учителя Умение сравнивать с образцом. |
4. Развитие речи. Творческая работа | – Какое настроение у вас сейчас после
проверки работы Пети и определения темы, цели
урока? – Давайте, мы составим небольшой рассказ, используя фотографию зимнего леса и словосочетания |
Умение рефлексировать. Умение составлять небольшой текст (4-5 предложений) по картине и словосочетаниям на заданную тему. |
5. Актуализация опорных знаний | Цель: актуализация знаний
по теме «Непроизносимая согласная» для
выполнения тренинговой самостоятельной работы. – Для того, чтобы не допускать ошибок, давайте повторим правило о правописании непроизносимых согласных в корне слова. – Прочитайте правило «про себя». – Расскажите правило друг другу в парах. – Кто хочет рассказать правило классу? |
Умение ориентироваться в
учебной книге, осуществлять поиск нужной
информации. Умение читать и понимать прочитанное. Умение работать в паре, формирование коммуникативных компетенций. Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую, пересказывать аудитории. |
6. Тренинговая самостоятельная работа.
Проверка тренинговой самостоятельной работы.
*Дифференцированная индивидуальная работа
*Физкультминутка «У оленя дом большой» * Проверка дифференцированной
* Работа в парах * Проверка
* Гимнастика для глаз и рук
* Работа в группах * Проверка
* Итог самостоятельной работы |
Цель: закрепить знания в
самостоятельной работе (индивидуальной, парной,
групповой). – Хорошо повторили правило. А теперь закрепим способы проверки слов с непроизносимыми согласными в корне слова, выполняя самостоятельную работу индивидуально, в парах и группах. – Возьмите карточки, подпишите фамилию, имя. – Выполняя данную самостоятельную работу, можно набрать 11 баллов. Рассчитайте свои возможности, запишите, какое количество баллов вы хотели бы заработать, выполняя задания. Запишите в прямоугольник. – В кругу обозначьте свое настроение в начале выполнения самостоятельной работы. Цель: применение способов проверки слов с непроизносимой согласной; организация работы учащихся в зоне их ближайшего развития; создание ситуации успеха. – Вы
готовы выполнить 1 упражнение? Тогда
приступим. Первое упражнение содержит 3 задания
по выбору. Прочитайте все задания.
Выберите и выполните одно. – Ребята, вы успешно выполнили 1 – е упражнение, немного отдохнем. Представьте, что в зимнем лесу вы встретили оленя. Цель: формирование умения
самоконтроля, самооценки, саморефлексии. |
Умение слушать и понимать речь других,
пользоваться приемами слушания. Умение ориентироваться в дидактическом материале. Умение прогнозировать свои результаты Умение рефлексировать. Самостоятельное планирование действий по выполнению задания. Умение использовать способы проверки непроизносимой согласной в корне слова. Умение анализировать, сравнивать, делать выводы, классифицировать. Умение ориентироваться в орфографическом словарике. Умение сравнивать с эталоном. Умения самоконтроля, самооценки, саморефлексии. Умение слушать и понимать речь других, пользоваться приемами слушания. Планирование учебного сотрудничества Умение читать, понимать и рассказывать другим инструкцию по выполнению задания. Умение производить звуко – буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв. Умение сравнивать с эталоном. Умения самоконтроля, самооценки, саморефлексии. Умение анализировать, сравнивать, делать выводы. Умение слушать и понимать речь других, пользоваться приемами слушания. Планирование учебного сотрудничества со сверстниками. Умение договариваться с одноклассниками о правилах поведения, общения; выполнение этих правил при работе в группе. Умение применять знания в различных ситуациях. Умение сравнивать с эталоном. Умения самоконтроля, самооценки, саморефлексии. Умение оформлять свои мысли в устной форме. Умения самоконтроля, самооценки, саморефлексии. |
7. Итог урока | Цель: формирование личной
ответственности за результат своего труда. – Какое правило сегодня закрепляли? – Какое задание на уроке понравилось больше? – Какое задание показалось сложным? |
Умение оформлять свои мысли в устной форме. |
8. Рефлексия | Цель: формирование умения
соотносить прогнозируемый результат с реальным. – У кого планируемый результат совпал с результатом в конце самостоятельной работы? – Поднимите руки, у кого хорошее настроение в конце урока? – Молодцы! Спасибо за урок. |
Рефлексия способов действия, контроль, оценка процесса и результата деятельности. |