Интегрированный урок "химия + география" по теме "Кремний и его соединения. Силикатная промышленность". 9-й класс

Разделы: Химия, География, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Дидактические цели урока:

Образовательные:

  • 1 уровень: ученик должен знать химический символ элемента, положение элемента в периодической системе химических элементов, его степень окисления, основные соединения и их применение;
  • 2 уровень: ученик должен уметь самостоятельно давать характеристику элемента на основании положения в Периодической системе и строения атома, характеризовать его соединения, знать их свойства, проводить аналогию с углеродом.
  • 3 уровень: ученик должен самостоятельно применять знания в комплексе новых ситуаций

Развивающая: развитие приёмов логического мышления, навыков индивидуальной самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными ресурсами;

Воспитательные:

  • Укрепление положительной мотивации учебной деятельности;
  • Воспитание чувств патриотизма и любви к родному краю, элементы экологического воспитании;
  • Формирование потребности критической самооценки;

Здоровьесберегающий аспект: бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих ;

Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний. 2 урок – комплексное закрепление знаний.

Оборудование: интерактивная доска, набор химических реактивов для выполнения химического эксперимента, карта химической промышленности и природных богатств Ульяновской области». «Химическо- географическая тропа» или компьютерная презентация , подготовленная бригадами учащихся класса. Коллекции «Минералы и горные породы», образцы изделий силикатной промышленности.

Ход урока.

1. Сообщение учителем темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности. (Урок проводится совместно с учителем географии или 1 урок – учитель химии, 2 урок – учитель географии).

2. Новый материал – усвоение новых знаний и способов действия.

Урок можно проводить в форме ролевой игры, где на съезде химических элементов планеты выбирается саамы важный элемент на Земле(все зависит от уровня обученности учеников).

По плану изучается новый элемент.

План обсуждения элемента ( записан на интерактивной доске).

  1. Положение элемента в Периодической системе, структура и строение атома, свойства кремния- простого вещества.
  2. Соединения кремния. Распространенность в природе элемента и соединений кремния. Свойства основных соединений кремния.
  3. Применение кремния и его соединений. Силикатная промышленность Ульяновской области.

Учащиеся самостоятельно дают характеристику кремнию на основании его положения в Периодической системе, прогнозируют его свойства.

Форма работы: индивидуальная, фронтальная беседа, объяснение учителем.

По второму вопросу учитель объясняет новый материал с использованием мультимедиаприложения к уроку (из УМК О.С. Габриеляна ). Учащиеся выполняют лабораторный опыт «Ознакомление с образцами силикатов», вспоминая курс географии.

Из беседы и демонстрации учителя, ученики узнают с распространенность кремния в земной коре, сравнивают кристаллические решётки углерода и кремния и делают прогнозы о свойствах кремния.. Результаты лабораторного опыта ученики записывают в тетрадь.

Химические свойства кремния и его соединений учитель объясняет на доске с помощью учащихся( комплексное применение знаний).

На столах у учащихся находятся штативы с пробирками и реактивами для выполнения лабораторного опыта «Качественное определение силикат-ионов»

К раствору силикатного клея приливают раствор кислоты, выпадает студенистый осадок кремниевой кислоты.

Работа парная. Химическую реакцию в молекулярном и ионных видах ученики самостоятельно записывают в тетрадях с последующей проверкой на доске.

Первичная проверка знаний:

Работа по карточкам –заданиям( 8 вариантов)

Примерные вопросы:(можно использовать материалы ГИА)

Вариант 1.

Задание 1. Электронная формула внешнего энергетического уровня атома кремния

  1. 3s23p2
  2. 4s24p2
  3. 3s23p4
  4. 4s24p4

Задание 2. Наиболее ярко выраженные неметаллические свойства проявляет элемент

  1. S
  2. Sn
  3. C
  4. Ge

Задание 3. Реакция ионного обмена идет до конца, с выделением нерастворимого вещества, при взаимодействии

  1. Cu(OH)2 c H2SO4
  2. Ca(HCO3)2 c HCl
  3. Na2CO3 c CaCl2
  4. Na2SiO3 c HCl

Критерии оценки: 1 задание -оценка «3», два задания – «4», три задания – «5»;

Задание 2. Парная работа на проверку экспериментальных умений и навыков.

В пробирках под номерами находятся растворы следующих солей: карбоната натрия, силиката натрия и хлорида натрия. Химическим путём распознайте каждое их трех предложенных веществ.

Учащиеся распознают практическим путем каждое вещество, используя лабораторное оборудование и наборы реактивов на столах.

Методы работы: репродуктивный, проблемный, практический(экспериментальный)

Форма работы: индивидуальная , парная.

Метод контроля: самооценка знаний по критериям в карточке. Правильность выполнения проверяется по интерактивной доске, где заранее написаны правильные результаты.

4. Обобщение материала. Выводы.

Фронтальная беседа с использованием учебника, наглядности, записей в тетрадях.

  • Почему кремний называют царем неживой природы?
  • В чем сходство и различие между кремнием и углеродом?
  • Где применяют кремний.

II часть урока (3 вопрос плана урока)

Применение кремния, Силикатная промышленность. Силикатная промышленность Ульяновской области.

К этому уроку учащиеся готовились заранее под руководством учителей химии и географии. Класс был разделен на бригады, каждая бригада готовила своё задание по применению соединений кремния. Более сильные учащиеся готовили творческие проекты, которые в нашем лицее защищаются на ученических научно-практических конференция..

Каждый ученик в бригаде готовил свое задание по «Силикатной промышленности :

Самостоятельно искал материал с использованием интеренет-ресурсов, посещал и проводил исследовательскую работу в Ульяновском областном краеведческом музее.

Всего бригад-3, у каждой исследование в направлениях :

  • производство цемента. Новоульяновский, Силикатненский цементный завод;
  • производство стекла;
  • производство керамики. Силикатный завод в Ульяновской области.

План задание раздавалось за 1 месяц до урока.

  1. Геологическое строение территории Ульяновской области.
  2. Сырье, районное размещение на территории Ульяновской области.
  3. Производственные технологические процессы .(В общих чертах).
  4. Продукция.
  5. Рабочие профессии.
  6. Экологические проблемы и их решение в области.

Формы работы: бригадная, индивидуальная.

Методы работы: аудиовизуальный, практический, репродуктивный, методы самоуправления учебным процессом(самостоятельная работа по бригадам под руководством учителей химии и географии).

Форма отчета: создание «экологической тропы» - оформление «гармошки» - наглядного пособия, создание компьютерной презентации, защита творческого отчета на конференции.

Презентация прилагается.

Все учащиеся получили положительные оценки.