Цель урока: закрепить знания и умения, полученные детьми на занятиях по формированию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте.
Задачи:
коррекционно-образовательные:
- уточнить представления детей о транспорте, морских обитателях;
- уточнить и активизировать словарь по теме;
- закрепить умение детей выполнять звуко-слоговой анализ слова;
- упражнять в умении составлять предложение и его схему;
- закреплять графо-моторные навыки у детей;
- активизировать речевую деятельность детей;
коррекционно-развивающие:
- развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
- развивать зрительное и слуховое восприятие;
- развивать зрительное и слуховое внимание;
- развивать память и мышление;
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
- развивать связную речь и интонационную выразительность речи.
коррекционно-воспитательные:
- воспитывать усидчивость, активность, инициативность, наблюдательность;
- воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательное отношение друг другу.
Оборудование: ребус; плоскостное изображение корабля без паруса; плоскостное изображение паруса, которое крепится к кораблю на двусторонний скотч; магнитная доска; магниты; аудиозаписи “Звук корабельного колокольчика”, “Шум моря и крики чаек”; индивидуальные конверты с цветным изображением морских звездочек (к обратной стороне конвертов приклеены листочки с напечатанным словом, в котором пропущены элементы букв, а внутри конвертов лежат предметные картинки – название этого слова); индивидуальные звуковые коробочки для составления звуко-слогового анализа слов; две бутылки, внутри которых находятся слова для составления предложения и его схемы; сундук; шоколадные монеты.
Ход занятия
1) Организационный момент.
Логопед: Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня я предлагаю вам совершить небольшое, но увлекательное путешествие. Вы согласны?
Дети: Да, согласны.
Логопед: Как вы думаете, на чем можно отправиться в путешествие?
Дети: На самолете, автобусе, корабле, воздушном шаре, ракете и т.д.
Логопед: Я предлагаю вам отправиться путешествовать на корабле. Впереди нас ожидают испытания, но, я думаю, мы с ними справимся и преодолеем любые трудности. Вы готовы?
Дети: Да.
Логопед: Тогда приготовится к отплытию. Ой, ребята, а наш корабль не готов отправиться в путешествие. Чего-то ему не хватает. Наверное, это морские разбойники тут постарались. Давайте вместе приведем в порядок наш корабль. Для этого нужно разгадать ребус. Если мы правильно его разгадаем, то недостающая деталь корабля появится на своем месте.
2) Ребус.
(Рисунок 1)Рисунок 1
(Ответ: ПАРУС).
Логопед прикрепляет на доске плоскостное изображение корабля (Рисунок 2).
Рисунок 2
Дети разгадывают ребус. Логопед прикрепляет на корабль плоскостное изображение паруса (Рисунок 3).
Рисунок 3
Логопед: Вот теперь все готово к отплытию. Слышите корабельный колокольчик? (Аудиозапись “Звук корабельного колокольчика”). Мы отправляемся в морское путешествие! (Аудиозапись “Шум моря и крики чаек”).
3) Задание от “морских звездочек”.
Логопед: Ребята, для нас есть первое задание. Отгадайте загадку.
Загадка: Что за звезды в глубине на песке лежат на дне?
На вопрос ответить просто: на песке – … .
Дети: Морские звезды.
Логопед: Правильно. Первое задание приготовили для вас морские звездочки.
Детям раздаются индивидуальные конверты с изображением морских звездочек. На обратной стороне конвертов листочки с заданием: допечатать “размытые” буквы и прочитать получившееся слово.
Слова с пропущенными элементами букв:
Дети допечатывают недостающие элементы букв в своих словах, читают слова. Затем им предлагается открыть конверт и проверить, правильно ли они допечатали получившееся слово (в конверте лежит картинка-название слова).
4) Звуко-слоговой анализ слов.
Детям предлагается выложить схему получившихся слов с помощью индивидуальных звуковых коробочек.
5) Пальчиковая гимнастика “Капитан”.
(Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв. Проговаривая стишок, показывать, как лодка качается на волнах, а затем плавными движениями рук – сами волны. Потом по тексту стиха показать чайку, скрестив руки, соединив ладони тыльной стороной и помахать пальцами, сжатыми вместе. Выпрямленными ладонями с пальцами, прижатыми друг к другу изобразить рыбок. Плавными движениями ладоней показать, как рыбы плывут в воде. Приставить поочередно ладони обеих рук горизонтально к бровям, как бы всматриваясь вдаль.)
Я плыву на лодке белой
По волнам с жемчужной пеной.
Я – отважный капитан,
Мне не страшен ураган.
Чайки белые кружатся,
Тоже ветра не бояться.
Лишь пугает птичий крик
Стайку золотистых рыб.
И, объездив чудо-страны,
Посмотрев на океаны,
Путешественник-герой,
К маме я вернусь домой. (Ю. Мориц)
6) Задание “из бутылки”.
(Выполняется на ковре всеми детьми)Детям предлагается расшифровать послание: составить из слов предложение и выложить его схему (слова и детали схемы лежат в двух бутылках).
Предложение:
7) Задание из “сундука”.
Детям предлагается прочесть стихи и загадки о море, морских обитателях и т.д.
1. СОФИЯ:
Дельфины в море плавают,
И плавают киты,
И рыбки разноцветные,
А также я и ты.
Вот только мы у берега,
А рыбки в глубине;
Мы выросли на солнышке,
А рыбки все – в воде.
2. САША:
Я рисую море,
Голубые дали.
Вы такого моря
Просто не видали!
У меня такая
Краска голубая,
Что волна любая
Просто как живая!
3. ТИМУР:
Морская история
Мальчик Володя
В гостях заскучал:
Стул под собою
Качал и качал.
Он представлял,
Что он храбрый моряк...
Плыл он по морю
И с палубы – бряк.
Скажем точнее – со стула свалился:
Ну и компотом конечно облился.
Вот что случилось
С маленьким Вовой.
Случай, конечно,
Это не новый.
Такое и с волком морским приключается,
Если он долго на стуле качается!
4. БУЛАТ:
К морю я приеду скоро,
Помашу ему рукой.
Крикну морю:– Здравствуй, море,
Вот и встретились с тобой!
5. АЛЕША:
В море плыли корабли,
Мы их видели с земли.
Их увидеть нелегко,
Потому что далеко.
И красивые дельфины
Показали свои спины.
Чёрные, блестящие,
Очень настоящие.
6. АЛИНА (загадка):
По синей речке
Гуляют белые Овечки.
На песок шурша взойдут
Пробегут и опадут. (Волны)
7. КАМИЛЛА:
Расскажу я по секрету,
(Только вас прошу – молчок!) –
Убеждаюсь каждым летом: есть у моря язычок!
Подойдите ближе, ближе, и по берегу бегом!
Вас догонят и оближут волны нежным языком.
8. КОЛЯ:
Я по берегу бегу,
Обогнать волну могу.
Пусть на ноги набегает,
Всё равно ведь не поймает!
9. ДАНИЛ:
С утра изучаю
Большую ракушку.
В нее погляжу,
Приложу ее к ушку.
Я слышу, как тихо
Шумит в ней прибой,
Как шепчется ветер
С морскою волной.
10. АРИНА:
Две красавицы ракушки,
Две веселые подружки,
На морском бережке
Щебетали на песке.
Обсудили всех соседок,
Пошалили напоследок,
Подружились там с волной,
Их умчал морской прибой.
11. МАРСЕЛЬ:
В ракушке поселилось море,
Оно шуршит, оно шумит.
Я увезу его с собою,
Пока оно в ракушке спит.
12. АМИР (загадка):
Через море-океан
Плывёт чудо-великан.
На спине его кран:
Из него бежит фонтан. (Кит)
13. АЛИСА (загадка):
В тихую погоду
Нет нас нигде,
Как ветер подует –
Плывём по воде. (Волны)
14. МАРАТ: По воде плывём, людей везёт. (Лодка)
15. ЕГОР (загадка):
Пока лежит он в глубине
И тихо спит себе на дне,
Красивый белый теплоход
Никуда не уплывёт. (Якорь)
16. КАРИМ (загадка):
У родителей и деток
Вся одежда из монеток. (Рыбы)
8) Итог занятия.
Логопед предлагает детям закончить путешествие и вернуться в детский сад. Дети закрывают глаза. (Аудиозапись “Шум моря и крики чаек”). По возвращении дети находят сундук, открывают его, находят клад (угощение – шоколадные монетки).