Современные условия деятельности дошкольных учреждений выдвигают взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест. По мнению специалистов, общение педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия (Е.П.Арнаутова, О.Л. Зверева, В.П. Дуброва и др.). Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие с ними невозможно без учета интересов и запросов семьи. Необходимо ориентироваться на поиск и внедрение таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной позиции.
Большую роль в повышении эффективности сотрудничества с родителями играет профессиональный уровень педагогов, их готовность к общению с семьёй в современных условиях. На первый план выходят понятия “взаимодействие” и “сотрудничество”.
Однако опыт показывает, что воспитателям и специалистам детского сада трудно перейти к новым формам отношений, к общению с родителями “на равных”.
Для повышения компетентности педагогов в данном направлении заместителем заведующего, педагогом-психологом и социальным педагогом была спланирована система работы, которая включила в себя проведение Педагогических советов, консультаций, семинаров-практикумов, круглых столов, открытых просмотров, проведение презентаций.
Практика показывает, что уровень педагогической компетенции наших родителей не позволяет им занять активную позицию в образовательном процессе ДОУ. Естественным следствием этого феномена является низкая активность, высокая конфликтность, безответственность.
Родители – это, прежде всего, взрослые, чувствующие себя компетентными в воспитании своего ребенка. Нередко можно услышать довольно агрессивную ответную реакцию родителей на замечания по поводу их педагогической неграмотности. При наличии у родителей проблемного, особенного ребенка такая позиция может стать защитной на бессознательном уровне, и тогда позиция воспитателя детского сада “Мы вас научим” оказывается неэффективной, встречая закономерное сопротивление.
Важно понимать, что любой родитель (даже самый неумелый, с точки зрения педагогики) своему ребенку желает добра. Эту же цель преследуют и педагоги. Родитель унижает, не удовлетворяет потребности ребенка, бьет его, потому что только так умеет общаться с ребенком и делает все с убеждением, что это на пользу ребенка (субъективная реальность). Кроме того, родители могут просто не знать, что им не хватает специальных знаний. Родителям может не хватать педагогической выдержки и времени. Ситуация общения педагога с родителем является для последнего во многом обучающей (средством обучения при этом является то, как говорит специалист, о чем сообщает, какой мимикой, интонациями сопровождает сообщение, о чем это сообщение и пр.).
Педагоги нашего дошкольного учреждения при взаимодействии с родителями придерживаются следующих принципов:
- Умение создать доброжелательную атмосферу, располагающую к диалогу.
- Внимание к проблемам родителей, к их субъективным переживаниям.
- Гибкость, подвижность образовательной стратегии.
- Ориентация на стимулирование самообразования родителей.
- Способность к оказанию психологической поддержки.
- Способность видеть малейшие достижения и вселять уверенность в успехе.
- Положительный настрой на беседу с родителями по любой проблеме, даже самой острой.
- Проявление педагогического такта и морально-этических норм при взаимодействии с родителями.
- Искреннее желание помочь родителям в сложной педагогической ситуации.
- Недопустимость сравнения одного ребенка с другими. При рассмотрении конфликтных ситуаций разбор самой ситуации, а не личностных качеств ребенка и его родителей.
Предлагаем конспект мероприятия, направленного на поддержку педагогов и практическую помощь им в использовании активных форм взаимодействия с семьями воспитанников.
Практический семинар
“Педагог и семья: активные формы взаимодействия”
Цель: познакомить психологов с активными формами, методами и приёмами взаимодействия с родителями, обратить внимание на их приоритетность и особенность проведения.
Организация: столы и стулья расставлены подгруппами по кругу.
Материалы: магнитная доска, листы бумаги, маркер.
Участники: педагоги детского сада.
Время проведения: 1 час.
Ход занятия
Ведущий: Я рада, что мы все снова собрались вместе, а чтобы немного раскрепоститься и настроиться на рабочий лад предлагаю начать наше занятие с приветствия.
1. Упражнение “Приветствие”.
Цель: установление контакта, настрой на взаимодействие.
Инструкция: необходимо делать все быстро. Вы будете молча ходить по залу, а затем, по моему сигналу нужно будет очень быстро “поздороваться” друг с другом, способом, который я вам назову. При этом каждый раз вам нужно будет находить нового партнера. Итак, начали: глазами, плечами, щекой, коленями, пятками, руками.
Ведущий предлагает занять места за столами в круге.
2. Актуальность:
Цель: погружение в тему.
Ведущий: современная жизнь характеризуется быстрыми изменениями. Проблема взаимодействия детского сада и семьи попала в разряд самых актуальных. Устоявшиеся традиционные методы работы с семьей становятся малоэффективными, и поэтому необходимым становиться поиск и внедрение новых форм взаимодействия, которые создают атмосферу взаимной заинтересованности, позволяют скоординировать воспитательные усилия и выработать общий подход к решению проблемы.
А успех такого рода взаимодействия зависит от ряда условий:
- умения дифференцировать родителей по типам;
- умения подобрать форму взаимодействия соответственно ситуации;
- умения целесообразно применять методы активного взаимодействия.
Сегодня мне бы хотелось предложить вам поработать над этими моментами.
Итак, какие они современные родители и насколько важно сотрудничество с ними?
(Работа с карточками)
Ведущий: я предлагаю определить, к какому из предложенных типов подходит характеристика, предположить какие проблемы могут возникнуть при общении и какой способ воздействия необходимо применять.
(В раздаваемых карточках 3 и 4 колонка не заполнены.)
Тип родителя |
Портрет |
Проблемы |
Способ воздействия |
1. Позитивно-ориентированные | Стремятся к пониманию и объективной оценке, готовы выслушать различные точки зрения, умеют слышать и слушать, стремятся к самосовершенствованию, адекватны в самооценке. | Могут проявлять вспыльчивость, тревожность, эгоизм | Предложить способ разрешения ситуации (принимают любой), призвать к сотрудничеству предложить компромисс |
2. Союзники | Организаторы помощи, мнение педагога для них всегда авторитетно, легко вступают в дискуссию, сотрудничают, в случае возникновения противоречий всегда принимают сторону педагога | ------------------------ | ----------------- |
3.Манипуляторы | Их большинство. Стремятся управлять специально воздействуя на слабости людей. Испытывают наслаждение когда добиваются своего. | Если верх не на их стороне испытывают комплекс неполноценности и усиливают свои манипуляции: предлагают деньги, подарки, хлопают дверями, вносят смуту, разбивают коллектив на подгруппы. | Отсутствие эмоциональной реакции на действия манипулятора, сохранение позиции взрослого, улыбка при общении. Необходимо сделать позицию манипулятора открытой и прозрачной для всех |
4.Творческие | Склонны к игре, импровизации, ориентированы на новые впечатления, терпеливы, лучшие помощники. | Спонтанны, не всегда хорошо организованы, независимы в суждениях, склонны к идеализации, Все обыденное вызывает у них недовольство и раздражение | Необходима новизна, поддержка, внимание, одобрение. Должны верить в то, что делают. |
5. Равнодушные | Скептики по натуре, они ни кого, ни на что не настраивают, при этом во время встреч демонстрируют свою значимость и равнодушие. | Мешают конструктивному общению | На них можно проверить любое нововведение, идею, предложение. Главное оружие в общении с ними – ваш авторитет |
6. Деструктивные | Характерны позиции: – блокирование |
Характерно отрицательное воздействие на личность, поведение других людей, нарушение взаимоотношений, конфликтность. | Тактика общения строится на приемах успокоения, для педагога подходит роль “врача”, “заботящегося родителя” |
Ведущий: к какому бы типу не относились родители, большинство из них не имея педагогического образования, нередко испытывают трудности в воспитании детей, ориентируясь в учебно-воспитательной деятельности по своему опыту, который часто отстает от современных требований. Многие родители, ссылаясь на свою занятость, отказываются помогать в решении проблемных вопросов. Как же привлечь родителей к сотрудничеству, и какие формы, в каких случаях, целесообразнее применять? Большую помощь в этом могут оказать активные формы взаимодействия с семьей. Давайте вспомним эти формы и поговорить об особенностях их проведения.
(Педагоги называют формы. Начинает та команда, у которой больше форм. Педагог записывает их на доске. Обсуждается методика проведения указанных форм.
Форма взаимодейст-вия |
Особенности проведения |
Родительское собрание (консультация) | Это группа людей, объединенная
для совместного решения проблем и задач,
связанных с воспитанием и обучением детей.
Собрание, как правило, является основной формой
работы с родителями, целью которой является
формирование у родителей педагогического
мышления. Собрание не должно сводиться к монологу. Сообщение должно дополняться элементами беседы, взаимного обмена мнениями, идеями. Более эффективны собрания, на которых используется метод дискуссии, проведение которой может осуществляться в форме круглого стола, диспута и т.п. Собрание необходимо начинать с использования приема направленного на снятие напряжения и активизацию внимания. Затем идет основная часть (беседа, разбор конкретной ситуации, планирование, дискуссия и т.д.). В конце собрания обсуждаются индивидуальные вопросы. Заканчивая собрание необходимо провести рефлексию. Итоги решения собрания необходимо обобщить и довести до сведения всех родителей. Собрание может быть: организационно-распределительное, информационно-аналитическое, позитивно-деловое. Повышение эффективности: – ориентироваться на ресурсы родителей |
Родительский клуб | Это группа родителей,
объединенная общими интересами. Заседания клуба целесообразно проводить 3-4 раза в год. Частота заседаний устанавливается членами клуба на организационном заседании, где так же определяются темы встреч. Заседания клуба имеют практическую направленность, где педагог является организатором самостоятельной работы родителей. |
Семинар | Цель: согласование между
участниками целей и стратегий действия,
формирование представлений о целях и содержании
образовательного процесса, а также в других
вопросах воспитания, содействие приобретению
уверенности в собственных силах, развитие
толерантности, предупреждение появления
трудностей. При необходимости могут создаваться “фокус – группы” для мам и пап одиночек, озабоченных однотипными проблемами, молодых родителей. Время проведения: 1-1,5 часа. Семинары могут включать в себя: – подготовку Особенности проведения: – не показывать сверхкомпетентность Желательно: – чтобы участники были знакомы. В
малознакомой группе результат будет значительно
ниже. Могут проводиться самостоятельно или в совокупности с практикумами. |
Практикумы | Проводятся с целью активизации
участия родителей в воспитательном процессе,
придания ему целенаправленного характера. На практикуме обсуждается проблема, способы взаимодействия, вырабатываются рекомендации (или даются узкими специалистами). |
Лекторий (лекция) | Позволяет предоставлять большой
объем информации. Эффективна в начале работы (как
часть другого мероприятия) и в большой аудитории
(самостоятельно). Желательно строить на
конкретном материале с использованием приемов
предполагающих активное участие родителей.
Начинать лекцию целесообразно с использования
приемов активизации внимания (просьба ответить
на вопрос), в процессе использовать
видеоматериалы, аудиозаписи, обсуждение какого
либо вопроса, заканчивать – рефлексией. Критические моменты: 15 и 35 минут (активные приемы целесообразно включать именно в эти периоды) |
Тренинг | Использование групповых методов
с целью выработки умений и навыков самопознания,
общения и взаимодействия родителей между собой,
родителей и детей, родителей и педагогов.
Проводится на основе групповой дискуссии и
ролевой игры. Предполагает несколько занятий. |
Деловая игра | Позволяет в искусственно созданных условиях проиграть возможные варианты реальных жизненных ситуаций: родителям представить себя на месте детей, педагогов, рассмотреть плюсы и минусы различных выходов из конфликтной ситуации. |
Ведущий: а сейчас я предлагаю вам обсудить интерактивные методы, которые применимы при проведении всех форм взаимодействия.
1) Метод дискуссия – совместное обсуждение какого либо спорного вопроса, которое позволяет прояснить (изменить) мнение, позиции, установки. Помогает увидеть проблему с разных сторон.
Дискуссия чаще всего организуется в форме “круглого стола”– беседы, в которой участвует небольшая группа людей и во время которой происходит обмен мнениями.
Существуют и другие формы организации дискуссии это: форум, симпозиум, дебаты, диспуты и т.п.
2) Метод исследования:
– встреча с проблемой (поиск, определение,
преобразование, динамика)
– эвристические вопросы: к ним относятся семь
ключевых вопросов: кто, что, зачем, где, чем, как,
когда?
– интересные задания (например поговорить о
любви. Нарисовать портрет и.т.п.)
– мини-эксперимент – позволяет создать конфликт
или включить любопытство, сделать открытие
3) Метод игры: ситуационно-ролевые игры, дидактические, творческие, деловые, разогревающие
Игры обычно проводятся последующей схеме (И. Вачков):
– создание игровой ситуации
– проживание проблемной ситуации
– подведение итогов игры, анализ.
4) Метод диагностики: тесты, опросники – результаты могут привести к смене установок собственных способностей и возможностей и замене стратегий поведения. Могут использоваться как средство непрямого внушения. Использование данного метода в конце занятия позволяет получить обратную связь с аудиторией.
Опросники могут иметь текстовый или графический вид.
Давайте вместе попробуем составить небольшой опросник по нашей встрече и заполнить его. Итак, какие вопросы целесообразно задать по нашей встрече.
- Что полезного я узнала ________________________________________
- Как я могу применить полученные знания ________________________
- Самый интересный вопрос______________________________________
- Мне непонятно _______________________________________________
- Отметить на шкале свою работоспособность во время занятия.
Пассивный слушатель_______________________________________________ активный участник
Мой совет __________________________________________________________________________
Ведущий: использование нетрадиционных форм позволяет лучше увидеть проблему и свое отношение к ней, может совершить переворот в сознании родителей, раскрыть основной воспитательный потенциал и желание помочь ребенку.
На этом наша встреча закончена, мне бы хотелось пожелать вам успехов в работе и подарить памятки.
Список используемой литературы:
- Благодатская О.В. Опыт работы по взаимодействию воспитателя с семьей. Дошкольная педагогика.№5, 2007 г.
- Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, мониторинг.– М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Кротова Т.В. ДОУ и родители: пути сотрудничества. Управление ДОУ, 2006, №4.
- Рылеева Е.В. Учимся сотрудничать с родителями. Управление ДОУ, 2004, №3.