Интеллектуальная игра "Лингвистический калейдоскоп"

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Слайд 1 Заставка “Лингвистический калейдоскоп”

- Добрый день, уважаемые игроки, члены жюри, болельщики. Мы начинаем интеллектуальную игру для старшеклассников “Лингвистический калейдоскоп””. Вам будут предложены задания не только на знание русского языка и литературы, но и творческие.

Приглашаются команды. Займите свои места, представьтесь.

Многие поэты и писатели говорили о красоте русского языка. Обратите внимание, как отзывался Александр Иванович Куприн о красоте русского языка.

Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

А Константин Григорьевич Паустовский обратил внимание на звучность русского языка.

Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых, — для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.

... С русским языком можно творить чудеса!

Итак, начинаем нашу интеллектуальную игру “Лингвистический калейдоскоп”

- Представляем Вам членов жюри___________

Послушайте легенду.

Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу Эзопу купить “самую лучшую вещь в мире”. Эзоп пошел на базар и принес... язык. “Почему ты принес язык? Неужели ты считаешь, что это самая лучшая вещь в мире?” - спросил Ксанф. “Конечно, - ответил Эзоп. – Разве может быть в мире что – нибудь лучше, чем язык?” - “Хорошо. Иди опять на базар и принеси мне теперь самую худшую в мире вещь”, - сказал Ксанф. Эзоп ушел и принес язык. Язык может быть самой лучшей, и самой худшей вещью в мире. Язык дает нам возможность понимать друг друга. С помощью языка писатели, поэты создают свои прекрасные произведения, борцы за свободу призывают людей к борьбе. Но словом же можно, как писал Л.Н.Толстой, служить вражде и ненависти.

- Семь чудес света...Такое название во времена античности получили поражающие своим великолепием, размерами, красотой, техникой исполнения творения человеческого гения.

Но самое удивительное и неповторимое чудо - человеческий язык, позволяющий нам выразить свои мысли, настроения, передать увиденное и услышанное.

- В разговорном языке культурных людей, писателей и поэтов – от 15000 до 18000 слов. Великий Пушкин, располагавший словарем в 20000 слов, мог выражать самые тонкие душевные переживания.

Слайд 2. “Найди верный ответ”

- Первый конкурс, который мы будем проводить, называется “Найди верный ответ”. Умеете ли правильно определять значения слов?

- Перед Вами на слайдах появятся слова и три толкования каждого слова. Выберите правильный вариант ответа и поднимите карточку с соответствующим номером. За каждый правильный ответ вы получите 1 балл. В случае неверного ответа право для ответа предоставляется команде соперников.

Слайд 3 Бархан

1. Песчаный наносный берег в степях, пустынях

2. Африканской животное

3. Населенный пункт крайнего Севера

Слайд 4 Водевиль

1. Национальный танец

2. Короткая комическая пьеса, обычно с пением.

3. Сосуд для воды

Слайд 5 Горлица

1. Центральная комната в доме

2. Небольшая птица из семейства голубиных

3. Заболевание горла

Слайд 6 Интеграл

1. Величина, получающаяся в результате действия, обратного дифференцированию

2. Строительный материал

3. Расстояние между чем – нибудь

Слайд 7 Меломан

1. Музыкальный ритм

2. Страстный любитель пения и музыки

3. Елочное украшение

Слайд 8 Сари

1. Южный ветер

2. Женское имя

3. Индийская женская одежда из куска материи, оборачиваемая вокруг тела

“Отгадай фразу”

- Переходим к следующему туру, в котором предлагаем командам отгадать четыре известные фразы, каждая из которых имеет три толкования, три “перевода” с русского:

- на академический, наукообразный русский;

- бюрократически-юридический русский;

- на язык “перевертышей” состоящий из антонимов каждого из слов первоначальной строки. Очки начисляются следующим образом:

  • На наукообразный русский-10 очков;
  • На юридический русский-5 очков;
  • На язык антонимов-3 очка

Вороне как-то бог послал кусочек сыра

Слайд 9. Однажды Всевышний птице средней величины из отряда Воробьиных сделал презент в виде небольшого количества пищевого продукта полутвердой массы, приготовленного из заквашенного особым способом молока.

Слайд 10. Всеядная птица с серо-черным оперением при невыясненных обстоятельствах получила от небесного прародителя вознаграждение натуральным продуктом.

Слайд 11. У орла раз черт украл кусочек колбасы.

Села муха на варенье.

1. Слайд 12. Организм (отряд Двукрылые, подкласс Крылатые, класс Насекомых, тип Членистоногие) переместил свою массу на результат переработки продукции садового участка горячим способом.

2. Слайд 13. Особь, являющаяся передатчиком ряда кишечных заболеваний и в силу этого представляющая непосредственную опасность для здоровья окружающих, по неосторожности нарушила санитарно-эпидемиологические правила и завершила деяние, которое может повлечь за собой нанесение вреда здоровью людей.

3. Слайд 14. Вылетел комар из плова.

Жили у бабуси два веселых гуся.

1. Слайд 15. У женщины гораздо старше средних лет существовали до биологической смерти два представителя водоплавающей птицы надотряда Килегрудых с явным проявлением сангвинического темперамента.

2. Слайд 16. Гражданка преклонных лет на совершенно законных основаниях обладала правом владения, пользования и распоряжения домашней водоплавающей птицей в количестве двух голов.

3. Слайд 17. У деда скончалась одна грустная курица.

Свинья всегда грязи найдет.

Слайд 18. Домашнее парнокопытное животное при любых метеорологических условиях способно отыскать размытую водой почву.

Слайд 19. Крупное наземное растительноядное животное, которое выращивается в индивидуальных и фермерских хозяйствах с целью получения дохода и является источником наживы при спекулятивной деятельности перекупщиков, в любое время суток способно произвести действие, результат которого свидетельствует о недостаточно благополучной санитарно-гигиенической обстановке вокруг нас.

3. Слайд 20. Корова изредка пылинку спрячет.

Слайд 21. “Оживи картину”

- Следующий конкурс называется “Оживи картину”. Команды получают репродукции известных картин, которые они должны оживить без слов. Соперники должны отгадать картину. 5 очков получает команда за выразительность и достоверность изображения и дополнительный балл команда получается за указание автора картины. Командам дается 3 минут на подготовку.

1. “Бурлаки на Волге” - Илья Ефимович Репин

2. “Тройка” - Василий Григорьевич Перов

3. “Охотники на привале” - Василий Григорьевич Перов

4. “Аленушка” - Виктор Михайлович Васнецов

Слайд 22. “Сочини рассказ”.

- Все мы знаем, что сочинение – один из самых сложных видов задания. В следующем конкурсе мы проверим, как вы умеете сочинять. В течение 5 минут вы должны сочинить текст, каждое слово в котором начинается с буквы “с”. Оценивается объём текста и его связность.

5 баллов за самый длинный рассказ, 5 баллов за самый связный рассказ.

Слайд 23.

Например: “Павел Петрович привез папе потрясающего попугая Петьку. Петька пожелал полакомиться пломбиром папы. Папа присел, погладил Петьку, посмеялся...”

Ведущий: Пока участники команд сочиняют рассказ, я предлагаю зрителям блиц-опрос

О чем идет речь?

1. Буквы, выстроенные для переклички. (Алфавит)

2. Фольклорный тест на сообразительность. (Загадка)

3. Учреждение, куда принимают неграмотных. (Школа)

4. Яйцо в геометрии. (Овал)

5. Мудрое время суток. (Утро)

6. Он бывает между корнем и окончанием. (Суффикс)

7. Именно этого слова не хватает в перечне, который надо запомнить “Замуж невтерпёж”. (Уж)

8. Изменение имени по падежам. (Склонение)

9. Что есть и у дерева, растущего в лесу, и у слова “дерево”,  написанного на бумаге? (Корень)

10. Именно этим “инструментом”, являющимся частью речи, А.С.Пушкин приказывал “жечь сердца людей”. (Глагол)

Замените, одним словом следующие словосочетания

  1. Щелкающий звук (щелчок)
  2. Старый человек небольшого роста (старичок)
  3. Светящееся насекомое (светлячок)
  4. Нос поросенка (пятачок)
  5. Маленький пирог (пирожок)
  6. Уменьшительное название реки (речонка)
  7. Маленькая бочка (бочонок)
  8. Детеныш медведя (медвежонок)

Ведущий: Далее мы проводим “Конкурс капитанов”. Капитанам команд на листочках даны фразеологические обороты, их задача создать иллюстрацию к данному фразеологическому обороту так, чтобы команда соперников смогла отгадать зашифрованный оборот. Не разрешается на рисунке, писать какие – либо слова. При оценивании рисунков учитывается оригинальность исполнения и красочность изображения.

  • 1 команда – заблудиться в трех соснах
  • 2 команда – попасть пальцем в небо.

 Ведущий: Пока капитаны работают над своим заданием, команда приступает к следующему конкурсу. Он называется “Отгадай фразеологический оборот”. На слайдах иллюстрация к известному фразеологическому обороту. Ваша задача отгадать зашифрованный фразеологический оборот, в случае неправильного ответа право ответа переходит к команде соперников.

Слайд 24.

Как кот наплакал

Слайд 25.

Лить крокодильи слезы

Слайд 26.

Подать руку утопающему

Слайд 27.

Сесть в калошу

Ведущий: Далее я вам будут называть устойчивые выражения, в которых одно слово употреблено неверно, его следует заменить:

  1. Крокодил в мешке (КОТ В МЕШКЕ)
  2. Как с совы вода (КАК С ГУСЯ ВОДА)
  3. Утиная песня (ЛЕБЕДИНАЯ ПЕСНЯ)
  4. Тигриная доля (ЛЬВИНАЯ ДОЛЯ)
  5. Подложить барана (ПОДЛОЖИТЬ СВИНЬЮ)
  6. Барсучья услуга (МЕДВЕЖЬЯ УСЛУГА)

Слайд 28 “Рифмоплет”

Ведущий: Следующий конкурс называется “Рифмоплет”. Командам выдается листочек со словами – рифмами, вам нужно составить стихотворение на тему “Родина”

Ведущий: Пока участники команды выполняют задание, зрителям я предлагаю поучаствовать в очередном конкурсе “Продолжить пословицу”.

Не родись красивой...(а родись счастливой)

  1. Тише едешь...(дальше будешь)
  2. Кто вчера солгал...(солжет и сегодня)
  3. Скучен день до вечера...(коли делать нечего)
  4. Яблоко от яблоньки ...(далеко не падает)
  5. Яйца курицу...(не учат)
  6. От добра...(добра не ищут)
  7. На чужой каравай ...(рот не разевай)
  8. Рыбак рыбака...(видит издалека)
  9. Грамоте учиться... (всегда пригодиться)

Ведущий: Заключительный конкурс нашего лингвистического калейдоскопа называется “Занимательная литература”. Давайте проверим, как хорошо вы знаете литературу. Я называю имя литературного персонажа, а вы по очереди - фамилию автора произведения.

Печорин М.Ю.Лермонтов
Каштанка А.П.Чехов
Чичиков Н.В.Гоголь
Старуха Изергиль А.М.Горький
Плюшкин Н.В.Гоголь
Анна Каренина Л.Н.Толстой
Евгений Онегин А.С.Пушкин
Мцыри М.Ю.Лермонтов
Чацкий А.С.Грибоедов
Кабаниха А.Н.Островский
Муму И.С.Тургенев
Моська И.А.Крылов
Ляпкин - Тяпкин Н.В.Гоголь

Ведущий: Подводя итог нашей интеллектуальной игры, мы не можем не согласиться со словами Николая Васильевича Гоголя “Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово”.

А теперь просим жюри подвести итоги конкурса.