Цели
- Продолжить работу по обучению детей решению задач с использованием единиц измерения времени и с величинами «Цена», «Количество», «Стоимость».
- Закреплять представление о величинах, в том числе о времени и единицах его измерения.
- Развивать умение решать текстовые задачи несколькими способами и использовать это умение для проверки решения.
- Формировать УУД:
- умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности(Личностные УУД);
- умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД);
- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. (Регулятивные УУД);
- умение перерабатывать полученную информацию:находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД).
Оборудование:
- Учебник, тетрадь;
- Задание для работы в парах;
- Набор из 4 кружков для самооценки.
- Мультимедийный проектор.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |||
I. Самоопределение к деятельности. | Регулятивные УУД: 1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД: 1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2) формируем умение представлять информацию в виде схемы; 3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; 6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника; 7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации. Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение работать в паре в процессе проверки Личностные УУД: 1) формируем умение выказывать своё отношение к происходящему, выражать свои эмоции; 2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 3) формируем умение оценивать себя в соответствии с определённой ситуацией. |
||||
1. На одной планете жил Астроном. Он очень любил мечтать и наблюдать за звёздами, но больше всего он мечтал открыть новую, самую лучшую планету. Какие открытия он сделал, узнаем, выполнив задания? |
|||||
II. Актуализация знаний. | |||||
2. Ребятам предлагается задание в виде «Круговых примеров» СЛАЙД №2: – Какую фигуру мы получили? Так какое открытие сделал Астроном? 3. Запишите числа в тетрадь. СЛАЙД 3: – Какие задания можно предложить выполнить с этими числами? – Назовите наибольшее число. – С какой величиной связано число 24? 4. СЛАЙД 4: Весь день наш Астроном занят. На слайде: 9 часов наблюдает за звёздным небом; 7 часов ведёт записи в книге; 3 часа мечтает; 5 км – совершает прогулку и отдыхает. Что узнаешь, выполнив действия?
|
Дети выполняют задание: – Ломаная… 3. Ребята записывают числа в тетрадь 2, 4, 6, 8, 16, 18, 24… – Натуральные, чётные, являются произведениями таблицы умножения. – Составить выражения (суммы, разности, произведения и т.д.), записать множители этих чисел, составить уравнения… – Число 24. – 24 часа составляют сутки. За 24 часа Земля совершает оборот вокруг своей оси. 4. Ребята объясняют, что можно узнать, выполнив, следующие действия и обнаруживают ошибку в записи. Доказывают, что нельзя выполнить действия с разными единицами измерения. |
||||
III. Постановка проблемной ситуации. | |||||
Предлагаю задачу с величинами «Цена», «Количество», «Стоимость». СЛАЙД 5. – Решите задачу: Для своих записей Астроном купил 3 тетради по 6 золотых и несколько блокнотов по такой же цене. Сколько всего золотых он израсходовал? |
Ребята пытаются решить задачу устно, но видят, что недостаёт данных. Возникает проблема. Они объясняют, почему невозможно ответить на вопрос задачи. |
||||
IV. Определение цели урока. | |||||
– Что мы сегодня с вами будем в основном делать на уроке математики? – Можем ли мы приступить к решению задачи? Почему? – В чём особенность этой задачи? – Что необходимо изменить в задаче? Какую работу можно сделать? |
Ребята пытаются определить цель урока и основную работу. Отмечают, что главной особенностью этой задачи является то, что недостаёт данных для решения и нахождения ответа на вопрос. |
||||
V. Решение задачи. | |||||
Решение задачи: – О чём говорится в задаче? – Что обозначает число 3? – Что обозначает число 6? И т.д. – С какими величинами мы будем работать? – Как нужно записать условие задачи? СЛАЙД 6. (Самооценка) |
Записываем условие задачи и видим, каких данных недостаточно. Дополняем условие и приступаем к решению задачи. Находим 2 способа решения задачи. Один ученик работает у доски, остальные в тетради. |
||||
VI. Физминутка. | |||||
VII. Работа со схемой. Составление уравнения. | |||||
Предлагается схема, к которой мы составляем уравнение: СЛАЙД 7. – Какую работу можно предложить выполнить по этой схеме? – Какое уравнение мы можем составить? – Какую работу вы можете предложить выполнить с этим уравнением? |
Ребята рассказывают, что по этой схеме можно составить задачи, уравнения… Ребята составляют уравнение: Х * 7 = 42 и решают его. Затем составляют обратные уравнения: 6 * х = 42 Х : 6 = 7 42 : х =6 или 7 2 ученика у доски составляют уравнения и решают. Остальные самостоятельно в тетради. |
||||
VIII. Работа в парах. | |||||
Задание на карточке: СЛАЙД 8. Планета Уран больше, чем Нептун; Сатурн меньше Юпитера, но больше Урана; Марс больше Меркурия, но меньше Венеры; Нептун больше Земли, а Земля больше Венеры; Плутон меньше Меркурия. (Самооценка.) |
Ребята работают в парах, совещаются, строят «графы», ищут правильный ответ. Выясняем, что самая большая планета – Юпитер, самая маленькая – Плутон. |
||||
IX. Рефлексия. | |||||
1.– Справились ли мы с заданиями, выполнили намеченный план? – Всё ли вам удалось? – Что особенно запомнилось? 2. – А что же наш Астроном? Нашёл ли самую прекрасную планету? Читаю стихотворение: СЛАЙД 9. Есть одна планета-сад В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелётных, Лишь на ней одной цветут Ландыши в траве зелёной, И стрекозы только тут В речку смотрят удивлённо… Береги свою планету — Ведь другой, похожей, нету! |
Ребята высказывают своё мнение. |