Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников

Разделы: Работа с родителями


Современные условия деятельности дошкольных учреждений выдвигают взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест. По мнению специалистов, общение педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия (Е.П.Арнаутова, О.Л. Зверева, В.П. Дуброва и др.). Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие с ними невозможно без учета интересов и запросов семьи. Необходимо ориентироваться на поиск и внедрение таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной позиции.

Большую роль в повышении эффективности сотрудничества с родителями играет профессиональный уровень педагогов, их готовность к общению с семьёй в современных условиях. На первый план выходят понятия “взаимодействие” и “сотрудничество”.

Однако опыт показывает, что воспитателям и специалистам детского сада трудно перейти к новым формам отношений, к общению с родителями “на равных”.

Для повышения компетентности педагогов в данном направлении заместителем заведующего, педагогом-психологом и социальным педагогом была спланирована система работы, которая включила в себя проведение Педагогических советов, консультаций, семинаров-практикумов, круглых столов, открытых просмотров, проведение презентаций.

Практика показывает, что уровень педагогической компетенции наших родителей не позволяет им занять активную позицию в образовательном процессе ДОУ. Естественным следствием этого феномена является низкая активность, высокая конфликтность, безответственность.

Родители – это, прежде всего, взрослые, чувствующие себя компетентными в воспитании своего ребенка. Нередко можно услышать довольно агрессивную ответную реакцию родителей на замечания по поводу их педагогической неграмотности. При наличии у родителей проблемного, особенного ребенка такая позиция может стать защитной на бессознательном уровне, и тогда позиция воспитателя детского сада “Мы вас научим” оказывается неэффективной, встречая закономерное сопротивление.

Важно понимать, что любой родитель (даже самый неумелый, с точки зрения педагогики) своему ребенку желает добра. Эту же цель преследуют и педагоги. Родитель унижает, не удовлетворяет потребности ребенка, бьет его, потому что только так умеет общаться с ребенком и делает все с убеждением, что это на пользу ребенка (субъективная реальность). Кроме того, родители могут просто не знать, что им не хватает специальных знаний. Родителям может не хватать педагогической выдержки и времени. Ситуация общения педагога с родителем является для последнего во многом обучающей (средством обучения при этом является то, как говорит специалист, о чем сообщает, какой мимикой, интонациями сопровождает сообщение, о чем это сообщение и пр.).

Педагоги нашего дошкольного учреждения при взаимодействии с родителями придерживаются следующих принципов:

  1. Умение создать доброжелательную атмосферу, располагающую к диалогу.
  2. Внимание к проблемам родителей, к их субъективным переживаниям.
  3. Гибкость, подвижность образовательной стратегии.
  4. Ориентация на стимулирование самообразования родителей.
  5. Способность к оказанию психологической поддержки.
  6. Способность видеть малейшие достижения и вселять уверенность в успехе.
  7. Положительный настрой на беседу с родителями по любой проблеме, даже самой острой.
  8. Проявление педагогического такта и морально-этических норм при взаимодействии с родителями.
  9. Искреннее желание помочь родителям в сложной педагогической ситуации.
  10. Недопустимость сравнения одного ребенка с другими. При рассмотрении конфликтных ситуаций разбор самой ситуации, а не личностных качеств ребенка и его родителей.

Предлагаем конспект мероприятия, направленного на поддержку педагогов и практическую помощь им в использовании активных форм взаимодействия с семьями воспитанников.

Практический семинар

“Педагог и семья: активные формы взаимодействия”

Цель: познакомить психологов с активными формами, методами и приёмами взаимодействия с родителями, обратить внимание на их приоритетность и особенность проведения.

Организация: столы и стулья расставлены подгруппами по кругу.

Материалы: магнитная доска, листы бумаги, маркер.

Участники: педагоги детского сада.

Время проведения: 1 час.

Ход занятия

Ведущий: Я рада, что мы все снова собрались вместе, а чтобы немного раскрепоститься и настроиться на рабочий лад предлагаю начать наше занятие с приветствия.

1. Упражнение “Приветствие”.

Цель: установление контакта, настрой на взаимодействие.

Инструкция: необходимо делать все быстро. Вы будете молча ходить по залу, а затем, по моему сигналу нужно будет очень быстро “поздороваться” друг с другом, способом, который я вам назову. При этом каждый раз вам нужно будет находить нового партнера. Итак, начали: глазами, плечами, щекой, коленями, пятками, руками.

Ведущий предлагает занять места за столами в круге.

2. Актуальность:

Цель: погружение в тему.

Ведущий: современная жизнь характеризуется быстрыми изменениями. Проблема взаимодействия детского сада и семьи попала в разряд самых актуальных. Устоявшиеся традиционные методы работы с семьей становятся малоэффективными, и поэтому необходимым становиться поиск и внедрение новых форм взаимодействия, которые создают атмосферу взаимной заинтересованности, позволяют скоординировать воспитательные усилия и выработать общий подход к решению проблемы.

А успех такого рода взаимодействия зависит от ряда условий:

  • умения дифференцировать родителей по типам;
  • умения подобрать форму взаимодействия соответственно ситуации;
  • умения целесообразно применять методы активного взаимодействия.

Сегодня мне бы хотелось предложить вам поработать над этими моментами.

Итак, какие они современные родители и насколько важно сотрудничество с ними?

(Работа с карточками)

Ведущий: я предлагаю определить, к какому из предложенных типов подходит характеристика, предположить какие проблемы могут возникнуть при общении и какой способ воздействия необходимо применять.

(В раздаваемых карточках 3 и 4 колонка не заполнены.)

Тип родителя

Портрет

Проблемы

Способ воздействия

1. Позитивно-ориентированные Стремятся к пониманию и объективной оценке, готовы выслушать различные точки зрения, умеют слышать и слушать, стремятся к самосовершенствованию, адекватны в самооценке. Могут проявлять вспыльчивость, тревожность, эгоизм Предложить способ разрешения ситуации (принимают любой), призвать к сотрудничеству предложить компромисс
2. Союзники Организаторы помощи, мнение педагога для них всегда авторитетно, легко вступают в дискуссию, сотрудничают, в случае возникновения противоречий всегда принимают сторону педагога ------------------------ -----------------
3.Манипуляторы Их большинство. Стремятся управлять специально воздействуя на слабости людей. Испытывают наслаждение когда добиваются своего. Если верх не на их стороне испытывают комплекс неполноценности и усиливают свои манипуляции: предлагают деньги, подарки, хлопают дверями, вносят смуту, разбивают коллектив на подгруппы. Отсутствие эмоциональной реакции на действия манипулятора, сохранение позиции взрослого, улыбка при общении. Необходимо сделать позицию манипулятора открытой и прозрачной для всех
4.Творческие Склонны к игре, импровизации, ориентированы на новые впечатления, терпеливы, лучшие помощники. Спонтанны, не всегда хорошо организованы, независимы в суждениях, склонны к идеализации, Все обыденное вызывает у них недовольство и раздражение Необходима новизна,

поддержка, внимание, одобрение. Должны верить в то, что делают.

5. Равнодушные Скептики по натуре, они ни кого, ни на что не настраивают, при этом во время встреч демонстрируют свою значимость и равнодушие. Мешают конструктивному общению На них можно проверить любое нововведение, идею, предложение. Главное оружие в общении с ними – ваш авторитет
6. Деструктивные Характерны позиции:

– блокирование
– агрессивность
– стремление к признанию
– уход
– доминирование
– стремление исповедоваться

Характерно отрицательное воздействие на личность, поведение других людей, нарушение взаимоотношений, конфликтность. Тактика общения строится на приемах успокоения, для педагога подходит роль “врача”, “заботящегося родителя”

Ведущий: к какому бы типу не относились родители, большинство из них не имея педагогического образования, нередко испытывают трудности в воспитании детей, ориентируясь в учебно-воспитательной деятельности по своему опыту, который часто отстает от современных требований. Многие родители, ссылаясь на свою занятость, отказываются помогать в решении проблемных вопросов. Как же привлечь родителей к сотрудничеству, и какие формы, в каких случаях, целесообразнее применять? Большую помощь в этом могут оказать активные формы взаимодействия с семьей. Давайте вспомним эти формы и поговорить об особенностях их проведения.

(Педагоги называют формы. Начинает та команда, у которой больше форм. Педагог записывает их на доске. Обсуждается методика проведения указанных форм.

Форма взаимодейст-вия

Особенности проведения

Родительское собрание (консультация) Это группа людей, объединенная для совместного решения проблем и задач, связанных с воспитанием и обучением детей. Собрание, как правило, является основной формой работы с родителями, целью которой является формирование у родителей педагогического мышления.

Собрание не должно сводиться к монологу. Сообщение должно дополняться элементами беседы, взаимного обмена мнениями, идеями. Более эффективны собрания, на которых используется метод дискуссии, проведение которой может осуществляться в форме круглого стола, диспута и т.п.

Собрание необходимо начинать с использования приема направленного на снятие напряжения и активизацию внимания. Затем идет основная часть (беседа, разбор конкретной ситуации, планирование, дискуссия и т.д.). В конце собрания обсуждаются индивидуальные вопросы. Заканчивая собрание необходимо провести рефлексию. Итоги решения собрания необходимо обобщить и довести до сведения всех родителей.

Собрание может быть: организационно-распределительное, информационно-аналитическое, позитивно-деловое.

Повышение эффективности:

– ориентироваться на ресурсы родителей
– удовлетворять принципам: активности, оптимальности, значимости, результативности, сотрудничества
– необходимость
– сообщение темы заранее
– ограничение по времени
– обмен мнениями, рефлексия

Родительский клуб Это группа родителей, объединенная общими интересами.

Заседания клуба целесообразно проводить 3-4 раза в год. Частота заседаний устанавливается членами клуба на организационном заседании, где так же определяются темы встреч.

Заседания клуба имеют практическую направленность, где педагог является организатором самостоятельной работы родителей.

Семинар Цель: согласование между участниками целей и стратегий действия, формирование представлений о целях и содержании образовательного процесса, а также в других вопросах воспитания, содействие приобретению уверенности в собственных силах, развитие толерантности, предупреждение появления трудностей.

При необходимости могут создаваться “фокус – группы” для мам и пап одиночек, озабоченных однотипными проблемами, молодых родителей.

Время проведения: 1-1,5 часа.

Семинары могут включать в себя:

– подготовку
– обсуждение в малых группах (без участия ведущего)
– обсуждение всей группой (результат работы малых групп – получение большего числа мнений, выборка среди них наиболее точных идей)
– перерыв
– обсуждение заданий (упражнений, ситуаций, книг, игр)
– рефлексия.

Особенности проведения:

– не показывать сверхкомпетентность
– не требовать подчинения своей логике
– не стравливать людей с разными позициями
– быть готовой к импровизации
– тщательно продумывать игры и упражнения (взрослым есть что терять), не ставить в неловкое положение
– создание благоприятной атмосферы
– использовать игры, упражнения, юмор для снятия напряжения, преодоления отчужденности
– заранее приготовить практический материал, в котором изложены основные положения темы, экономит время на записи.

Желательно:

– чтобы участники были знакомы. В малознакомой группе результат будет значительно ниже.
– если возникают трудности работы в группе, необходимо разбить на подгруппы
– если не работает подгруппа, необходимо провести микширование (поменять местами)

Могут проводиться самостоятельно или в совокупности с практикумами.

Практикумы Проводятся с целью активизации участия родителей в воспитательном процессе, придания ему целенаправленного характера.

На практикуме обсуждается проблема, способы взаимодействия, вырабатываются рекомендации (или даются узкими специалистами).

Лекторий (лекция) Позволяет предоставлять большой объем информации. Эффективна в начале работы (как часть другого мероприятия) и в большой аудитории (самостоятельно). Желательно строить на конкретном материале с использованием приемов предполагающих активное участие родителей. Начинать лекцию целесообразно с использования приемов активизации внимания (просьба ответить на вопрос), в процессе использовать видеоматериалы, аудиозаписи, обсуждение какого либо вопроса, заканчивать – рефлексией.

Критические моменты: 15 и 35 минут (активные приемы целесообразно включать именно в эти периоды)

Тренинг Использование групповых методов с целью выработки умений и навыков самопознания, общения и взаимодействия родителей между собой, родителей и детей, родителей и педагогов. Проводится на основе групповой дискуссии и ролевой игры.

Предполагает несколько занятий.

Деловая игра Позволяет в искусственно созданных условиях проиграть возможные варианты реальных жизненных ситуаций: родителям представить себя на месте детей, педагогов, рассмотреть плюсы и минусы различных выходов из конфликтной ситуации.

Ведущий: а сейчас я предлагаю вам обсудить интерактивные методы, которые применимы при проведении всех форм взаимодействия.

1) Метод дискуссия – совместное обсуждение какого либо спорного вопроса, которое позволяет прояснить (изменить) мнение, позиции, установки. Помогает увидеть проблему с разных сторон.

Дискуссия чаще всего организуется в форме “круглого стола”– беседы, в которой участвует небольшая группа людей и во время которой происходит обмен мнениями.

Существуют и другие формы организации дискуссии это: форум, симпозиум, дебаты, диспуты и т.п.

2) Метод исследования:

– встреча с проблемой (поиск, определение, преобразование, динамика)
– эвристические вопросы: к ним относятся семь ключевых вопросов: кто, что, зачем, где, чем, как, когда?
– интересные задания (например поговорить о любви. Нарисовать портрет и.т.п.)
– мини-эксперимент – позволяет создать конфликт или включить любопытство, сделать открытие

3) Метод игры: ситуационно-ролевые игры, дидактические, творческие, деловые, разогревающие

Игры обычно проводятся последующей схеме (И. Вачков):

– создание игровой ситуации
– проживание проблемной ситуации
– подведение итогов игры, анализ.

4) Метод диагностики: тесты, опросники – результаты могут привести к смене установок собственных способностей и возможностей и замене стратегий поведения. Могут использоваться как средство непрямого внушения. Использование данного метода в конце занятия позволяет получить обратную связь с аудиторией.

Опросники могут иметь текстовый или графический вид.

Давайте вместе попробуем составить небольшой опросник по нашей встрече и заполнить его. Итак, какие вопросы целесообразно задать по нашей встрече.

  1. Что полезного я узнала ________________________________________
  2. Как я могу применить полученные знания ________________________
  3. Самый интересный вопрос______________________________________
  4. Мне непонятно _______________________________________________
  5. Отметить на шкале свою работоспособность во время занятия.

Пассивный слушатель_______________________________________________ активный участник

Мой совет __________________________________________________________________________

Ведущий: использование нетрадиционных форм позволяет лучше увидеть проблему и свое отношение к ней, может совершить переворот в сознании родителей, раскрыть основной воспитательный потенциал и желание помочь ребенку.

На этом наша встреча закончена, мне бы хотелось пожелать вам успехов в работе и подарить памятки.

Список используемой литературы:

  1. Благодатская О.В. Опыт работы по взаимодействию воспитателя с семьей. Дошкольная педагогика.№5, 2007 г.
  2. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, мониторинг.– М.: ТЦ Сфера, 2005.
  3. Кротова Т.В. ДОУ и родители: пути сотрудничества. Управление ДОУ, 2006, №4.
  4. Рылеева Е.В. Учимся сотрудничать с родителями. Управление ДОУ, 2004, №3.