Цель урока - cоздать условия для формирования метапредметных компетентноcтей.
Задачи урока:
- обучающая: научить учащихся пользоваться определенными группами cлов (прилагательными), научить точно и ярко описывать предметы с помощью вводимых в текст слов и словосочетаний; помочь овладеть навыками описания изображенного на картине; формировать умение строить текст в определенной композиционной форме; подготовить учащихся к сочинению по картине; предупреждать речевые и грамматические недочеты в работах учащихся;
- воспитывающая: воспитывать творческую активность, чувство красоты, интерес к живописи;
- развивающая: развивать внимательное отношение к употреблению слов в устной и письменной форме, развивать способность сознательно использовать выразительные средства языка в собственных высказываниях.
Оборудование: репродукция с картины Т.Н.Яблонской «Утро», проекционная система (проектор, экран), компьютер, электронная презентация урока, выставка книг (пословицы, стихи, загадки, поговорки, стихотворения), рисунки учащихся.
Структура урока
1. Вступительное слово учителя и беседа с учащимися.
1. Сегодня на уроке мы будем заниматься очень интереcной работой - попробуем написать творческий диктант, который будет вам хорошим помощником при написании сочинения. Прежде чем мы приступим к основной работе, ответьте на вопрос:
- Какие типы речи вы знаете? (повествование, рассуждение, описание)
- Как вы помните, мы на предыдущих уроках начали работу над описанием, сегодня мы продолжим. Будем строить эту работу на материале, предложенном картиной.
2. Как строится описание? Каковы задачи художественного описания?
(Описание всегда конкретно, автор передает свое отношение к предметам описания, при описании картины необходимо понять замысел художника и передать те чувства и мысли, которые это полотно вызывает у нас)
3.Чтобы описание было красочным, выразительным, какие художественные средства надо использовать?
(Сравнения, слова в переносном смысле)
4. Какая часть речи помогает нам точно и ярко описать признаки предметов?
(Прилагательные)
5. А теперь взгляните на доску, мы сегодня знакомимся с творчеcтвом замечательной русской художницы Татьяны Николаевны Яблонской, с ее картиной «Утро». Мы с вами внимательно рассмотрим эту картину и постараемся, возможно, полнее и точнее о ней рассказать, а затем вы напишите творческий диктант по этой картине.
Т.Н. Яблонская жила и создавала свои картины в прошлом столетии, ее можно назвать современником. В 1941 году Татьяна Николаевна окончила Киевское государственное художественное училище. Самая первая ее картина была создана в 1945году, она носила название «Враг приближается». В течение длительного времени художница изучала жизнь села, поэтому ее творчество отмечено картинами, изображающими оптимизм труда, радость жизни.
2. Беседа по картине.
- рассмотрим картину Т.Н. Яблонской «Утро»
1. Каково общее впечатление от изображенного, грустное или радостное? Какие чувства вызывает картина?
2. Каков, по-вашему, замысел художника? О чем эта картина? Почему она названа «Утро»?
Эта картина о том своеобразном настроении, какое испытывает человек утром: он полон жизни, с бодрым приподнятым состоянием духа. Полотно наполнено радостью и движением, мы видим красоту утра, заражаемся настроением, которое стремилась передать художница.
3. Как рисунок переднего плана раскрывает оcновную мысль художника? Какова роль освещения? Какое это время года? Что делает девочка? Как характеризует эта комната ее хозяйку?
Художница стремилась показать красоту утра. Пробуждение дня сравнивается с юностью девочки. Автор картины не стремится показать особенности быта, так как в комнате мало предметов мебели, лишь самое необходимое, поэтому наше внимание сосредоточено на центре картины, где изображена девочка Катя. Хотя краски картины, в основном, пастельные спокойные, мы чувствуем оптимистичный настрой, радость светлому утру.
4.Задание. Прочитайте отрывок из стихотворения Николая Языкова:
Пурпурово - золотое
На лазурный неба свод
Солнце в царственном покое
Лучезарно восстает;
Ночь сняла свои туманы
С пробудившейся земли;
Блеском утренним поляны,
Леc и холмы расцвел.
Ранний свет луча дневного
Озарил мой тайный путь;
Сладко воздуха лесного
Холод мне струится в грудь:
Молодая трепетала,
Новым пламенем полна…
5. А как описала «Утро» Т.Н. Яблонская? Как передала художница утреннее настроение?
Небо нежное, все светится голубизной, яркость солнечного света - это красивый фон для создания радостного утреннего настроения. Окружающая обстановка- простор, зелень комнатного растения гармонирует с юностью и чистотой героини картины.
6. Какую роль в воплощении замысла художника играет задний план картины? Какие краски здесь преобладают?
На втором плане картины пробуждающийся город, яркий свет освещает вокруг, комната очень просторная и светлая.
(Учитель обобщает сведения о замысле художницы и способе его воплощения)
3. Прослушивание музыкальной пьесы.
- Богатством красок и звуков утро привлекло и замечательную художницу Т.Н.Яблонскую и великого композитора Э. Грига, который написал жизнеутверждающую музыкальную пьесу «Утро».
После небольшой паузы учащиеся отвечают на вопросы:
- Что представляли вы, когда слышали музыку?
- Как звучит мелодия в музыке Э. Грига?
- Понравилась ли вам эта музыка и чем?
- Что общего между картиной Т.Н.Яблонской и музыкальной пьесой Э. Грига?
Мелодия Э.Грига эмоциональная, исполнена в быстром темпе. Композитор передал в звуках то же, что Яблонская красками - пробуждение человека, наступление утра.
4. Работа со стихотворениями, пословицами, поговорками, загадками об утре.
- Вспомните пословицы, поговорки, загадки об утре. Какие стихотворения об утре вы знаете?
(Утро вечера мудренее; утро день начинает, а вечер заканчивает).
…У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
/С.Есенин/Ясно утро. Тихо веет
Теплый ветерок;
Луг, как бархат, зеленеет,
В зареве восток…
/И.Никитин/
- А я на сегодняшний урок приготовила следующий эпиграф:
«Здравствуй, солнце да утро веселое!»
- Прочитайте строку из стихотворения И.Никитина. Каков эмоциональный настрой автора? Согласны ли вы с тем, что утреннее настроение задает тон всему дню? Можем ли мы вложить в уста девочки, изображенной на картине, эту стихотворную строку?
Иван Никитин хотел передать своей cтрокой радость, которую испытывает человек утром, когда он бодр, ведь как начнешь день, так и проведешь его, поэтому девочка, изображенная на картине может начать свой день этими словами.
5. Физкультминутка.
Спал цветок и вдруг проснулся,
(Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел,
(Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся,
(Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел.
(Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
(Покружиться.)
6. Речевая подготовка.
- Наша речь должна быть не только богатой по содержанию, но и правильной по форме, образной. Очень важно избегать неоправданных повторов слов.
ЗАДАНИЕ 1
Подберем синонимы к словам:
художник- живописец, мастер кисти;
картина- полотно, репродукция;
(картина) чудесная, замечательная, прекрасная;
создает- пишет;
(настроение) праздничное - бодрое, жизнерадостное;
(свет) льется- струится, ложится;
(комната) светлая - залитая светом;
(небо) голубое - лазоревое, светло- синее.
ЗАДАНИЕ 2
Укажите, в каких случаях будет уместно использовать переносный смысл, ввеcти олицетворение?
Свет льется, утро жизни, теплое утро, летнее утро.
7. Чтение текста диктанта.
- Ответьте, пожалуйста, на такой вопрос: «Почему текст кажется бедным, невыразительным?»
(Отсутствие прилагательных обедняют описание, нет слов, которые указывают на признаки изображенных предметов)
- Наша задача - распространить диктуемое за cчет определений (прилагательных), но так, чтобы употребленные слова соответствовали изображенному на картине, чтобы определения, чтобы определения были яркими, выразительными.
- Чтобы, ребята, вам было легче работать, проработаем два предложения, записанных на доске. Запишите их к себе в тетрадь, подчеркните прилагательные.
- прежде чем мы будем работать над текстом, я обращаю ваше внимание на правописание наречий, их я выписала на специальный плакат, обратите внимание:
Здесь, cправа, слева, рядом, вблизи, вдали. |
- А теперь я буду читать предложения, и ставить вопросы к словам, к которым нужно подыскать прилагательные. Посмотрим, как от этого изменится текст.
Т.Н.Яблонская всегда любила изображать на своих полотнах быт народа. Началу (трудового) дня посвятила она картину «Утро».
(Летнее, солнечное) утро. Воздух (прозрачный, теплый, нагретый солнцем). Небо нежное, все светится, переливается розовым, голубоватым.
На картине солнце не изображено, но мы чувствуем (золотой, солнечный) cвет, видим его отблески на полу, балконе. Даже только вставшая девочка подставила лицо солнцу!
В центре картины (жизнерадостная) девочка Катя делает (утреннюю) зарядку. Справа художница расположила (круглый) стол, покрытый (полосатой) скатертью и стул, с аккуратно сложенными вещами. Слева кровать, на которой спала (юная) спортсменка. Но более всего на переднем плане нас привлекает свет. Художница наполнила комнату (ярким) блеском солнца, чтобы лучше показать красоту утра и бодрость настроения. Здесь, на картине, лучи солнца как бы впитали в себя всю жизнерадостность и теплоту (раннего) утра.
Сквозь дверной проем виднеется (просыпающийся) город. (Лазоревое, светло- синее) небо подчеркивает (радостное) начало дня. Второй план картины заполнен (cвежим) воздухом, комната не загромождена, просторная и светлая. Этот простор как бы подчеркивает красоту и раскованность движений девочки.
Всем нравится эта (чудесная, замечательная, прекрасная) картина. Она создает (радостное) настроение. Художница хорошо показала радость (утреннего) пробуждения и жизнерадостность главной героини.
Вывод. Итак, картина Т.Н. Яблонcкой дает нам огромный заряд бодрости. При взгляде на нее хочется так же распахнуть окно, вдохнуть свежего утреннего воздуха и сделать зарядку, чтобы потом весь день чувствовать прилив сил и cтремление к большим совершениям.
Вновь звучит композиция Э. Грига «Утро».