Итоговое фронтальное логопедическое занятие в подготовительной к школе группе "Морское путешествие"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Цель урока: закрепить знания и умения, полученные детьми на занятиях по формированию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте.

Задачи:

коррекционно-образовательные:

  • уточнить представления детей о транспорте, морских обитателях;
  • уточнить и активизировать словарь по теме;
  • закрепить умение детей выполнять звуко-слоговой анализ слова;
  • упражнять в умении составлять предложение и его схему;
  • закреплять графо-моторные навыки у детей;
  • активизировать речевую деятельность детей;

коррекционно-развивающие:

  • развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
  • развивать зрительное и слуховое восприятие;
  • развивать зрительное и слуховое внимание;
  • развивать память и мышление;
  • развивать мелкую моторику пальцев рук;
  • развивать связную речь и интонационную выразительность речи.

коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать усидчивость, активность, инициативность, наблюдательность;
  • воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательное отношение друг другу.

Оборудование: ребус; плоскостное изображение корабля без паруса; плоскостное изображение паруса, которое крепится к кораблю на двусторонний скотч; магнитная доска; магниты; аудиозаписи “Звук корабельного колокольчика”, “Шум моря и крики чаек”; индивидуальные конверты с цветным изображением морских звездочек (к обратной стороне конвертов приклеены листочки с напечатанным словом, в котором пропущены элементы букв, а внутри конвертов лежат предметные картинки – название этого слова); индивидуальные звуковые коробочки для составления звуко-слогового анализа слов; две бутылки, внутри которых находятся слова для составления предложения и его схемы; сундук; шоколадные монеты.

Ход занятия

1) Организационный момент.

Логопед: Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня я предлагаю вам совершить небольшое, но увлекательное путешествие. Вы согласны?

Дети: Да, согласны.

Логопед: Как вы думаете, на чем можно отправиться в путешествие?

Дети: На самолете, автобусе, корабле, воздушном шаре, ракете и т.д.

Логопед: Я предлагаю вам отправиться путешествовать на корабле. Впереди нас ожидают испытания, но, я думаю, мы с ними справимся и преодолеем любые трудности. Вы готовы?

Дети: Да.

Логопед: Тогда приготовится к отплытию. Ой, ребята, а наш корабль не готов отправиться в путешествие. Чего-то ему не хватает. Наверное, это морские разбойники тут постарались. Давайте вместе приведем в порядок наш корабль. Для этого нужно разгадать ребус. Если мы правильно его разгадаем, то недостающая деталь корабля появится на своем месте.

2) Ребус. (Рисунок 1)

Рисунок 1

(Ответ: ПАРУС).

Логопед прикрепляет на доске плоскостное изображение корабля (Рисунок 2).

Рисунок 2

Дети разгадывают ребус. Логопед прикрепляет на корабль плоскостное изображение паруса (Рисунок 3).

Рисунок 3

Логопед: Вот теперь все готово к отплытию. Слышите корабельный колокольчик? (Аудиозапись “Звук корабельного колокольчика”). Мы отправляемся в морское путешествие! (Аудиозапись “Шум моря и крики чаек”).

3) Задание от “морских звездочек”.

Логопед: Ребята, для нас есть первое задание. Отгадайте загадку.

Загадка: Что за звезды в глубине на песке лежат на дне?

На вопрос ответить просто: на песке – … .

Дети: Морские звезды.

Логопед: Правильно. Первое задание приготовили для вас морские звездочки.

Детям раздаются индивидуальные конверты с изображением морских звездочек. На обратной стороне конвертов листочки с заданием: допечатать “размытые” буквы и прочитать получившееся слово.

Слова с пропущенными элементами букв:

Дети допечатывают недостающие элементы букв в своих словах, читают слова. Затем им предлагается открыть конверт и проверить, правильно ли они допечатали получившееся слово (в конверте лежит картинка-название слова).

4) Звуко-слоговой анализ слов.

Детям предлагается выложить схему получившихся слов с помощью индивидуальных звуковых коробочек.

5) Пальчиковая гимнастика “Капитан”.

(Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв. Проговаривая стишок, показывать, как лодка качается на волнах, а затем плавными движениями рук – сами волны. Потом по тексту стиха показать чайку, скрестив руки, соединив ладони тыльной стороной и помахать пальцами, сжатыми вместе. Выпрямленными ладонями с пальцами, прижатыми друг к другу изобразить рыбок. Плавными движениями ладоней показать, как рыбы плывут в воде. Приставить поочередно ладони обеих рук горизонтально к бровям, как бы всматриваясь вдаль.)

Я плыву на лодке белой
По волнам с жемчужной пеной.
Я – отважный капитан,
Мне не страшен ураган.
Чайки белые кружатся,
Тоже ветра не бояться.
Лишь пугает птичий крик
Стайку золотистых рыб.
И, объездив чудо-страны,
Посмотрев на океаны,
Путешественник-герой,
К маме я вернусь домой. (Ю. Мориц)

6) Задание “из бутылки”. (Выполняется на ковре всеми детьми)

Детям предлагается расшифровать послание: составить из слов предложение и выложить его схему (слова и детали схемы лежат в двух бутылках).

Предложение:

7) Задание из “сундука”.

Детям предлагается прочесть стихи и загадки о море, морских обитателях и т.д.

1. СОФИЯ:

Дельфины в море плавают,
И плавают киты,
И рыбки разноцветные,
А также я и ты.
Вот только мы у берега,
А рыбки в глубине;
Мы выросли на солнышке,
А рыбки все – в воде.

2. САША:

Я рисую море,
Голубые дали.
Вы такого моря
Просто не видали!
У меня такая
Краска голубая,
Что волна любая
Просто как живая!

3. ТИМУР:

Морская история
Мальчик Володя
В гостях заскучал:
Стул под собою
Качал и качал.
Он представлял,
Что он храбрый моряк...
Плыл он по морю
И с палубы – бряк.
Скажем точнее – со стула свалился:
Ну и компотом конечно облился.
Вот что случилось
С маленьким Вовой.
Случай, конечно,
Это не новый.
Такое и с волком морским приключается,
Если он долго на стуле качается!

4. БУЛАТ:

К морю я приеду скоро,
Помашу ему рукой.
Крикну морю:– Здравствуй, море,
Вот и встретились с тобой!

5. АЛЕША:

В море плыли корабли,
Мы их видели с земли.
Их увидеть нелегко,
Потому что далеко.
И красивые дельфины
Показали свои спины.
Чёрные, блестящие,
Очень настоящие.

6. АЛИНА (загадка):

По синей речке
Гуляют белые Овечки.
На песок шурша взойдут
Пробегут и опадут. (Волны)

7. КАМИЛЛА:

Расскажу я по секрету,
(Только вас прошу – молчок!) –
Убеждаюсь каждым летом: есть у моря язычок!
Подойдите ближе, ближе, и по берегу бегом!
Вас догонят и оближут волны нежным языком.

8. КОЛЯ:

Я по берегу бегу,
Обогнать волну могу.
Пусть на ноги набегает,
Всё равно ведь не поймает!

9. ДАНИЛ:

С утра изучаю
Большую ракушку.
В нее погляжу,
Приложу ее к ушку.
Я слышу, как тихо
Шумит в ней прибой,
Как шепчется ветер
С морскою волной.

10. АРИНА:

Две красавицы ракушки,
Две веселые подружки,
На морском бережке
Щебетали на песке.
Обсудили всех соседок,
Пошалили напоследок,
Подружились там с волной,
Их умчал морской прибой.

11. МАРСЕЛЬ:

В ракушке поселилось море,
Оно шуршит, оно шумит.
Я увезу его с собою,
Пока оно в ракушке спит.

12. АМИР (загадка):

Через море-океан
Плывёт чудо-великан.
На спине его кран:
Из него бежит фонтан. (Кит)

13. АЛИСА (загадка):

В тихую погоду
Нет нас нигде,
Как ветер подует –
Плывём по воде. (Волны)

14. МАРАТ: По воде плывём, людей везёт. (Лодка)

15. ЕГОР  (загадка):

Пока лежит он в глубине
И тихо спит себе на дне,
Красивый белый теплоход
Никуда не уплывёт. (Якорь)

16. КАРИМ (загадка):

У родителей и деток
Вся одежда из монеток. (Рыбы)

8) Итог занятия.

Логопед предлагает детям закончить путешествие и вернуться в детский сад. Дети закрывают глаза. (Аудиозапись “Шум моря и крики чаек”). По возвращении дети находят сундук, открывают его, находят клад (угощение – шоколадные монетки).